загрузка...

Английский язык - Я сдам ЕГЭ! - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - 2018

Раздел 5. Говорение

Знакомимся с заданием 4

Описание задания 4

Задание 4 (высокого уровня сложности) — сравнение двух фотографий на основе предложенного плана (создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию). В этом задании также проверяется умение строить высказывание в заданном объёме в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Тематически фотографии представляют различные стандартные ситуации в социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сферах общения, т. е. строятся на изучаемой в школе тематике. Но задание 4 сложнее задания 3 и требует более высокого уровня владения устной речью. В этом задании надо не просто описать фотографии (как это предлагается сделать в задании 3), а их надо сопоставить и сравнить. Данное задание оценивается по тем же трём критериям и параметрам, что и задание 3: решение коммуникативной задачи/содержание (максимально — 3 балла), организация устного высказывания (максимально — 2 балла), языковое оформление высказывания (максимально — 2 балла).

Стратегии выполнения задания 4

1. Внимательно прочитайте текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания и ограничители (пункты плана) и объём монолога (время, количество фраз).

2. Раскройте содержание всех пунктов.

3. Постройте высказывание в соответствии с данным планом.

4. При подготовке продумайте ключевые фразы для каждого пункта плана.

5. Кратко опишите картинки.

6. Выделите общие черты (не менее двух).

7. Выделите различия (не менее двух).

8. Приведите развёрнутую аргументацию в последнем пункте (why).

9. Избегайте избыточной информации, которая не обозначена в плане.

Учимся выполнять задание 4

Task 4. Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

• give a brief description of the photos (action, location)

• say what the pictures have in common

• say in what way the pictures are different

• say which of the ways of reading a book presented in the pictures you'd prefer

• explain why

You will speak for not more than 2 minutes (12—15 sentences). You have to talk continuously.

Разбор задания 4

ШАГ 1. Знакомимся с заданием 4 раздела «Говорение». Внимательно изучаем инструкцию к заданию. Стараемся понять, что необходимо сделать в этом задании.

В задании 4 требуется сравнить две фотографии, проанализировать их содержание, найти сходство и различия между предложенными изображениями, высказать свои предпочтения по заданному вопросу и объяснить их. Повторим, что данное задание намного сложнее, чем задание 3, так как требует высокого уровня владения английским языком, а также сформированных аналитических способностей, таких, как умение сопоставлять, сравнивать, дифференцировать, находить общее и различия, высказывать свою точку зрения, аргументировать, делать выводы. На подготовку даётся 1,5 минуты, на ответ — 2 минуты. При этом объём ответа должен составлять 12—15 фраз. За успешное выполнение этого задания можно получить максимум 7 баллов.

ШАГ 2. Продумываем вступительную часть. Не делайте большое вступление. Одной-двух фраз достаточно. Вам нужно будет сказать по две-три фразы на каждый пункт плана, а если вступление будет большим, у вас не хватит времени закончить свой монолог. В данном задании вступительными фразами могут быть: I am going to compare two photos./I’d like to compare and contrast the two pictures. The very first impression I have looking at them is... (positive, negative, good, bad, favourable, pleasant).

ШАГ 3. Отвечаем на первый пункт плана — give a brief description of the photos (action, location). Можно начать ответ на первый пункт, используя одну из фраз: I'd like to start by saying that.../The first picture shows.../In the second picture I can see.../If we look at the first picture, we can see... В нашем случае ответ на первый пункт может быть сформулирован так: I’d like to start by saying that the first picture shows a girl sitting on the sofa at home and looking at something in the tablet PC or reading. In the second picture we can see a girl who is standing at the train window. Возможен и другой вариант ответа: In the first photo there is a girl sitting on a sofa at home and looking at something in the tablet PC, while in the second photo we can see a girl who is standing at the train window.

Отвечая на все пункты плана, в том числе и на этот, старайтесь использовать разные грамматические структуры и лексику.

ШАГ 4. Отвечаем на второй пункт плана — say what the pictures have in common. Отвечая на второй пункт плана, можно использовать следующие фразы (речевые клише): Speaking about the similarities between these two pictures... (firstly, secondly, thirdly); both pictures are/have/show...; A (one) similarity (which stands out) is...; The main (most important) similarity is...; One thing that... and... have in common is...; One of the (few) similarities between... and... is...; A striking similarity is... Сформулируем ответ на данный пункт на основе наших фотографий: As far as I can judge, the photos have a few things in common. First of all, in both photos we can see young pretty girls. Secondly, both girls are reading. Thirdly, in both pictures the girls are enjoying what they are reading, they are smiling.

ШАГ 5. Отвечаем на третий пункт плана — say in what way the pictures are different. Отвечая на третий пункт плана, можно использовать следующие фразы: One of the (few) differences between... and... is.../The most obvious/apparent/important difference (for me) between ... and ... is.../A more subtle difference is.../... and... are (quite/very/really) different in terms of...

Сформулируем ответ на данный пункт: However, there are some differences between the photos. In the left-hand photo the girl is at home, while in the second picture the girl is in the train. In the left-hand photo the girl is sitting, whereas in the right-hand one the girl is standing. I think the most important difference is that the girl in photo 1 is using an electronic device, she is reading an e-book, while in photo 2 the girl is reading a traditional book, a printed book.

ШАГ 6. Отвечаем на четвёртый пункт плана — say which of the ways of reading a book presented in the pictures you'd prefer. Возможный ответ: Frankly speaking, I’d prefer to read a traditional book. I find paper books fascinating.

ШАГ 7. Отвечаем на пятый пункт плана — explain why. Возможный ответ: I’d prefer to read a traditional book because reading the text from the screen is more difficult it is very tiresome.

ШАГ 8. Продумываем заключительную фразу. Лучше всего закончить своё описание следующим образом: That’s all I wanted say about the photos, their similarities and differences.

Типичные ошибки при выполнении задания 4

Экзаменуемые:

• не сравнивают, а просто описывают две фотографии;

• не выделяют общие и отличительные характеристики фотографий;

• говорят по одной фразе на каждый пункт плана вместо двух—трёх;

• не высказывают свои предпочтения;

• не формулируют вступительную и заключительную фразы;

• не используют речевые клише, демонстрирующие процесс рассуждения и сравнения картинок;

• допускают в ответе фонетические и лексико-грамматические ошибки.

Подготовительные упражнения к заданию 4

1. Ответьте на вопросы.

1. Какие виды монологов вы знаете? Какие из них являются наиболее сложными?

2. Какого рода монолог ожидается от экзаменуемого в задании 4?

3. Какие умения и навыки проверяет задание 4?

4. Каков уровень сложности этого задания?

5. Как оценивается данное задание?

6. Почему в начале ответа требуется вступительная фраза, а в конце заключительная, если это не сказано в инструкции?

7. Можно ли сначала подробно описать одну фотографию, а потом другую?

8. Можно ли в конце сказать, какую из фотографий вы предпочитаете?

9. Достаточно ли сказать по одной фразе на каждый пункт плана?

2. Напишите по-английски, что означают эти существительные.

1. Location________________________________________________

2. Action_________________________________________________

3. Character______________________________________________

4. Similarity_______________________________________________

5. Difference______________________________________________

3. Какие прилагательные характеризуют людей, а какие — предметы? Незнакомые слова посмотрите в словаре.

Friendly, brave, comfortable, medical, calm, dusty, wooden, ambitious, cruel, gentle, historical, new, greedy, helpful, kind, narrow, fresh, naughty, talkative, long, soft, careful, serious, clever.

People

Things

*4. Используйте пять прилагательных из упр. 3 по своему выбору в предложениях, описывающих любые фотографии, данные в пособии.

5. Данные ниже слова используются для описания людей. Какие из них преимущественно относятся к женщинам, какие — к мужчинам, какие — к тем и другим?

Good-looking, slim, tall, beautiful, handsome, smart, pretty, bald, attractive.

Men

Women

Both

6. Расставьте по порядку следующие прилагательные перед существительным bag.

New, small, leather, nice, black.

a ____________________________________________________ bag

7. Вставьте данные ниже слова в следующие предложения.

Some, any, anyone, none, either, neither.

1. ________ of his poems are very good.

2. ________ of the old friends came.

3. She stood in the middle of the floor but ________ of them saw her.

4. Everyone says it’s better than ________ of the new ones.

5. How can ________ of us forget it?

6. She doesn’t know it ________.

7. Before ________ of them could say another word he left the house.

8. I know ________ French nor Spanish.

8. Вставьте (the) other(s) или another в следующие предложения.

1. We sat there in silence for maybe ________ five minutes and then we left.

2. ________ had been talking a few moments when he raised his hand.

3. There isn’t any ________ way.

4. His first impulse was to cross to the ________ side to avoid them.

5. Would you like ________ cup of tea?

6. Mr Brown and Mrs Black and three ________ teachers were there.

7. ________ people may disagree but I feel the whole thing has gone far enough.

8. We can do it ________ time.

9. We must help ________ less fortunate than ourselves.

10. I went swimming while ________ played tennis.

9. Вставьте данные ниже слова в следующие предложения.

Both, each, every, either, one or the other.

1. I like these shirts, I’ll take ________ of them.

2. ________ morning she got up at 6 a.m.

3. We ________ want to go to the party.

4. In ________ pictures there are houses.

5. ________ of the houses is slightly different.

6. ________ these books are expensive.

7. ________ of us has a company car.

8. ________ of them are right.

9. You can park on ________ side of the street.

10. Take one of the books on the table — ________ of them will do.

11. I bought a dozen eggs and ________ one of them was bad.

12. ________ and ________ one of you deserves a reward.

13. I asked all the children and ________ told a different story.

14. You must decide on ________ thing or ________.

10. Переведите на английский язык.

1. На фото мальчик и две девочки.

2. В центре картинки двое мужчин и одна девочка.

3. На обеих картинках люди.

4. На левой фотографии девочка читает, в то время как на правой — пишет.

5. На первом плане картинки можно увидеть женщину, которая вяжет.

6. На первой картинке женщина рисует, в то время как девочка на неё смотрит.

7. На второй картинке две девочки, у каждой из них в руках книга.

8. Ни один из мальчиков не выглядит грустным.

11. Посмотрите на картинки и опишите их кратко (action, location) в одном—двух предложениях.

12. Найдите, что на картинках есть общего, а чем они отличаются, и заполните таблицу.

Picture

Common features

Different features

Action

Location

Characters

13. Какие из этих средств связи будут использоваться для описания сходства, а какие — для описания различий?

But, both, although, likewise, while, whereas, on the one hand — on the other hand, and, unlike, as well as, in contrast (to/with), so do/does.

Linking expressions: similarities

Linking expressions: differences

14. Опишите картинки из упр. 12, используя таблицу из упр.13. Не забудьте:

• give a brief description of the photos (action, location)

• say what the pictures have in common

• say in what way the pictures are different

15. Рассмотрите картинки из упр. 12 ещё раз и ответьте на вопрос: Which of the desserts presented in the pictures would you prefer and why?

Полезные советы

• Внимательно прочитайте формулировку задания. Помните, что на подготовку у вас есть 1,5 минуты.

• Рассмотрите две фотографии и определите их общую тему.

• Не забудьте сделать вступление, используя речевые клише, например: I would like to compare these two pictures ...

• Опишите картинки, не углубляясь в детальное описание, но при этом укажите, где происходит действие, кто изображён и что происходит на картинках (action, location).

• Сравните картинки, используя речевые клише и средства логической связи.

• Не забудьте остановиться на различиях.

• При сравнении двух картинок отметьте эмоциональный фон происходящего на них, отнеся его к чертам сходства либо различия.

• Обязательно выскажите своё отношение к ситуациям на картинках.

• Обоснуйте своё мнение.

• Не забудьте о завершающей фразе (например: In conclusion I would like to ...).

• Строя своё высказывание, не забудьте ответить на все пункты плана, используя 12—15 предложений.

• При описании картинок используйте:

— нейтральный стиль речи;

— широкий лексический и грамматический диапазон языковых средств;

— средства логической связи.

• Помните, что ответ не должен длиться дольше двух минут.

Тренируемся в выполнении задания 4

Вариант 1

Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

• give a brief description of the photos (action, location)

• say what the pictures have in common

• say in what way the pictures are different

• say which of the nets presented in the pictures you’d prefer to have

• explain why

You will speak for not more than 2 minutes (12—15 sentences). You have to talk continuously.

Вариант 2

Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

• give a brief description of the photos (action, location)

• say what the pictures have in common

• say in what way the pictures are different

• say which of the ways of having rest presented in the pictures you'd prefer

• explain why

You will speak for not more than 2 minutes (12—15 sentences). You have to talk continuously.

Вариант 3

Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

• give a brief description of the photos (action, location)

• say what the pictures have in common

• say in what way the pictures are different

• say which of the ways of having a meal presented in the pictures you’d prefer

• explain why

You will speak for not more than 2 minutes (12—15 sentences). You have to talk continuously.

Рефлексия

1. Помог ли вам представленный в данной теме материал лучше понять содержание и структуру задания 4 раздела «Говорение»?

2. Что было легко/трудно в усвоении темы?

3. Что было полезным?

4. Что вы усвоили, чему научились, что сумеете выполнить самостоятельно?

5. Что осталось неясным?

Научились, умеем, усвоили

1. Усвоили алгоритм выполнения задания 4 раздела «Говорение».

2. Научились выполнять это задание.

3. Умеем применять следующие стратегии:

• внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания, ограничители (пункты плана) и объём монолога (время, количество фраз);

• раскрывать содержание всех пунктов;

• строить высказывание в соответствии с данным планом;

• при подготовке сначала продумывать ключевые фразы каждого пункта;

• кратко описывать содержание картинок;

• выделять общие черты;

• выделять различия;

• давать развёрнутую аргументацию в последнем пункте why;

• избегать избыточной информации, которая не обозначена в пунктах плана.





загрузка...

загрузка...