СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Английский язык - 20 тренировочных вариантов заданий для подготовки к устной части основного государственного экзамена - 2017 год

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Устная часть контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку включает 3 задания:

• задание 1 — чтение небольшого научно-популярного текста;

• задание 2 — диалог-расспрос, сообщение запрашиваемой информации;

• задание 3 — тематическое монологическое высказывания с опорой на предложенный план и фотографию или картинку.

Каждое последующее задание выдаётся участнику после завершения выполнения предыдущего задания. Все ответы экзаменуемого записываются на цифровой носитель и проверяются сертифицированными экспертами. Максимально возможный первичный балл за все задания — 15.

Время на подготовку и ответ учащегося определяется компьютером строго в соответствии с заданиями. Общее время ответа одного участника ОГЭ с учётом времени на подготовку — 15 минут.

Задание 1

В этом задании требуется прочитать вслух небольшой по объему (100—150 слов) текст научно-популярного характера. На подготовку к ответу учащемуся дается 1,5 минуты. Длительность чтения текста не должна превышать 2 минут.

Цель задания — контроль навыков чтения. Эксперты определяют степень понимания содержания читаемого текста по тому, насколько бегло и правильно экзаменуемые произносят слова (звуки, словесное ударение), а также соблюдают правильную интонацию (паузы, фразовое ударение, восходящий и нисходящий тон).

При чтении вслух участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие произносительные навыки:

• знать правила чтения, а также исключения из правил, и произносить слова без ошибок;

• правильно произносить долгие и краткие гласные: а также гласные звуки

• правильно произносить согласные звуки [δ]—[θ] и [w]—[v];

• произносить конечный звук [r], если одно слово заканчивается на r/rе, а следующее слово начинается с гласной (например, here is, there are)

• правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.

Экзаменуемый также должен продемонстрировать следующие ритмико-интонационные навыки:

• правильно разделять текст на смысловые группы с помощью пауз, причем паузы внутри предложения должны быть короче, чем паузы между предложениями;

• чередовать ударные и неударные слова в зависимости от их характера (служебные и знаменательные части речи);

• использовать нисходящий тон для законченной смысловой группы (например, в конце предложения);

• использовать восходящий тон для незаконченной смысловой группы, в том числе в случае перечисления.

За выполнение задания 1 участник ОГЭ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от числа допущенных ошибок (табл. 1).

Таблица 1. Оценивание выполнения задания 1

Баллы

Фонетическая сторона речи

2

Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл

1

Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; допускается не более семи фонетических ошибок, в том числе три ошибки, искажающие смысл

0

Речь воспринимается с трудом из-за значительного количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ допущено более семи фонетических ошибок, ИЛИ сделано четыре и более фонетические ошибки, искажающие смысл

Задание 2

В этом задании участнику ОГЭ предлагается принять участие в диалоге-расспросе. Он должен дать развернутые ответы на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса. Экзаменуемый не видит задаваемые вопросы на экране, он слышит только аудиозапись и отвечает в режиме реального времени.

Каждый вопрос звучит только 1 раз. Для ответа на каждый вопрос отводится 40 секунд, и это время включено в аудиозапись. У учащегося нет возможности вернуться назад и снова прослушать вопрос, поэтому это задание требует от экзаменуемых особого внимания.

За каждый развернутый ответ начисляется 1 балл (табл. 2). Максимально возможное количество баллов за всё задание — 6.

Таблица 2. Оценивание выполнения задания 2

Баллы

1 балл

0 баллов

Ответ на вопросы 1-6

Дан полный ответ на поставленный вопрос; допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания

Ответ на вопрос не дан,

ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания,

И/ИЛИ допущены фонетические, лексические и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа

Задание 3

Цель этого задания — построение связного монологического высказывания на заданную тему с опорой на предложенный план и фотографию или картинку. Время на подготовку к ответу — 1,5 минуты.

В этом задании участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие умения монологической речи:

• логично и связно строить собственное монологическое высказывание в заданном объеме в контексте предложенной коммуникативной задачи с опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов;

• аргументировать свое мнение и выражать свое отношение к теме высказывания;

• правильно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания.

Эксперты оценивают выполнение задания 3 по трём критериям (табл. 3):

Таблица 3. Оценивание выполнения задания 3

Решение коммуникативной задачи

Организация высказывания

Языковое оформление высказывания

Балл

Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании). Объем высказывания — 10-12 фраз



3

Задание выполнено: цель общения достигнута, НО тема раскрыта не в полном объеме (один аспект раскрыт не полностью).

Объем высказывания — 8-9 фраз.

Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх не грубых фонетических ошибок)

2

Задание выполнено частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объеме (один аспект не раскрыт, ИЛИ все аспекты задания раскрыты неполно, ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объеме, третий аспект дан полно и точно). Объем высказывания — 6-7 фраз.

Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершенный характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ заключительная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок)

1

Задание не выполнено: цель общения не достигнута, т. е. два аспекта содержания не раскрыты.

Объем высказывания — 5 и менее фраз.

Высказывание нелогично, вступительная и заключительная фразы отсутствуют, средства логической связи практически не используются

Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок

0

1) решение коммуникативной задачи (максимальный балл — 3);

2) организация высказывания (максимальный балл — 2);

3) языковое оформление речи (максимальный балл — 2).

Таким образом, максимально возможное количество баллов за это задание — 7.

Во время выполнения задания 3 участник ОГЭ должен дать полные и развёрнутые ответы на все пункты плана, указанного в задании. Это значит, что по каждому пункту плана учащийся должен сказать несколько предложений. От объема высказывания будет зависеть балл по критерию “Решение коммуникативной задачи”.

Для получения максимального балла (3) по данному критерию монологическое высказывание участника ОГЭ должно содержать 10-12 фраз (в среднем по 3—4 фразы на каждый пункт плана, а также вступительная и заключительная фразы); для получения 2 баллов требуемый объем высказывания — 8-9 фраз. Минимальное количество фраз для получения 1 балла по данному критерию — 6.

Особенностью оценивания задания 3 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи” всё задание оценивается в 0 баллов.

При выставлении баллов по критерию “Организация высказывания” эксперты оценивают:

• логичность и связность высказывания, которые обеспечиваются правильным использованием вводных слов, союзов, местоимений, а также общей логикой построения высказывания;

• композицию высказывания: наличие вступления, основной части (в соответствии с пунктами плана) и заключения.

При оценивании языкового оформления высказывания учитываются грамматические, лексические и фонетические ошибки, а также разнообразие используемой лексики и её соответствие поставленной коммуникативной задаче.

Тематика заданий 2 и 3 определяется предметным содержанием речи, указанном в кодификаторе элементов содержания ОГЭ по английскому языку [2].

Предметное содержание речи:

1. (Межличностные) взаимоотношения в семье.

2. (Межличностные) взаимоотношения с друзьями и в школе.

3. Внешность и характеристики человека.

4. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе). Молодежная мода.

5. Покупки. Карманные деньги.

6. Переписка.

7. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены.

8. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.

9. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности.

10. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи).

11. Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру.

12. Путешествие по странам изучаемого языка и по России.

13. Технический прогресс.

14. Глобальные проблемы современности.

15. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

16. Природа и проблемы экологии.

17. Здоровый образ жизни.