Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы

География - Конспекты уроков 10 класс В. А. Ковалёв

Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы

Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы


ЦЕЛИ:

А) дать природную, экономическую и экологическую оценку природным ресурсам,

Б) на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования.


ЭПИГРАФ: «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был для их предков».


ХОД УРОКА:

1. Мотивационный блок.

- Какую проблему поднимает автор этих строк?

- Каким был мир до появления человека?

- Как вы объясните фразу: «Человек вошел в мир бесшумно… И огромный, агрессивный…мир игнорировал явление человека»?

- Под воздействием каких факторов шло изменение планеты?

- В какую историческую эпоху, по вашему мнению, человек впервые задумался о сложных экологических проблемах?

Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек.

В тяжелой борьбе с природой, пройдя через пороги немыслимых испытаний, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами самой природы, раскрыл ее самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает ее разумом мгновенно.

Что же, история, природа еще раз испытывают нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем на вопрос: достойно ли человека его отношение к другому человеку? А в последние десятилетия оказалось, что у этого вопроса есть продолжение: достойно ли человека его отношение к своей праматери – природе?

Наш экзамен характерен тем, что устраиваем его себе мы сами, а оценки ставят нам история и природа. Они хранят те «журналы», которые через десятилетия и века раскроют наши потомки и снисходительно или с горечью взглянут на наши показатели нашей разумности и человечности. И им придется исправлять наши промахи, наши ошибки, наше недомыслие.

- В какой мир входит человек ХХ I века?

- Человек 21 века. Какой он? Какие качества ему должны быть присуще в первую очередь?


2. Содержательно-процессуальный блок.

- Природная, хозяйственная и экологическая оценка лесных, водных и земельных ресурсов по плану (анализ тематических карт, текст учебника, дополнительных источников географических знаний):

А) соотношение данных ресурсов, их структура, размещение,

Б) ресурсообеспеченность стран и регионов мира,

В) экологическое состояние,

Дополнительные сведения:

1) Земельные ресурсы.

Мировой земельный фонд – степень обеспеченности человечества земельными ресурсами. Структура земельного фонда: пашни, сады, плантации (обрабатываемые земли) – 11%, луга и пастбища – 23%, леса и кустарники – 30%, антропогенные ландшафты – 3%, малопродуктивные земли – 33%. Ученые утверждают, что почва устает, истощается, изнашивается так же, как человеческое тело, - надо иметь возможность и желание помочь ей. Пока эта помощь во многих странах осуществляется больше на словах. Так, лишь за последнее столетие эрозия и дефляция, вызванные хищнической эксплуатацией земельных угодий, вывели из сельскохозяйственного оборота 20 млн. квадратных километров, то есть площадь, большую территории России. Это составляет 15% всей поверхности суши Земли, или 28% обрабатываемых земель. Причем дефицит в основном на азиатском Востоке и в Африке, где потребность в продуктах питания особенно велика. Эрозия престает перед людьми как самое опасное последствие их вмешательства в ход природных процессов, самая страшная на современном этапе месть природы человеку. Это фактически вопрос о самом существовании Хомо сапиенс на планете Земля.

Почва, этот сложнейший, почти живой организм, неразрывно связано с водой и воздухом, образует вместе с ними триединую систему. И правы те, кто считает, что, когда человек слишком сильно нарушает естественные место обитания и почвы, он приводит в ход поистине адский механизм, действие которого отражается на всем, даже на слое атмосферы, необходимой для существования людей на Земле. И не случайно дефицит почвы связан с дефицитом воды.

2) Водные ресурсы.

Воды на Земле кажется много. Но много ее «не там, где надо». Пресная вода, которая интересует человека, прежде всего, составляет менее 2% от объема земной гидросферы. А ведь используются именно эти неполные 2%. Высокие урожаи, гигиена, многие отрасли промышленности, здоровый отдых людей, кондиционирование воздуха – все это зависит от достатка воды. И не просто воды, а качественной, чистой. Загрязнение, вызываемое в основном промышленностью, несовершенством технологии, делает привычную, вроде бы ничего не стоящую воду все более дорогой. Пригодную для питья и приготовления пищи воду приходится доставать буквально из-под земли –бурить скважины, на десятки метров углублять колодцы, прокладывать многокилометровые каналы и водоводы, сооружать сложнейшие и дорогостоящие системы очистки и т.д.

Столь острая недостача воды вызвана не тем, что ее стало меньше. Меньше стало чистой воды.

Гидроэнергетический потенциал – речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии. Более 50% этого потенциала приходится на Китай, Россию, США, Заир, Канаду и Бразилию.

3) Лесные ресурсы.

Тут самое время вспомнить о лесе, одном из главных условий очистки воды и атмосферы, восстановления почвы. Удивительная способность живого дерева: 1 га березняка испаряет 47 тысяч л воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие спасательные дожди – своего рода дистилляция воды. Чтобы «выдать» в атмосферу такой объем влаги, лес должен обладать и обладает способностью сохранять влагу подолгу.

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади (Южная Америка – 36%, Европа – 34%, Северная Америка – 29%, Азия – 23%, Африка – 22%, Австралия и Океания – 10%). На земном шаре по размерам лесных площадей и запасам древесины выделяют северный лесной пояс и южный лесной пояс.

Если нет леса, - и влага сразу стекает в ручьи, реки, вызывая разливы и наводнения. Нет леса, – она раздирает в своем стремительном беге почву, уносит гумус к рекам, забивает русла. Эта проблема тем более серьезна, что человек за последнее столетие успел запрячь многие реки в упряжки гидростанций, а наибольшая доля снесенной почвы попадает в водохранилища. Если верховья рек обеслесены, то недолго просуществует на ней и гидроэлектростанция. Бывали случаи, когда срок работы плотин ограничивался 10 - 15 годами, после чего они прекращали свое существование. Природа словно в «кошки-мышки» играет с человеком…

Г) Пути решения экологических проблем.


3. Подведение итогов.

- Какие цели преследует человек, осваивая новые территории и ресурсы Земли?

- У Э. Межелайтиса есть такие строки:


Что земля без меня?

Неживой,

Сплюснутый и морщинистый шар

Заблудился в бескрайних просторах

И в луне, словно в зеркале, видел

Как он мертв.

И как некрасив.

Я был создан землею - с тоски.

А в минуту печали земля

Подарила мне шар головы,

Так похожий на землю и солнце.

Подчинилась земля мне, и я,

Одарил ее красотой.

Я же землю пересотворил –

Новой, лучшей, прекрасной, - такой

Никогда она не была!


- С чем можно не согласиться? Почему?

- Какие мероприятия проводит человек в целях улучшения состояния окружающей среды?

- Какие районы Земли в настоящее время требуют особого к себе отношения?

- Знаете ли вы, какому материку изначально «не повезло» с человеком? Подтвердите это конкретными примерами.

Этот материк – Австралия. В 1859 году капитан судна «Молния» доставил в Австралию 24 кролика. Белые переселенцы плакали от умиления, глядя на знакомых зверьков, напоминавших о далекой Англии. Человек, который в этом году застрелил кролика, был наказан большим штрафом. А через несколько лет австралийцам стало ясно, что в образе кролика они выпустили на волю чудовище. Отсутствие хищников, естественных врагов, обилие корма обусловили невиданный рост численности кроликов. Уже через несколько лет кролики стали «объедать» овец – ведь 5 кроликов съедают столько же травы, сколько взрослая овца. Началось буквально опустынивание австралийских территорий. Кролики полностью уничтожали травяной покров. Около водоемов возникали очаги эрозии. Австралийцы миллионами отстреливали кроликов, травили их разными ядами, в конце концов, в 1901 году перегородили весь континент изгородью из проволочной сетки, чтобы хоть как-то ограничить распространение зверьков. Сотни миллионов фунтов стерлингов ежегодно составляла «кроличья десятина». Ничего не помогало. Только в 1950 году, когда австралийские власти пошли на довольно рискованный шаг, и среди кроликов был распространен вирус заразного для них заболевания – миксоматоза, удалось, в общем-то, решить «кроличью проблему». Только с этого момента началось возрождение равнин, превращенных столь, казалось бы, безобидными зверьками в черную землю. Почти столетие длилась борьба, и столько труда, энергии, средств она стоила!

Через полвека похожая история случилась в Австралии с гавайской жабой. Ее завезли для борьбы с вредителями сахарного тростника. Жабы съели жуков и стали бурно размножаться. А гавайская жаба может жить 40 лет, достигать полутора килограммов веса, откладывать ежегодно до 40 тысяч икринок! Покончив с жуками, жабы принялись за других насекомых и за лягушек. От их яда погибают даже кошки и собаки. За поимку жабы в городе Дарвине назначена премия в 37 долларов. На улицах этого города красуются плакаты с изображением жабы и с надписью: «Она разыскивается – живая или мертвая».

Более поразительным был случай с кактусом опунцией. Сегодня трудно сказать, кто завез в Австралию этот кактус. Известно только, что в 1839 году в Новый Южный Уэльс попал только один экземпляр. И этого оказалось достаточно, чтобы к концу XIX века опунцией заросло 4 млн. га, а к 1920 году – 24 млн. га. Кактус неудержимо наступал на пастбища. Лишь в 1925 году в Аргентине нашли естественного врага этого зловредного растения – маленькую бабочку кактусовую огневку, завезли ее в Австралию, и она справилась с кактусом с той же стремительностью, с какой он размножился.

И таких примеров история знает множество.

- Какие цели преследовал человек, осваивая новые Земли?

- Р. Рождественский однажды сказал: «Разум человека – это разум, разум человечества – это мир». Поясните смысл этих слов.

4. Самооценка работы учащихся на уроке.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить «защиту проекта» использования альтернативных источников энергии, ресурсов Мирового океана или рекреационных ресурсов (по выбору учащихся).