РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

География России - Природа 8 класс

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

Задачи: расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира России; изучить закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России; научить работать с картой растительности и животного мира.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Данная тема отличается значительным объемом фактического материала. Однако следует учитывать достаточно широкие знания учащихся о растительном и животном мире, приобретенные при изучении курсов зоологии и ботаники. Поэтому учитель должен придать уроку обобщающий межпредметный характер. Для того чтобы актуализировать уже имеющиеся знания, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Будет ли преувеличенным сказать, что своим существованием человек во многом обязан растениям и животным?» Обобщив ответы, учитель подводит учащихся к выводу о неразделимости понятий «человек» и «природа».

«С чего начинается любовь к Родине, к своей земле? С деревца, посаженного у вашего окна, первого рассвета, встречаемого на опушке леса, с тропинки к реке... Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее.

Природа - это не только сырьё для промышленности, кладовая материальных благ общества, но и источник здоровья и радости, духовного богатства каждого человека».

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. - С. 120.)

Приступая к изучению новой темы, учитель строит беседу так, чтобы учащиеся смогли рассказать о роли растений и животных в природе и жизни человека.

1. Вспомните из курса ботаники, какова роль растений в жизни природы.

2. Каково их значение в жизни человека?

3. Приведите примеры, как приспособились растения к окружающей среде.

4. Какие сельскохозяйственные растения вам известны?

5. Чем они отличаются от дикорастущих видов?

6. Чем отличается животный мир от растительного?

7. Каково значение животных в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности?

8. Есть ли отличия среди животных, обитающих в разных регионах? Приведите примеры.


II. Получение новых знаний.

1. Рассказ учителя о видовом многообразии растений и животных, обитающих на территории России.

На основе текста учебника (с. 102-104) учащиеся делают краткие записи в тетради:

Высшие растения - около 18 тысяч видов; преобладают травы, деревьев чуть больше 500 видов.

Животные - около 130 тысяч видов; преобладают насекомые (90 тысяч видов), рыбы - 1450 видов, амфибии и рептилии - 160 видов, птицы - 710 видов, звери - 350 видов.

Виды, искусственно привнесенные в нашу флору и фауну, - американская ондатра, енот, норка, чайный куст, бамбук и т. д.

Факторы, определяющие разнообразие флоры и фауны России:

а) физико-географические различия между регионами,

б) геологическая история территории.

Факторы, определяющие размещение растений и животных:

а) широтная зональность,

б) высотная поясность.

2. Работа с рис. 46 на с. 103 «Центры формирования флор» позволит учащимся выяснить, где находились центры формирования и очаги расселения флор, с какими материками и странами схож растительный и животный мир России.

3. Основные типы растительности и животного мира учащиеся могут изучить самостоятельно по тексту учебника. На эту работу учитель отводит 4-5 минут, а затем организует беседу по следующим вопросам. Перед некоторыми вопросами учитель дает пояснения или дополнения, в подготовленных классах их можно опустить. Ответы учащихся и свои пояснения учитель обязательно сопровождает демонстрацией иллюстративного материала и гербарных образцов. Можно включить краткие видеофрагменты.

Вопросы и задания:

1) Какие типы растительности распространены на территории нашей страны?

2) Объясните, почему растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова.

3) Назовите животных - обитателей арктических пустынь.

4) Какие приспособления они имеют для жизни в таких суровых условиях?

Учитель. Тундровая растительность формируется при малом количестве тепла. Растения приспособились к короткому прохладному вегетационному периоду. Однолетники практически отсутствуют из-за того, что для прохождения полного цикла развития за один год растениям не хватает тепла.

5) Назовите типичных представителей тундровой растительности.

6) Объясните, почему корни тундровых растений не идут в глубину, а разрастаются в горизонтальном направлении. Почему растения имеют карликовый рост, стелющиеся и подушкообразные формы? Почему многие растения имеют мелкие листочки, сильное опущение и восковой налет?

7) Рассмотрите карту растительности в атласе (с. 20-21). Проследите как распространяются тундры. Где в России равнинные тундры дальше всего заходят на юг? (На территории Западно-Сибирской равнины).

8) Какие типы тундр распространены на территории России? Какой тип включает более теплолюбивые виды? Почему вы так решили?

9) Назовите обитателей тундры. Используя раздаточный материал «Животный мир тундры», определите виды растительноядных животных и хищников.

10) Отличается ли животный мир тундры видовым разнообразием, изменяется ли он по сезонам года? Почему?

Учитель. Леса занимают более 40 % площади нашей страны. Они распространены там, где средние месячные температуры июля превышают +10 °С, а увлажнение - достаточное или избыточное.

11) По рисунку 47 на с. 105 «Типичные представители растительного мира России» определите, какими лесами представлена лесная растительность России? Назовите преобладающие породы древесной растительности.

Учитель. Избыточное увлажнение и прохладный климат лучше переносят хвойные породы. Превращенные в хвою листья испаряют меньше влаги, поэтому хвойные деревья могут вегетировать при более низких температурах. Хвойные леса занимают около 80 % площади лесов России. Наиболее холодостойкой породой является лиственница. Она - единственная из всех хвойных сбрасывает иголки на зиму и тем самым сокращает испарение, предохраняя себя от вымерзания.

12) Какой фактор в первую очередь влияет на смену различных типов лесов на равнинах? Почему широколиственные леса распространены в основном только на Восточно-Европейской равнине?

Учитель. Особенности леса как места обитания животных заключаются в следующем: здесь много укрытий и обилие корма.

Поэтому многие животные остаются в лесах круглый год. Для лесов характерно ярусное распределение животных. Это позволяет снизить конкуренцию за объекты питания и жилище.

13) Назовите типичных обитателей лесной зоны.

14) По рис. 48 на с. 106-107 в учебнике определите, какие виды животных распространены в тайге. Какие - в смешанных и широколиственных лесах? Какие встречаются в обеих зонах?

Учитель. Степи распространены в районах с недостаточным и неустойчивым увлажнением, поэтому растения хорошо приспособились переносить недостаток влаги в почве.

15) Где на территории России встречается степная растительность?

16) Определите по карте в атласе (с. 20-21), на какие группы подразделяется степь в России. Какой фактор является решающим в таком делении?

17) Как растения приспособились к условиям засушливого климата? Какие у них корни? Какие листья?

Учитель. Животные степей при обилии корма вынуждены приспосабливаться к недостатку естественных укрытий. Жизнь их зависит от того, как скоро они успевают заметить опасность. Одни животные спасаются от врагов с помощью быстрого бега (сайгаки, дрофы), другие роют норы (суслики, полевки).

18) Используя раздаточный материал «Животный мир степей», определите растительноядных, насекомоядных и хищных птиц.

19) Составьте пищевую цепь, характерную для этого природного сообщества.

20) Объясните обилие хищников в степях.

Учитель. Пустыни занимают территории, наименее благоприятные для произрастания растений, поэтому растительный покров их разреженный. Из-за скудного увлажнения растения обладают исключительной засухоустойчивостью.

21) По карте растительности определите, где распространены пустыни. Укажите причины формирования полупустынь и пустынь. Почему распространение пустынь в основном совпадает с областью внутреннего стока?

22) Какие признаки засухоустойчивости характерны для пустынных растений?

23) Назовите типичных обитателей полупустынь и пустынь.

24) Почему черепаха и желтый суслик летом впадают в спячку?

25) Как животные пустынь спасаются от палящих лучей солнца? Какое значение в жизни животных имеют норы?

26) Почему в пустыне почти нет бабочек?

27) Почему в почве пустынь не могут жить дождевые черви?

28) Вспомните, как размещается растительность в горах.

29) Сделайте общий вывод о размещении растительности и животного мира на территории России.


III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 18, подготовить сообщение или реферат о редких и исчезающих видах животных и растений, занесенных в Красную книгу России.