ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ С КОММЕНТАРИЯМИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Група в ViberГрупа в Facebook

География 9 класс - подготовка к ОГЭ

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ С КОММЕНТАРИЯМИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2 часа (120 минут).

Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Работа содержит 3 задания (14, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе или бланке. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1. Самое глубокое в мире озеро называется

1) Виктория

2) Байкал

3) Титикака

4) Эйр

Ответ: [ ]

Этот вопрос проверяет знание основных географических фактов и закономерностей, признаков географических объектов и явлений на базовом уровне. Для успешного выполнения задания также необходимо знать положение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте, географические особенности природы материков и океанов, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий. Для решения таких вопросов необходимо выучить названия географических объектов, которые являются “рекордсменами” на Земле, а также уметь описывать объекты и явления, характерные для материков, природных зон, вод океанов, народов Земли и т.д. Учащиеся без труда смогут определить среди предложенных озеро-“рекордсмен”.

Правильный ответ — 2.

2. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

1) Финляндия

2) Армения

3) Швеция

4) Турция

Ответ: [ ]

Чтобы верно выполнить это задание, необходимо уметь описывать положение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте. На этой позиции проверяются знания о географическом положении России на базовом уровне. Следует вспомнить, что Армения, Турция и Швеция не имеют сухопутных границ с нашей страной, или воспользоваться картой (или атласом) России.

Правильный ответ — 1.

3. В каком из перечисленных ниже регионов России зимы наиболее холодные?

1) Калининградская область

2) Якутия

3) Ростовская область

4) Татарстан

Ответ: [ ]

Задание базового уровня проверяет знание и понимание особенностей природы России. Для выполнения такого задания необходимо сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях России по указанным признакам. Следует помнить, что с увеличением континентальности климата в России увеличивается среднегодовая амплитуда температур (разница между летней и зимней температурами), зимние температуры понижаются, уменьшается среднегодовое количество осадков. Калининградская область, Ростовская область и Татарстан расположены в пределах зоны умеренно континентального климата умеренного пояса. Якутия расположена восточнее в пределах зоны резко континентального климата, где наблюдаются самые низкие зимние температуры. Здесь находится город Оймякон — место, где зарегистрирован абсолютный минимум зимних температур Северного полушария Земли -—71 °С. Таким образом, правильный ответ — 2.

4. Наводнения — стихийные бедствия, от которых страдают люди, живущие вдоль берегов рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?

1) Урал

2) Волга

3) Дон

4) Амур

Ответ: [ ]

Это задание базового уровня сложности проверяет умение распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Эти вопросы проверяют знание и понимание учащимися процесса взаимодействия человека с окружающей природной средой, причин возникновения геоэкологических проблем, мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Для правильного ответа необходимо учитывать природные характеристики территории и объектов, расположенных в её пределах. Учитывается режим рек, названия которых представлены в качестве вариантов ответа. Все перечисленные реки, за исключением Амура, характеризуются преимущественно снеговым типом питания, а значит, наибольший уровень воды в этих реках наблюдается весной. Амур — река преимущественно дождевого типа питания, а значит, наиболее высокий уровень воды в реке наблюдается летом. Это объясняется муссонными дождями, которые выпадают летом на территории Дальнего Востока, где протекает река Амур. Именно поэтому летом на реке наблюдаются наводнения, приносящие большой ущерб населению и хозяйству прилегающих территорий.

Правильный ответ — 4.

5. В каком из перечисленных районов России наиболее развита лесная промышленность?

1) Поволжье

2) Европейский Юг

3) Центральная Россия

4) Европейский Север

Ответ: [ ]

Это задание проверяет знание и понимание особенностей основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов на базовом уровне. Для верного ответа на данный вопрос можно использовать два пути: вспомнить, что Европейский Север занимает лидирующие позиции в лесной промышленности, или проанализировать расположение перечисленных территорий по карте природных зон России. В результате анализа станет понятно, что Европейский Север целиком находится в лесной зоне, зоне тайги, что, естественно, способствует развитию лесной промышленности. Центральная Россия, Поволжье и Европейский Юг недостаточно обеспечены лесными ресурсами, поэтому здесь получили развитие другие отрасли промышленности.

Правильный ответ — 4.

6. Группа студентов из Ростова-на-Дону занимается изучением экосистем крупных рек. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для изучения экосистем дельты одной из крупнейших рек Сибири?

1) Усть-Ленский

2) Печоро-Илычский

3) Тебердинский

4) Окский

Ответ: [ ]

Это задание проверяет умения учащихся приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, объяснять особенности формирования культурно-бытовых традиций народов под влиянием среды их обитания, умения находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем. Для решения таких вопросов необходимо знание фактов и закономерностей размещения по территории Земли объектов и явлений, а также географии природоохранных территорий. Как и в предыдущем вопросе, можно использовать два пути: определить правильный ответ, зная, что в устье реки Лена находится заповедник, а река протекает в Сибири, или методом исключения отбросить неверные варианты. Конечно, для поиска правильного решения можно поработать с физической картой России, но следует помнить, что на выполнение этого задания в спецификации отводится 2 минуты, поэтому, если использовать карту для поиска решений простых вопросов, времени для выполнения всей работы может не хватить. Правильный ответ — 1.

Задания 7 и 8 выполняются с использованием приведённой ниже таблицы.

Таблица

Площадь территории и численность населения отдельных регионов РФ

Регион

Площадь территории, тыс. км2

Численность населения по годам, тыс. чел.

Всего

городского

сельского

1995

2000

2007

1995

2000

2007

1995

2000

2007

Новосибирская область

178

2732

2725

2670

2021

2034

1986

711

691

655

Республика Дагестан

50

2200

2443

2659

945

1040

1133

1255

1403

1526

Ивановская область

24

1260

1195

1088

1036

985

878

224

210

210

Республика Коми

172

1157

1058

975

874

798

737

283

260

238

7. Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 гг. наблюдался рост численности всего населения.

1) Новосибирская область

2) Республика Дагестан

3) Ивановская область

4) Республика Коми

Ответ: [ ]

Задание предполагает умение извлекать из источников географическую информацию (на базовом уровне) и анализировать её. Источником могут служить статистические данные или климатограмма. Для выполнения данного задания необходимо проанализировать демографические показатели численности населения по годам. Работая со статистическими материалами, можно сделать вывод о том, что только в Дагестане наблюдается рост населения (в 1995 г. — 2200 тыс. чел., в 2000 г. — 2443 тыс. чел, в 2007 г. — 2659 тыс. чел.), в других субъектах РФ отмечается уменьшение общей численности населения. В этом задании также могут предлагаться данные о воспроизводстве населения (рождаемость, смертность, естественный прирост). Таким образом, чтобы правильно ответить на вопрос задания 7, необходимо проанализировать определённые демографические показатели заданного субъекта РФ по годам.

Правильный ответ — 2.

8. Используя данные таблицы, определите среднюю плотность населения в Дагестане в 1995 году. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____________ чел. на 1 км2.

Это задание предполагает умение находить в различных источниках информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности человеческими ресурсами. В задании требуется определить показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации (статистические данные, тексты, климатограммы) на повышенном уровне. Выполняя задание, следует вспомнить формулы для расчёта основных демографических показателей. Чтобы определить плотность населения, необходимо численность населения региона в указанный период разделить на площадь региона. Для расчёта естественного прироста необходимо определить разность между показателями рождаемости и смертности. Таким образом, средняя плотность населения в Дагестане в 1995 году рассчитывается так: 2200 тыс. чел. /50 км2 = 44 чел. на 1 км2.

Ответ: 44 чел. на 1 км2.

9. Какой из обозначенных буквами на карте России (см. с. 23) регионов имеет наименьшую среднюю плотность населения?

1) А

2) В

3) С

4) D

Ответ: [ ]

Это задание, как и предыдущее, предполагает сравнение географических объектов и явлений по степени проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам (базовый уровень). Этот вопрос проверяет знание учащимися особенностей населения России: размещение населения по территории страны, численность населения, географические различия естественного и механического движения населения России. В России проживает более 143 млн человек (поданным сайта http://demoscope.ru), причём показатели рождаемости (около 9‰) существенно ниже показателей смертности (около 15‰). Низкая рождаемость связана с ростом уровня и большой продолжительностью образования (10-15 лет), более поздним вступлением в брак, активной трудовой деятельностью женщин, планированием детей в семье и т. д. Положительные показатели естественного прироста населения характерны лишь для некоторых республик нашей страны (Дагестана, Ингушетии, Чечни и в меньшей степени некоторых других).

Средняя плотность населения составляет 8,5 чел./км2, что в 5 раз меньше общемировой. Размещение населения по территории страны неравномерно. Под влиянием природных условий, исторических и социально-экономических факторов сложилась главная полоса расселения населения (северная её граница проходит примерно по линии Санкт-Петербург, Пермь, Красноярск, а далее узкой полосой вдоль Транссибирской магистрали), где сосредоточено более 90% населения страны. Таким образом, пункт D (Магаданская область) расположен севернее главной полосы расселения, поэтому правильный ответ — 4.

Задания 10 и 11 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды.

10. Какой из показанных на карте погоды городов находится в зоне действия антициклона?

1) Москва

2) Якутск

3) Анадырь

4) Новосибирск

Ответ: [ ]

Это задание предполагает умение находить в разных источниках (синоптические карты погоды, тексты и т.д.) информацию, необходимую для изучения объектов и явлений, различных территорий (базовый уровень). Для правильного выполнения этого задания необходимо вспомнить, что на синоптической карте изобары — линии, показывающие распределение атмосферного давления по территории — указывают на положение циклонов (Н — вихри, в центре которых давление пониженное) и антициклонов (В — вихри, в центре которых давление повышенное). Проведя простой анализ синоптической карты, можно сделать вывод о том, что из предложенных в задании городов Анадырь находится в зоне действия антициклона.

Правильный ответ — 3.

11. В каком из показанных на карте погоды городов можно ожидать выпадения осадков в ближайшее время?

1) Благовещенск

2) Тбилиси

3) Анадырь

4) Новосибирск

Ответ: [ ]

Это задание предлагает учащимся давать собственную оценку географическим объектам и явлениям, анализировать информацию и прогнозировать развитие различных процессов и явлений. Относится к заданиям базового уровня сложности. Для его решения необходимо научиться читать синоптическую карту погоды. Анализируя карту погоды, можно сделать вывод о том, что город Анадырь расположен в зоне действия антициклона, в городах Тбилиси и Благовещенске не предполагается резкой смены атмосферного давления, давление в вышеназванных городах повышенное, а значит, в ближайшее время осадков здесь не ожидается. Около города Новосибирска проходит теплый фронт, который в ближайшее время может переместиться к городу в связи с движением циклона, находящегося над Уралом. Таким образом, правильный ответ — 4.

12. Какое утверждение о влиянии человека на атмосферу является верным?

1) Газ является наиболее экологичным видом топлива для электростанций.

2) Использование угля в качестве топлива позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу.

3) Атомные электростанции изменяют климат ближайших территорий.

4) Автомобильный транспорт не влияет на состояние атмосферного воздуха крупных городов.

Ответ: [ ]

Это задание предполагает оценку знаний и понимание учащимися природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем (базовый уровень сложности). Задание предполагает определить правильность каждого из предложенных высказываний. Для его успешного выполнения необходимо повторить раздел “Природопользование и экология” из курса географии, уделив особое внимание вопросам влияния хозяйственной деятельности людей на природу.

Правильный ответ — 1.

13. В каком из высказываний содержится верная информация о режиме реки Амур?

1) Берега реки Амур в верхнем течении пологие, река протекает в степи.

2) Амур — самая длинная река России, которая течёт с юга на север.

3) Замерзает Амур в течение октября, вскрывается в период с мая по июнь.

4) По водности Амур относится к числу наиболее крупных рек России: средний годовой расход воды в устье составляет 12800 м3/с.

Ответ: [ ]

Это задание проверяет навыки учащихся распознавать существенные признаки географических объектов или явлений базового уровня сложности. Для выполнения этого задания необходимо знать определения основных географических понятий и терминов, процессов и явлений, уметь приводить примеры. Правильный ответ — 3.

Задание 14 выполняется с использованием приведённых ниже климатограмм.

14. На рисунке приведены климатограммы, составленные для пунктов А и Б, расположенных на материке Евразия примерно на одной широте и на одной высоте над уровнем моря. Определите, какой из пунктов расположен восточнее. Для обоснования ответа приведите два довода.

Это задание на анализ и объяснение событий в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний относится к заданиям высокого уровня сложности. Источниками информации для проведения анализа могут служить тексты, климатограммы, картосхемы. Задание предполагает проведение анализа климатограмм. Для решения таких заданий необходимо уметь извлекать из условий географическую информацию.

В заданиях, которые предусматривают сравнение климатограмм, необходимо учитывать, что основные характеристики климата (годовой ход температуры воздуха и количество осадков) зависят от положения географического объекта на материке. Для Евразии (России) характерно усиление континентальности климата с запада на восток, таким образом, при выборе расположения пункта (западнее или восточнее) по климатограммам можно сделать вывод, что чем восточнее он расположен, тем там меньше осадков и ниже зимние температуры (больше амплитуда температур). Значит, восточнее расположен пункт Б.

15. Используя данные таблицы “Численность населения Российской Федерации в 2013 г.”, определите долю городского населения России в 2013 году (в %) в общей численности населения. Полученный результат округлите до целого числа.

Численность населения Российской Федерации в 2013 г. (млн чел.)

Годы

Всё население, млн чел

В том числе

городское

сельское

2013

143,3

106,1

37,2

Ответ:________ %

Это задание проверяет понимание основных географических терминов и понятий, умения школьников использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач. В указанном задании может быть представлена статистическая информация, отражающая содержание по различным разделам школьной географии, которую нужно преобразовать, рассчитать процент показателя (долю). Для решения данного задания следует произвести расчёт: 106,1 / 143,3 х 100% = 74%

Правильный ответ — 74 %.

16. Расположите перечисленные ниже названия городов России в порядке увеличения их высот над уровнем моря. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) Санкт-Петербург

2) Екатеринбург

3) Чита

Ответ:

Это задание проверяет умение школьников определять по физической карте абсолютные высоты, что необходимо для чтения карт различного содержания, а также эффективного использования приобретённых географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни школьников. Для выполнения этого задания необходимо открыть физическую карту России в атласе, затем, используя легенду карты (шкалу высот), определить абсолютную высоту положения указанных в задании географических объектов (городов). Таким образом, правильный ответ:

Ответ:

17. Определите, какой город имеет географические координаты 46,8° с. ш., 39,5° в. д.

Ответ: ___________________

Это задание проверяет умение определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Определение географических координат по карте — обязательный навык, формирующийся в процессе обучения географии. Это задание повышенного уровня сложности, оно предполагает использование географического атласа. Для его решения требуется найти город по предложенным координатам широты и долготы. Вспомним, что географическая широта — это величина дуги меридиана, проведённого от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная и южная в границах от 0° (широта экватора) до 90° (широта полюсов). Географическая долгота — величина дуги параллели, проведённой от нулевого (Гринвичского) меридиана до заданной точки, в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0° до 180°.

Правильный ответ — Ростов-на-Дону.

Задания 18—21 выполняются с использованием приведённой ниже карты.

18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ:_____ м.

Это задание базового уровня проверяет умение определять расстояния на картах и плане местности. Чтобы определить расстояние между географическими объектами на плане местности, следует соединить эти объекты прямой линией, затем измерить полученный отрезок линейкой. Для определения реального расстояния используется масштаб (проще всего именованный) плана местности. Полученный результат измерения, в нашем случае это 4 см, нужно умножить на величину уменьшения масштаба (именованный масштаб карты “в 1 см 100 м”), получаем 4 х 100 = 400 м.

Ответ: 400 м.

19. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ:________ .

В этом задании проверяется умение определять направления на картах и планах местности. Такие задания отнесены к базовому уровню сложности. Для определения направлений на топографической карте нужно учитывать, что направление на север строго перпендикулярно вверх (если нет специального указания стрелкой). Для решения этой задачи из точки А нужно провести перпендикуляр строго вверх — направление на север, так как направление на север на топографической карте не указано специальной стрелкой. Затем необходимо соединить прямой линией оба пункта, указанные в задании, а далее указать стрелкой на объект, для которого определяем направление, т. е. домик лесника (см. рисунок). Проанализировав рисунок, делаем вывод.

Ответ: в северо-западном.

20. Ваш младший брат зимой хочет покататься с друзьями на санках с горки. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Это задание проверяет умение применять в реальных жизненных ситуациях методы, которые предлагает наука география. Такое задание предполагает полный ответ, относится к повышенному уровню сложности. Напоминаем, что полный ответ на вопрос записывается на отдельном листе с указанием номера задания. Для правильного решения этого задания необходимо проанализировать географические условия каждого участка (используя топографические знаки карты) по следующим критериям: положение на склоне или пологой местности, наличие или отсутствие древесной и другой растительности, болот, оврагов или ям, близость к населённым пунктам и др. Для выполнения этого задания представим следующие доводы для обоснования выбора участка 3:

— наличие небольшого склона, так как, катаясь на санках на крутом склоне, можно получить травму;

— отсутствие на нём растительности, чтобы не возникало препятствий движению, а значит, было менее опасно;

— отсутствие оврагов и ям, на таких участках катание на санках невозможно;

— отсутствие болот и водоёмов, на таких участках катание запрещено.

Ответ на данный вопрос можно строить, анализируя каждый из предложенных участков. Например, участок 2 — пологий, расположен в пределах болотистой местности, а в пределах участка 1 находятся ямы, он покрыт кустарником, там находится лесная вырубка. Поэтому правильный ответ — участок 3.

21. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А — В разными учащимися. Профили отличаются на участке от линии электропередач до точки В. Какой из профилей построен верно?

Ответ: [ ]

Это задание высокого уровня проверяет умения учащихся читать карты различного содержания, извлекать географическую информацию в разных видах. Чтобы научиться решать такие задания, нужно иметь навыки построения профиля по топографической карте. Анализируя изменение рельефа по горизонталям на предложенном рисунке, можно увидеть, что от точки А к точке В рельеф понижается, т. к. точка А находится выше (о чём свидетельствуют направления берштрихов), а точка В — в долине реки. Значит, ответы 2 и 4 не подходят. Положение линии электропередач (ЛЭП) даёт возможность оценить характер понижения. Так как горизонтали расположены на одинаковом расстоянии по всему участку линии АВ, а от ЛЭП до точки В линия профиля пересекает только две горизонтали, то разница высот на этом участке будет не более 5 метров (по легенде карты горизонтали проведены через 2,5 метра). Такой уклон представлен на рисунке 1.

Правильный ответ — 1.

Задания 22—23 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Европейский центр технологий и инвестиционных исследований Etirc вложила в 2008—2010 годах в строительство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн долларов. Стоимость строительства заводов составила около 220 млн долларов. Остальные средства пошли на обеспечение производств электроэнергией.

Компания выбрала две площадки под строительство: в районе посёлка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород после 2015 г. путём его электролиза из воды, сжижать и поставлять железнодорожным транспортом в Японию.

(По материалам интернет-издания “Эксперт Online”)

22. Какой буквой на политико-административной карте России обозначена Иркутская область?

1) А

2) В

3) С

4) D

Ответ: [ ]

Этот вопрос проверяет знание учащимися положения на карте субъектов Российской Федерации, географических районов. Такие задания базового уровня способствуют формированию умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, которые могут быть решены средствами географии. Для решения таких заданий необходима работа с политической и физической картами России, контурной картой. Для усвоения материала нужно не только наносить на контурную карту названия субъектов РФ, но и описывать их местоположение в составе географического района относительно расположенных на его территории географических объектов. Такие виды учебной работы помогут не только запомнить их местоположение, но и ответить на вопросы по определению региона (субъекта) России по его краткому описанию (задание 30).

Правильный ответ — 3.

23. Какая особенность хозяйства Иркутской области обусловила её выбор для строительства заводов по производству водородного топлива?

Это задание на анализ и объяснение событий в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний относится к заданиям высокого уровня сложности. Напоминаем, что полный ответ на вопрос записывается на отдельном листе с указанием номера задания. Для ответа на вопрос нужно проанализировать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов России. Внимательно прочитайте предложенный к заданию текст. Там говорится о технологии получения топливного водорода. Его предполагают производить путём электролиза из воды. А значит, основными условиями для работы предприятия является его обеспеченность водными ресурсами и электричеством. Иркутская область хорошо обеспечена водными ресурсами. На территории области расположены крупные ГЭС, поэтому именно там планируют строительство завода по производству водородного топлива.

24. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого старого). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ:

Задание проверяет способность учащихся описывать положение географических объектов, знание и понимание географических явлений и процессов, происходящих в геосферах. В этом задании повышенного уровня сложности предлагается определить верную последовательность. Для правильного решения следует внимательно прочитать вопрос и определить характер последовательности, т.е. в порядке увеличения (возрастания) или уменьшения (убывания) предлагается выстроить ответ. Выполняя задание, следует помнить, что чем ниже расположен слой горных пород, тем он древнее (старше). Таким образом, правильная последовательность:

Ответ:

25. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и названием региона. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

СЛОГАН .

РЕГИОН

А) Добро пожаловать в Приэльбрусье — земной рай для альпинистов и горнолыжников!

Б) Перейди границу частей света!

1) Республика Тыва

2) Кабардино-Балкарская Республика

3) Челябинская область

4) Московская область

Ответ:

Это задание повышенного уровня сложности проверяет способность описывать положение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на территории нашей страны. В данном задании количество элементов, между которыми надо установить соответствие, не совпадает. Для верного решения нужно вспомнить, что курорты Приэльбрусья расположены в пределах Кабардино-Балкарской Республики, а граница между Европой и Азией проходит по нескольким субъектам РФ, в том числе по территории Челябинской области.

Правильный ответ:

26. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) Красноярский край

2) Краснодарский край

3) Камчатский край

Ответ:

Это задание повышенного уровня сложности проверяет умение учащихся определять различия в поясном времени на территории России. Для решения таких задач необходимо помнить, что поясное время — это система отчёта времени по часовым поясам. Всего на Земле выделено 24 часовых пояса по 15° долготы. Нулевой часовой пояс — пояс, средним меридианом которого является нулевой меридиан (проведён через г. Гринвич, который находится в Великобритании). Декретное время — это поясное время, переведенное на один час вперед, действует в России с 1930 года. Для определения времени часовых поясов, находящихся к востоку от нулевого меридиана (например, в России), необходимо прибавлять время, а к западу — отнимать. Новый год в нашей стране первыми начинают встречать в самых восточных регионах. Самой восточной территорией является Камчатский край, самой западной — Краснодарский край. Поэтому правильная последовательность:

Ответ:

27. Проанализируйте данные климатограммы (см. рис. 1 на с. 38) и определите, для какого города характерен климат, показанный на ней.

1) Якутск

2) Сидней

3) Лондон

4) Гавана

Ответ: [ ]

Это задание повышенного уровня сложности проверяет умение анализировать данные климатограммы и определять на карте положение пункта, климат которого ей соответствует. Для решения заданий по анализу климатограммы необходимо уметь извлекать из неё географическую информацию.

Вспомним, что график на климатограмме отражает годовой ход температур, а диаграмма внизу — количество выпадающих осадков (помесячно). Показатели температуры отражены на левой вертикальной линии (°С), на правой вертикальной линии приводятся показатели выпадающих осадков (мм), на горизонтальной линии приводятся названия месяцев. Таким образом, для определения максимальной (минимальной) величины температуры или количества осадков необходимо провести перпендикуляр к соответствующей вертикальной линии и определить месяц, для которого характерны эти показатели (см. рис. 2).

Таким образом, анализируя график среднегодовых температур в предложенном задании, можно сделать вывод о том, что город расположен в умеренном климатическом поясе Северного полушария (температуры июня выше, чем температуры января, значения зимних температур опускаются до +3 °С), большое количество осадков в течение года характерно для морского типа климата.

Правильный ответ — 3.

Задания 28, 29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, обмениваются результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках. 21 марта в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в следующей таблице.

Пункт наблюдения

Координаты пункта наблюдения

Высота Солнца над горизонтом

Температура воздуха, °С

Время наблюдения, МСК

Санкт-Петербург

60° с.ш. 30° в.д.

30°

+4 °С

13 ч.

Москва

56° с.ш. 37° в.д.

34°

+1 °С

13 ч. 28 м.

Липецк

53° с.ш. 40° в.д.

37°

+6° С

13 ч. 40 м.

Астрахань

46° с.ш. 48° в.д.

44°

+8 °С

14 ч.

28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта наблюдения. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из ребят сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Игорь: “Континентальность климата увеличивается в направлении с северо-востока на юго-запад”.

2) Людмила: “Температура воздуха изменяется в течение суток”.

3) Олег: “Высота Солнца изменяется в зависимости от географической широты”.

4) Оксана: “Высота Солнца не зависит от времени наблюдения”.

Ответ: [ ]

Такое задание повышенного уровня выявляет способность учащихся анализировать данные, полученные в результате наблюдений, делать выводы. В вариантах ответов предложены географические закономерности, выявленные в результате наблюдений. Предложенные города расположены меридианально в зоне действия умеренно континентального климата. Так как изменения производились в разных городах в течение одного часа, мы не можем говорить о суточной амплитуде температур и об изменении высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени наблюдений, для этого измерения должны проводиться несколько раз в сутки. Данные таблицы свидетельствуют об изменении высоты Солнца в зависимости от географической широты местности. Высота Солнца над горизонтом увеличивается с севера на юг.

Правильный ответ — 3.

29. В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность дня будет наибольшей?

1) Санкт-Петербург

2) Москва

3) Липецк

4) Астрахань

Ответ: [ ]

В этом задании проверяется умение учащихся находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Данное задание строится на содержании раздела “Планетарные особенности Земли”, поэтому относится к заданиям повышенного уровня. Для его решения нужно знать, что 22 июня — день летнего солнцестояния. В этот день Солнце стоит в зените над Северным тропиком (23,5° с.ш.), а за Северным полярным кругом наблюдается явление полярного дня. Наибольшая продолжительность дня будет в городе, расположенном ближе всего к Северному полярному кругу. Среди предложенных городов самым северным является Санкт-Петербург.

Правильный ответ — 1.

30. Определите страну по её краткому описанию.

Эта страна расположена на севере жаркого материка. Она омывается водами морей, относящихся к бассейнам двух океанов. Большая часть её территории имеет равнинный рельеф и расположена в пределах природной зоны полупустынь и пустынь. В пределах страны находится глубочайшая на суше впадина материка. Столица находится в северной, наиболее густо заселённой части страны.

Ответ: _____________________

Задания на определение стран мира и регионов России по описанию традиционно считаются сложными для учащихся, поэтому их относят к заданиям повышенного уровня сложности. Для решения такого типа заданий нужно внимательно прочитать текст описания до конца. Затем следует найти “ключи” — характеристики, указывающие на уникальные особенности данной страны. Страна находится на севере Африки (жаркий материк, расположена в пределах полупустынь и пустынь, северная часть наиболее густо заселена, там находится столица). Главным фактором, позволяющим отнести данную страну к государствам Северной Африки, является указание на то, что она омывается водами двух океанов (Средиземное море относится к бассейну Атлантического океана, а Красное — к бассейну Индийского океана). Важной характеристикой является наличие на её территории глубочайшей на суше материковой впадины.

Таким образом, правильный ответ — Египет.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.