Разнообразие живых организмов на Земле

География 6 класс - Поурочные планы

Разнообразие живых организмов на Земле

Цели урока: сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.

Оборудование: демонстрационные таблицы «Биосфера» и «Высотная поясность», карта «Природные зоны мира».

Ход урока

I. Орг. момент


II. Изучение нового материала.

1. Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли – биосферу (био - жизнь).

Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около двух триллионов тонн. Это огромная величина, но она ничтожно мала по сравнению с массой земной коры – всего одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остаётся в общем постоянной, то живое вещество обладает уникальным, присущим только ему свойством – самовоспроизводиться. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диатолия за 8 дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за 8 дней! Так велика ее сила жизни в ее стремлении захватить максимальное пространство.

Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая масса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.


2. Заполнить с помощью учебника (стр. 142) схему в тетради:



Границы биосферы определите с помощью учебника (стр. 142) (От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре).


3. Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), русский естествоиспытатель, минеролог, основоположник современной геохимии и биогеохимии. Был организатором многих научных учреждений.

Сообщение учащегося.

В. И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался прежде всего, историей.

В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции А. Бехтерева, В. Докучаева, И Сеченова.

В университете на него произвели большое впечатление лекции А.Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д. И. Менделеева. Идеи и его личность оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.

Уже тогда в воображении Вернадского менералдогия из традиционной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии – науку о геологической истории, круговорот химических элементов на Земле. Основоположником этой обширной научной дисциплины и стал Н. И. Вернадский.

В 1885 г. Он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 г. он избран академиком. В 1911 г. Его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.

Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа как единый организм.

Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти работы дали возможность приостановить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.

В честь Вернадского Академия наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы по геохимии и минералогии.


4. Распространение живых организмов на Земле.

· Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага).

· Везде ли на Земле эти условия одинаковые? (Нет).

· Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору).

· Наблюдается изменение условий на Земле с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются природные зоны. Используя учебник (стр. 144), перечислите природные зоны от полюсов к экватору.

· Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло).

· Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах).

· Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах (Высотная поясность).

Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.

Сообщение учащегося.

С детства Александр фон Гумбольдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.

В 1799 г. Ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия берет начало его деятельность исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку. В Мексике он изучал вулканы он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняются природные зоны растительности.

Путешествие продолжалось 5 лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.

Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.

Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климаты; исследовал морские течении. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.


III. Закрепление изученного.

Тест.

1. Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

2. Какие организмы появились раньше:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.

3. Назовите самую обитаемую часть биосферы:

а) атмосфера;

б) гидросфера;

в) поверхность литосферы.

4. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустыне?

5. Дополните предложение:

Главной причиной высотной поясности является …


IV. Подведение итогов урока и задание на дом: § 46, задача № 4.