Градусная сеть на глобусе и картах

География 6 класс - Поурочные планы

Градусная сеть на глобусе и картах

Цели урока: дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей; развить умение работы с картами; сформировать представление о параллелях и меридианах; обобщить материалы изученные в ходе прошлых уроков; развить интерес изучаемого предмета.

Оборудование: атласы, физ. карта мира и России.

Ход урока

I. Орг. момент


II. Проверка ранее изученного

Фронтальный опрос:

- Что такое географическая карта?

- Объясните существенные признаки этого понятия.

- Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека?

- На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000?

- Объясните свою точку зрения, исходя из определения понятия «масштаб».

Остальным учащимся предлагается задание по отгадыванию кроссворда «Глобус и географическая карта».





1



2



I
















3






4

























5




I




























По вертикали:

1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.

2. Окружность, условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору.

4. Параллель, проводимая на земном шаре на одинаковых расстояниях от обоих полюсов.

По горизонтали:

3. Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли.

Одна трехсотшестидесятая часть окружности.

5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом.


III. Изучение нового материала.

1. В отличие от плана местности карта покрыта сетью тонки- линий: меридианами и параллелями.

Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.

От Северного полюса до Южного

Проходят линии все равные - окружности.

Меридианы прочертили этот круг

И направленье указали: север—юг.

Параллелями называют линии, условно проведенные по: поверхности Земли параллельно экватору.

Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор,

Маленькая - это точка полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.

2. Проанализировать карту полушарий и ответить вопросы:

- Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?

- В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название" (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис. 17).

- Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?


С.П. С.П.

Ю.П. Ю.П.


3. Определение направлений по меридианам и параллелям.

Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т. е. запад-восток (рис. 22). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.

Градусная сетка на глобусе и картах.

На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.


IV. Закрепление.

1) Устно заполняем таблицу 1 на стр. 39.

2) Можно ли, выйдя на местность, увидеть на поверхности Земли меридиан и параллель?

3) В классе при включенных лампах (лампы освещения) определите местонахождение условленного севера и юга.


V. Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.