МАСШТАБЫ И ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ - МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА

География мирового хозяйства: традиции, современность, перспективы - 2016 год

МАСШТАБЫ И ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ - МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА

И.А. АЛЕШКОВСКИЙ, В.А. ИОНЦЕВ, Я.А. РУДНЕВА

Во второй половине XX в. глобализационные процессы в сочетании со стремительными переменами в глобальных политических и экономических системах способствовали резкой интенсификации межгосударственных миграционных потоков, что привело к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире [Василенко, Слука, 1999; Слука, 1999; Слука, Слука, 2000]. Одной из характерных ее особенностей стали неуклонный рост масштабов и структурная непреодолимость нелегальной миграции. В конце XX - начале XXI вв. обострение социально-экономических проблем в странах, принимающих мигрантов, усложнение геополитической обстановки в мире и другие факторы привели к тому, что феномен нелегальной иммиграции стал предметом возрастающей и расширяющейся общественной дискуссии во многих странах мира. Как свидетельствуют социологические опросы, жители большинства развитых стран рассматривают нелегальную иммиграцию как одну из наиболее острых проблем, угрожающих национальной безопасности. Приток нелегальных мигрантов ассоциируется с ухудшением криминогенной обстановки, ростом наркомании и наркотрафика, угрозами международного терроризма и другими негативными явлениями [Migration Policy Institute, 2011].

Обеспокоенность общества, в свою очередь, обуславливает возрастающий интерес к проблемам нелегальной иммиграции со стороны ученых, государственных и политических деятелей, институтов гражданского общества и международных организаций, стимулирует дальнейшее усиление мер по противодействию нелегальной иммиграции. Это стало особенно заметным после трагедии 11 сентября 2001 г. в США, когда основными темами мировой повестки дня стали проблемы национальной безопасности и международного терроризма, и событий “арабской весны”, существенно обострившей проблему вынужденной и нелегальной иммиграции в Европе [Ионцев, Алешковский, 2008].

Сложность изучения нелегальной миграции обуславливается отсутствием устоявшегося терминологического аппарата. В работах ученых можно найти не только различные определения нелегальной иммиграции, но и разное понимание самой сути этого явления. Так, для обозначения мигрантов, которые въезжают в страну незаконно или нелегально, нарушают установленные сроки пребывания или находятся в стране без вида на жительства, нарушают иные установленные для них миграционные правила, в современной научной литературе используется целый ряд терминов: “недокументированная”, “незаконная”, “нелегальная”, “неразрешенная”, “неурегулированная”, “подпольная”, “полулегальная” миграции и др. При этом одни исследователи рассматривают эти термины как синонимы, а другие - как принципиально различные.

В настоящее время большинство международных организаций, такие как МОМ, МОТ, Совет Европы, отдают предпочтение терминам “irregular migration” (“нерегулярная миграция”) и “irregularmigrants” (“мигранты с неурегулированным статусом”). Использование терминов “illegal migration” (“нелегальная миграция”) и “illegal migrants” (“нелегальные мигранты”) в основном ограничивается случаями контрабанды и траффика мигрантов. Одним из первых международных документов, в котором рассматриваются проблемы нелегальной трудовой миграции, является Конвенция МОТ № 143 “О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможностей и обращения” (1975 г.). В этом документе указывается, что нелегальность может быть связана с различными аспектами: въездом, транзитом или пребыванием в стране, способом занятости. “Каждый член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры... против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях” [Конвенция МОТ, 1975].

Понятие “нелегальный” (“illegal”) имеет нормативный подтекст и несет отпечаток “криминальности”, тогда как многие нелегальные мигранты, даже если они нарушили миграционные законы в области въезда и/или пребывания в принимающей стране, не могут быть названы преступниками в обычном понимании этого слова. В связи с этим на Международной конференции ООН по народонаселению и развитию (1994 г.) было предложено использовать по отношению к лицам, которые не удовлетворяют установленным властями принимающей страны требованиям в отношении въезда, пребывания или экономической деятельности, формулировку “лица без документов”. Однако этот термин также не являлся полным, поскольку он не охватывает мигрантов, въезжающих в страну на законном основании с туристическими документами, которые затем нарушают условия въезда и устраиваются на работу. Мигранты, пересекающие границы с помощью специальных проводников, также могут иметь поддельные документы. В 1999 г. на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке было рекомендовано использовать термин “лица с неурегулированным статусом”. При этом неурегулированное положение в области миграции может быть связано с различными моментами, такими как отъезд, транзит, въезд и возвращение, причем нарушения законности могут совершаться как в отношении мигрантов, так и самими мигрантами [МОТ, 2004].

В “Миграционном словаре”, подготовленном МОМ, приводится следующее определение нелегальной миграции: перемещения, которые имеют место вне рамок законов стран выбытия, транзита или прибытия мигрантов. Четкое и универсальное определение нелегальной миграции отсутствует. С точки зрения принимающей страны, к ней относят перемещения, связанные с нелегальным въездом, пребыванием или работой в стране, подразумевая, что мигрант не имеет необходимых в соответствии с миграционным законодательством документов для законного въезда, проживания или работы в данной стране. С точки зрения страны эмиграции, нелегальность проявляется, например, в том случае, когда индивид пересекает международную границу без действительного паспорта или выездного документа, или же не выполняет административные требования, необходимые для выезда из страны [IOM, Glossary on Migration, 2004, р. 34-35].

В докладе Глобальной комиссии по международной миграции (2005 г.) отмечается, что “термин нелегальная миграция обычно используется для характеристики различных форм перемещений индивидов, связанных c нарушением правил въезда или пребывания страны, гражданами которой они не являются. Она включает в себя индивидов, которые въезжают или находятся в стране без разрешения, которые были перевезены через государственные границы контрабандно или незаконно; лиц, ищущих убежища, которым было отказано в предоставлении убежища и которые скрылись от депортации; лица, которые въехали по поддельным документам или получили вид на жительство с помощью фиктивного брака. Все эти различные формы нелегальной миграции часто объединяются под названиями “неразрешенная”, “недокументированная”, “незаконная” и др. Комиссия осведомлена о спорах, окружающих сравнимость этих терминов, и согласна с утверждением, что к человеку неприменимо определение “незаконный” или “нелегальный”. В связи с этим в рамках настоящего доклада используется термин “мигранты с неурегулированным статусом” (“migrants with irregular status”)” [GCIM, Migration in an interconnected world, 2005, р. 32].

В подготовленном в 2011 г. МОМ Справочнике по терминологии в области миграции приводятся следующие определения:

- недокументированные трудящиеся-мигранты (трудящиеся-мигранты, пребывающие с нарушением законодательства; трудящиеся-мигранты без документов);

- трудящиеся-мигранты или члены их семей, которым не разрешен въезд, пребывание или работа в стране;

- нерегулярная миграция (незаконная миграция, нелегальная миграция) - передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран;

- нерегулярный мигрант - лицо, которое вследствие незаконного въезда или истечения срока действия визы не имеет законного статуса в транзитной или принимающей стране.

Обобщая изложенное, укажем, что, на наш взгляд, наиболее полными и точными определениями представляются следующие:

- нелегальная (нерегулярная) миграция - это территориальные (пространственные) перемещения людей через административные границы, сопровождаемые нарушением правил выезда страны выбытия, правил въезда и/или пребывания (проживания) в стране прибытия, правил транзита через третью страну или правил осуществления трудовой деятельности в стране прибытия;

- нелегальные (нерегулярные) мигранты - это мигранты, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию данного государства, а также правила осуществления трудовой деятельности в данном государстве.

Методы оценки нелегальной иммиграции аналогичны методам оценки других “неформальных” социально-экономических процессов и имеют те же методические проблемы. Главная из них заключается в том, что выявить “истинное число” нелегальных мигрантов по определению невозможно. Также невозможно выделить и изучить репрезентативную выборочную совокупность “недокументированных” мигрантов, поскольку структура генеральной совокупности является неизвестной. В целом все методы оценки численности и структуры нелегальных мигрантов основываются на использовании имеющихся “жестких” статистических данных (т.е. анализе известных и зарегистрированных случаев нелегальной миграции). Исходя из наблюдаемых и учтенных показателей, в свою очередь, можно сделать выводы о масштабах “ненаблюдаемых” явлений (численности незаконно проживающих мигрантов, нелегально занятых и т.д.).

В зависимости от способа получения данных, все методы оценки численности нелегальных иммигрантов можно разделить на две группы. Прямые методы основаны на непосредственной регистрации каждого миграционного события. К ним относятся: данные пограничного контроля; данные деклараций капитанов кораблей; число выданных разрешений на трудовую деятельность и вид на жительство; число депортированных иностранцев; число выявленных мигрантов, занятых в неформальном секторе; статистика разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в принимающей стране и др. Косвенные методы в большинстве случаев носят оценочный характер и опираются на материалы переписей населения, выборочных обследований, опросов экспертов и др. Они включают: метод демографического баланса, “метод Дельфи”; методы оценки численности нелегальной миграции, основанные на анализе денежных переводов трудящихся-ми- грантов, и др. Сочетание прямых и косвенных методов позволяет расширить возможности анализа нелегальной миграции населения, точнее оценить ее масштабы и структуру.

Для оценки масштабов нелегальной миграции представляется целесообразным использовать теорию факторов миграции (теорию “притяжения — выталкивания”) и методы дискриминантного анализа. Базируясь на имеющихся исследованиях нелегальной миграции, а также исходя из доступной статистической информации1, разработана экономико-математическая модель оценки масштабов нелегальной иммиграции. Зависимой переменной в модели выступает численность нелегальных иммигрантов в данной стране. В качестве независимых переменных был сформирован набор из пятнадцати показателей, гипотетически влияющих на уровень нелегальной иммиграции: 1) общий коэффициент рождаемости, ‰; 2) общий коэффициент смертности, ‰; 3) коэффициент миграционного прироста населения, ‰; 4) коэффициент младенческой смертности, ‰; 5) суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину; 6) доля населения в возрасте до 15 лет, %; 7) доля населения в возрасте 65 лет и старше, %; 8) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет; 9) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет; 10) доля городского населения, %; 11) ВВП на душу населения по ППС, долл.; 12) плотность населения, чел. на км2; 13) уровень безработицы по методологии МОТ, %; 14) среднегодовая численность населения, тыс. чел.; 15) уровень грамотности населения, %.

Для проведения дискриминантного анализа была сформирована “обучающая выборка” из большинства европейских стран и США, ряда стран Африки, Южной Америки и Австралии. Оценка численности нелегальных мигрантов в европейских странах была взята из исследовательского проекта Clandestino, оценки по другим странам - из официальных статистических источников. В обучающей выборке были заданы следующие оценки интервала масштабов нелегальной иммиграции (тыс. чел.): 1) 0-10; 2) 11-50; 3) 51-200; 4) 201-500; 5) 501-1000; 6) свыше 1000. Для каждого интервала были рассмотрены регрессионные модели следующего вида:

где IMi - оценка масштабов нелегальной миграции в стране i, Xi - вектор экономико-демографических показателей страны i, С - константа, а = (a1,.., an) - параметры регрессии.

Методами дискриминантного анализа сформированной совокупности исходных показателей для обучающей выборки были выявлены существующие связи между результирующей переменной и предполагаемыми объясняющими переменными, а также оценена значимость объясняющих переменных. Проведенный анализ показал, что одновременное включение всех выбранных 15 показателей приведет к возникновению в модели мультиколлинеарности. Поэтому нами были протестированы различные регрессионные модели, включающие различные некоррелируемые между собой объясняющие переменные. В итоге была выбрана наилучшая модель, в которой все объясняющие переменные были значимыми на однопроцентном уровне. Модель учитывает в качестве детерминант нелегальной иммиграции шести из ранее отобранных показателей (3, 5, 9, 10, 11, 12). Согласно модели, страны и территории мира были распределены по шести кластерам, соответствующим оценкам масштабов нелегальной миграции (табл. 5.8).

Исследование подтвердило перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной миграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции. Вместе с тем имеются возможности для совершенствования модели. Для улучшения модели в “обучающей выборке” должны присутствовать как можно больше различных по экономико-демографическим показателям стран. При этом число стран для каждого интервала оценок должно быть примерно одинаковым, чтобы алгоритм не отдавал предпочтения какому-либо интервалу. Целесообразно ввести в модель фиктивную переменную, отражающую жесткость миграционной политики в стране, фиктивную переменную, отражающую членство страны в интеграционном объединении со свободой перемещения рабочей силы и др.

Таблица 5.8

Распределение стран и территорий мира по оценке масштабов нелегальной миграции, 2013 г.

Масштабы миграции, тыс. чел.

Состав кластеров

I

0-10

Андорра, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Бахрейн, Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Вануату, Грузия, Исландия, КНДР, Косово, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальта, Молдавия, Монако, Палау, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Сингапур, Таиланд, Украина, Финляндия, Хорватия, Швеция

II

11-50

Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Бангладеш, Белиз, Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Венгрия, Восточный Тимор, Вьетнам, Габон, Гаити, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Дания, Дем. Респ. Конго, Джибути, Египет, Зимбабве, Йемен, Ирак, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизия, Кирибати, Коморские Острова, Конго, Кот-д'Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивы, Микронезия, Мозамбик, Монголия, Мьянма, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Пакистан, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Португалия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Соломоновы Острова, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Туркмения, Узбекистан, Уганда, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Чад, Чили, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан, Ямайка

III

51-200

Албания, Доминика, Замбия, Индия, Ирландия, Кипр, Китай, Коста-Рика, Кувейт, Латвия, Литва, Македония, Польша, Словакия, Словения, Тайвань, Эстония, Черногория, Чехия

IV

201-500

Австрия, Ботсвана, Гватемала, Германия, Канада, Катар, Ливия, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария

V

501-1000

Австралия, Аргентина, Бельгия, Венесуэла, Греция, Индонезия, Испания, Италия, Ливан, Колумбия, Никарагуа, Парагвай, Перу, Тунис, Южная Корея, Уругвай, Эквадор, Япония

VI

свыше 1000

Алжир, Бразилия, Великобритания, Доминиканская Республика, Иордания, Израиль, Иран, Казахстан, Марокко, Мексика, Оман, ОАЭ, Россия, Саудовская Аравия, Турция, США, Франция, ЮАР

Рассчитано в программной оболочке Statistica 10.

На общемировом фоне традиционно особое место занимает ЕС, иммиграция в страны которого всегда была популярна по ряду причин. Наиболее значимыми из них являются высокий уровень социально-экономического развития ЕС, безопасность и защита прав человека. В начале XXI в., в силу изменения геополитической обстановки, миграции резко усилились, что превратило миграционную проблему в регионе в одну из важнейших и трудно решаемых. Только в 2015 г. в ЕС прибыло 1006 тыс. чел., подавляющее большинство (971 тыс. чел.) из них добрались морским путем, через Средиземное море. Еще 34 тыс. чел. достигли ЕС по суше - из Турции в Болгарию и Грецию. По данным ООН, каждый второй иммигрант был из Сирии, 20% - из Афганистана, 7% - из Ирака. Подавляющее большинство переместившихся - нелегальные мигранты [International Organization for Migration, 2015].

Необходимость совершенствования законодательного регулирования миграционной политики ЕС стала очевидной еще в начале XXI в., но на сегодняшний день правовое регулирование противодействия нелегальной иммиграции на европейском уровне не в полной мере отвечает современным требованиям. По мнению Европейского совета, долгосрочной задачей ЕС должен был стать универсальный, сбалансированный подход к устранению основных причин нелегальной миграции. Но в действиях государств- членов ЕС не прослеживается единого подхода к проблеме противодействия нелегальной иммиграции, что существенно снижает эффективность борьбы с этим явлением на общеевропейском уровне.

Среди многочисленных проблем борьбы с нелегальной миграцией, с которыми сталкиваются страны ЕС, можно выделить три основных: идентификация личности мигрантов, их содержание и расходы на профилактическую работу. В этой связи можно рекомендовать следующие основные направления, по которым необходимо развивать сотрудничество: 1) создание общей базы данных о нелегальных мигрантах, задержанных на границе; 2) финансирование содержания нелегальных мигрантов; 3) разработка и реализация согласованных превентивных мер противодействия нелегальной миграции и контрабанде людей; 4) совместный пограничный контроль.

В последние годы в связи с крайне тяжелой миграционной обстановкой в ЕС предлагается множество идей по борьбе с нелегальной миграцией. Так, 13 мая 2015 г. председатель Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер представил соответствующий план. В него входят четыре основных пункта: 1) общая миграционная политика Евросоюза путем введения квот на прием беженцев; 2) совместная борьба с нелегальной иммиграцией и торговлей людьми; 3) совместный контроль внешних границ ЕС; 4) новая политика в области легальной миграции [European Commission, 2015].

Европейская Комиссия по итогам встречи министров иностранных и внутренних дел ЕС под председательством вице-президента Ф. Могерини и комиссара по миграции, внутренним делам и гражданству Д. Аврамопулоса в Люксембурге 20 апреля 2015 г. обнародовала план действий из десяти пунктов [European Commission, 2015]. Он включает: 1) возобновление совместных операций Triton и Poseidon за счет увеличения финансовых ресурсов и активов; 2) ведение систематической работы по захвату и уничтожению судов, которые используют контрабандисты (положительный пример подобных действий получен в результате запуска операции Atalanta в Индийском океане); 3) тесное сотрудничество EUROPOL, FRONTEX, EASO и EUROJUST с целью сбора информации о действиях контрабандистов; 4) создание рабочих групп в Италии и Греции для обработки ходатайств о предоставлении убежища; 5) обеспечение дактилоскопической экспертизы всех мигрантов; 6) рассмотрение механизмов экстренного переселения; 7) предоставление пилотного проекта по переселению, предлагающего ряд мест, где лица, нуждающиеся в защите, могут получить ее; 8) установление новой программы для быстрого возвращения нелегальных мигрантов; 9) дипломатическое взаимодействие со странами-соседями Ливии; 10) развертывание деятельности иммиграционных офицеров в ключевых странах “третьего мира” для сбора разведывательной информации о миграционных потоках. Система мероприятий получила полную поддержку министров иностранных и внутренних дел ЕС. Вместе с тем, четкого плана по решению миграционной проблемы в ЕС пока не существует.

Заключение. Нелегальная иммиграция - одна из характерных черт современных миграционных процессов. Международный опыт противодействия этой форме миграции показывает, что в условиях современной глобальной экономики проблема не может быть решена полностью. Независимо от того, какую иммиграционную политику будут проводить правительства принимающих стран, в них всегда будет находиться определенное число нелегальных иммигрантов. Вместе с тем масштабы нелегальной иммиграции могут быть значительно сокращены, если будет поощряться легальная трудовая миграция. Вопросы управления нелегальной иммиграцией предполагают формирование целого комплекса правовых институтов и должны рассматриваться в более широком контексте общего иммиграционного законодательства. Оно должно включать в первую очередь четкую юридическую регламентацию критериев и процедур легального въезда в страну, учитывающую все разнообразие современных миграционных потоков. На наш взгляд, для эффективного противодействия нелегальной иммиграции необходим поиск баланса между ужесточением политики в отношении как нелегальных мигрантов, так и использующих их труд работодателей, и укреплением правовой базы легальной миграции, созданием дополнительных легальных каналов для приема трудящихся-мигрантов. При расширении правовых гарантий часть иммигрантов, которые сегодня предпочитают нелегальные каналы въезда и проживания, перейдут на законное положение.


1 Данные международного проекта Clandestino, Отдела народонаселения ООН, Бюро изучения населения и Всемирного банка.