Зарубежная Азия

Група в ViberГрупа в Facebook

География 11 класс - Поурочные планы

Зарубежная Азия

Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях географического положения, населения региона, минерально-сырьевой базе, основных отраслях экономики.

Оборудование:

· учебник;

· атлас;

· справочное пособие «Социально-экономическая география мира»;

· учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира»;

· раздаточный материал к уроку;

· компьютеры;

· проектор;

· настенный экран.


I. Самоопределение к деятельности.

Вы уже знаете, что весь мир, в котором мы живем, разделен на части – регионы. С одним из этих регионов мы уже познакомились. Это Европа, поэтому было бы логично следующим регионом рассмотреть ближайший к уже известному.

· Какой бы это регион мог быть? (Азия)

· Слайд «Зарубежная Азия»

Действительно. Это самый близкий к европейскому регион мира. Но изучать его можно по-разному. Можно отмечать самые интересные или самые известные факты, самые крупные или самые значимые события и искать эксклюзив. Но для формирования более полной картины, требуются какие-то другие характеристики.

· Как вы думаете, по каким еще показателям мы могли бы оценить регион? (Географическое положение, население, минерально-сырьевая база, основные отрасли экономики)

Мы сегодня вряд ли успеем досконально разобраться в этих вопросах. Но это у нас первый урок по данной теме, а последующие уроки дадут возможность познакомиться с регионом более подробно.

Итак, что нам известно об Азии?

Выступление учащегося с результатами социологического опроса (презентация)

Кроме вышеперечисленного, об Азии говорят ученые: (Слайд «высказывания об Азии»)

Какие же высказывания считать близкими к истине? Сразу и не определишь. Придется в этом разобраться.


РАБОТА В ГРУППАХ.

У каждой группы свое задание (см. приложение)

Представление результатов исследования.

1 группа. Выступления учащихся сопровождается показом слайдов

· Слайд «Особенности географического положения».

· «Субрегионы Азии»

2 группа. Слайды:

· Страны – лидеры по численности населения

· Слайд «Анаморфоза численности населения»

Азия имеет самую большую на Земле среднюю высоту – 950 м, наивысшую точку всей Земли, знаменитую Джомолунгму (8848 м), и самую глубокую океаническую впадину – Марианскую (11022 м). Азия – самая глубокая впадина Мертвого моря 9-395 м., в Азии самое глубоководное озеро мира - Байкал (1642 м).

А как же обстоят дела в регионе с минерально-сырьевой базой?

3 группа

· Слайд «Природно–ресурсный потенциал Азии»

4 группа

· Слайд «Промышленность региона»

Итак, что же у нас получается? Какой вывод относительно утверждений, прочитанных в начале урока, можно сделать?

· Слайд «Высказывания об Азии»

· Слайд « XXI век – век Азии!»


Музыкальная пауза (китайская музыка)

Ну, а как же Европа? Или ей уже никогда не вернуть себе лидирующие позиции?

Давайте сравним эти регионы по индексу развития человеческого потенциала (справочник, стр. 16.)

· Слайд «Индекс развития человеческого потенциала»

· Страны какого региона мира занимают лидирующие позиции? Примеры стран.

· А где же азиатские страны? Почему?

Азиатские страны используют уже готовые удачные разработки и инновации, созданием и внедрением которых занимались, в основном, европейские страны методом проб и ошибок.

Страны Азии находятся на индустриальном этапе развития, а страны Европы на постиндустриальном.

· А где же Россия?

Занимает промежуточное положение между странами Европы и азиатскими государствами. И это неудивительно – ведь одна часть нашей страны – европейская, а другая – азиатская!

Таким образом, наше утверждение о том, что XXI век – век Азии превращается в вопрос. И ответ на него мы будем искать на следующих уроках.

· Какие страны вы хотели бы изучить более подробно? (Японию, Китай, Индию)


Домашнее задание.

· Текст учебника: Тема 7 параграф 1

· Нанести на контурную карту субрегионы Зарубежной Азии

· Выполнить задания по группам


ИТОГИ УРОКА.

Анкета (в случае положительного ответа на вопрос, учащиеся поднимаются, а в случае отрицательного – садятся на свои места или вовсе не встают)

1. Изменилось ли ваше представление о регионе?

2. Хотите ли узнать больше об этой части света?

3. Если вам представится случай отправиться в путешествие, посетите ли вы Зарубежную Азию?


ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ I ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Используя текст учебника (тема 7), продолжите предложение:

Главными особенностями экономико-географического положения региона являются:

1. ________________­________________­___________________­____________________

2. ________________­________________­___________________­____________________

3. ________________­________________­___________________­____________________ .

ЗАДАНИЕ. В составе Зарубежной Азии выделяют несколько субрегионов. Используя учебное электронное издание (Региональный обзор - Зарубежная Азия – Регионы), укажите, что это за регионы и какие страны их составляют. Заполните таблицу.

































ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ.

ЗАДАНИЕ. Используя форзац учебника, определите, какие страны являются лидерами по численности населения в регионе. Запишите их в порядке убывания численности населения.


Страна

Население (млн. чел.)














Сравните перечень получившихся государств с десяткой самых населенных стран мира. Сделайте вывод.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Используя справочное пособие (стр. 46-65), оцените минерально-сырьевые ресурсы Зарубежной Азии и перечислите основные виды ресурсов, по обеспеченности которыми Азия занимает лидирующие позиции.

Сделайте вывод об обеспеченности региона основными видами сырья.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте карту учебного электронного издания (Зарубежная Азия – Промышленность), и выпишите названия отраслей промышленности, которые развиваются в регионе наиболее динамично.

Как вы думаете, какие изменения будут происходить в ближайшем будущем с этими отраслями экономики в азиатских странах.


Домашнее задание.

Группа 1

Задание: Дайте описание географического положения страны по плану:


План

Состав действий

Название

Географическое положение

1. Назвать ми показать страну и ее столицу по политической карте. Прочитать «визитную карточку»

2. Применить прием определения ГП территории, указав положение на материке, пограничные страны, положение в условиях рельефа, климатических поясов, бассейнов рек природно-территориальных комплексов


Дайте оценку географическому положению:


Благоприятные черты ЭГП

Неблагоприятные черты ЭГП




Группа 2.

Задание. Используя различные источники информации, заполните таблицу, характеризующую население страны.


Черты населения

Краткие ответы

1. Численность и место в мире по численности населения


2. Национальный состав населения


3. Религиозный состав населения


4. Размещение населения


5. Урбанизация


6. Форма правление страны


7. Административно – территориальное устройство



Подготовить доклады об истории и религии страны


Группа 3

Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учебника, разбейте природные ресурсы, которыми богата страна, на группы. Ответ оформите в виде схемы

Вопрос: Как вы считаете, природно-ресурсный потенциал способствует развитию страны или сдерживает его?


Группа 4.

Задание: Подготовьте доклады на тему «Самые известные торговые марки страны»








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.