Знакомимся с заданием 40 - Письмо

Английский язык - Я сдам ЕГЭ! - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - 2018

Знакомимся с заданием 40 - Письмо

Описание задания 40

Во втором задании раздела “Письмо” (задание 40) надо создать развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения “Моё мнение” по предложенной теме. Требуемый объём — 200—250 слов. Выполнение этого задания оценивается с точки зрения содержания, организации текста, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации. Максимум за успешное выполнение этого задания — 14 баллов.

Стратегии выполнения задания 40

  1. В задании 40 проверяются ваши умения:
  • строить развёрнутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей и в заданном объёме;
  • сообщать информацию;
  • выражать собственное мнение, суждение;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • делать выводы;
  • последовательно и логически правильно строить высказывание;
  • использовать соответствующие средства логической связи;
  • лексически, грамматически и орфографически правильно оформлять текст;
  • стилистически правильно оформлять текст (в данном случае в соответствии с поставленной задачей — нейтрально).
  1. При выполнении задания 40 важно внимательно ознакомиться с коммуникативным заданием, обратить внимание на ограничения по времени и объёму (см. “Золотые правила”).
  2. Рекомендуется распределить 60 минут, рекомендованные на выполнение задания 40, следующим образом:
  • 2—3 минуты на анализ задания — предложенного вам утверждения, его смысла, скрытой в нём проблематики и обдумывание собственно содержания вашей работы: ваших суждений, выдвигаемых тезисов, аргументов и контраргументов и всего остального, что прописано в плане;
  • 5—10 минут на продумывание ключевых фраз каждого абзаца, подбор ключевых слов и выражений к каждому предложенному в инструкции пункту плана (на английском языке, ни в коем случае не по-русски). Рекомендуется на черновике подготовить (написать) развёрнутый план вашей работы, в котором будут уточнены пять пунктов стандартного, данного в инструкции плана (например, там, где в стандартном плане стоит пункт “Аргументы”, вы для себя перечисляете их и добавляете слова и выражения, которые используете для доказательства). Завершив эту работу, проверьте себя: все ли требуемые пункты раскрыты, логично ли построена работа, раскрыто ли содержание темы;
  • 40 минут на написание текста;
  • 4—5 минут на проверку написанного.
  1. Даже если вы привыкли писать такие работы с черновиком, всё-таки попробуйте потренироваться в предложенном нами режиме: он не отменяет черновик, но меняет его назначение. Мы рекомендуем использовать черновик не для написания полного текста работы, а для выстраивания её логики и определения крупных блоков содержания с опорой на ключевые слова и выражения. Имейте в виду, что на экзамене будет проверяться только бланк ответов № 2 (т. е. то, что вы напишете набело). Черновик не проверяется и никак на оценку не влияет.

Золотые правила

При создании письменного высказывания-рассуждения любого типа следуйте следующим рекомендациям.

  1. Стройте высказывание в соответствии с предложенным в задании планом.
  2. Начинайте введение с общего представления темы. Раскройте её проблемный характер: перефразируйте тему/проблему, данную в задании, не повторяя её дословно.
  3. Делите текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста.
  4. Помните, что каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее развивать её, подкреплять примерами, аргументами и т. д.).
  5. Не забудьте, что введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объёму.
  6. Планируйте письменное высказывание таким образом, чтобы в основной части было три абзаца.
  7. Помните, что общий объём основной части никак не может быть МЕНЬШЕ общего объёма введения и заключения.
  8. Особое внимание уделите средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями. Так как это письменное высказывание-рассуждение, используйте слова и выражения, характерные для рассуждений, например, “во-первых”, “во-вторых”, “с одной стороны”, “с другой стороны”, “наконец” и т. д.
  9. Это задание проверяет ваши умения создания письменного текста-рассуждения. У части учащихся есть заблуждение, что можно выучить наизусть ряд текстов из учебников или из пособий типа “100 лучших сочинений для ЕГЭ по английскому языку”, воспроизвести по памяти нечто близкое по предложенной теме и получить хорошие баллы. Это ошибка. Если более 30% ответа носит непродуктивный характер (т. е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то работа оценивается в 0 баллов, так как вы продемонстрировали только хорошую память, но не умения письменной речи. Нельзя использовать заученные куски топиков, следует излагать мысли своими словами.
  10. Помните, что выполнение этого задания оценивается по пяти критериям: (1) решение коммуникативной задачи (содержание), (2) организация текста, (3) лексическое оформление текста, (4) грамматическое оформление текста, (5) орфография и пунктуация. По первым четырём можно максимально получить 3 балла; по пятому критерию — максимум 2 балла. Изучите критерии оценивания на с. 180.
  11. Во вступлении перефразируйте, изложите своими словами проблему, заявленную в формулировке задания, покажите её проблемный характер; здесь лучше не отмечать, согласны вы или не согласны с такой постановкой вопроса.
  12. В основной части в первом абзаце нужно высказать СВОЁ МНЕНИЕ и привести два-три аргумента или примера в его обоснование.
  13. Затем, в следующем абзаце, согласно плану следует представить ДРУГУЮ точку зрения на данную проблему и привести один-два аргумента её приверженцев. У вас может возникнуть вопрос: зачем мне излагать противоположную точку зрения, если основная задача — изложить МОЁ МНЕНИЕ? Такой подход отражает реалии нашей жизни, когда у разных людей могут быть разные мнения по поводу одной и той же проблемы и нам надо учиться видеть, уважать противоположную точку зрения, понимать аргументы её сторонников, даже если мы с ней не согласны. Кроме того, это позволит вам более убедительно изложить своё мнение и найти более веские аргументы в его защиту.
  14. Далее, после изложения другого мнения и его аргументации, в следующем абзаце вам надо объяснить, почему вы не принимаете эти аргументы, почему вы с ними не согласны и остаетёсь при своём мнении (т.е. теперь вам надо найти КОНТРАРГУМЕНТЫ). Приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать своё мнение не теми же словами, что и раньше, а использовать перифраз, синонимию.
  15. В заключительном абзаце (заключении) ещё раз выразите своё мнение. Можно также указать на проблемный характер темы, показать, что хотя у вас есть своё мнение, вы способны видеть и другие точки зрения; тем не менее, своя кажется вам более убедительной. Ваш вывод должен быть убедителен и краток. Заключение должно строго соотноситься с введением и соответствовать теме.
  16. Не забудьте, что необходимо правильно делить текст на абзацы и графически выделять их, используя либо “красную строку” (отступ в начале строки), либо дополнительный пробел (пустая строка) между абзацами.
  17. Старайтесь использовать разнообразную лексику и разнообразные грамматические конструкции.
  18. После того как вы написали письменное высказывание-рассуждение “Моё мнение”, проверьте написанное, сверяя ваш текст с планом. Убедитесь, что вы:
  • во вступлении перефразировали проблему;
  • высказали своё мнение и аргументировали его по крайней мере двумя развёрнутыми аргументами;
  • сослались на чужое мнение, дали аргументы его сторонников;
  • объяснили, почему не согласны с мнением оппонента, и привели два развёрнутых контраргумента;
  • в заключении сделали вывод, который соотносится со всем текстом и соответствует теме — подтвердили своё мнение, высказанное и аргументированное в основной части;
  • разделили текст на пять абзацев, которые отражают его логическую и содержательную структуру;
  • использовали средства логической связи между абзацами и внутри предложений;
  • правильно использовали лексические, грамматические и стилистические средства, не допустили ошибок в написании слов;
  • уложились в указанный лимит слов (200—250 слов).

Учимся выполнять задание 40

  1. Comment on the following statement.

Everybody would like to work from home.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem);

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion;

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion;

— explain why you don’t agree with the opposing opinion;

— make a conclusion restating your position.

Разбор задания 40

ШАГ 1. Читаем инструкцию. Внимательно прочитайте инструкцию. Проблема, которую вы должны раскрыть выделена курсивом:

Everybody would like to work from home.

Внимательно изучите план сочинения, которого необходимо строго придерживаться, если вы хотите, чтобы ваше сочинение было логично и последовательно и правильно разделено на абзацы. Каждый пункт плана требует отдельного абзаца. Ваша задача — раскрывая содержание плана, согласиться или не согласиться с мнением, которое изложено выше. План подсказывает вам, как это лучше сделать. При подготовке к данному заданию лучше набросать ключевые слова к каждому пункту плана.

ШАГ 2. Пишем вступление. Не переписывайте утверждение, данное в задании. Ваша задача здесь — перефразировать тему и показать её проблемный характер. Для решения первой части задачи — перефразирования — можно добавить какие-то фразы, подобрать синонимы или антонимы и т. д. Приведём пример перефразированной проблемы, взятый из оригинальной работы одного из выпускников 2016 года:

A lot of people believe that it is much better to work staying at home. On the contrary, others say working in the office is more preferable.

Автор несколько перефразировал тему, заменив everybody на a lot of people, to work from homeна to work staying at home, заменил конструкцию would like на it is much better. Чтобы показатьпроблемный характер темы, автор добавил предложение On the contrary, others say working in the office is more preferable. Вместо этого можно было написать Many people believe that distant working is much better while others disagree with this point of view. Любой из этих вариантов подходит, так как тема не повторена слово в слово и показан дискуссионный характер проблемы.

ШАГ 3. Пишем первый абзац основной части. Основная часть состоит из трёх абзацев. В первом абзаце основной части нужно высказать своё мнение и привести два-три развёрнутых и весомых аргумента в его пользу. Своё мнение следует высказать эксплицитно, т. е. используя такие вводные слова, как “я думаю”, “я считаю”, “по моему мнению”. Кроме этого, следует развернуть свой тезис и дать подтверждение вашей точки зрения, представив два-три аргумента в её пользу. Помните, аргументы не должны дублировать друг друга и должны быть развёрнутыми. Структура абзаца должна выглядеть так: тезис (ваше мнение), далее, как минимум, два развёрнутых аргумента в подкрепление вашего тезиса и вывод (последний желателен).

Не забудьте, что вы пишите сочинение-рассуждение, поэтому старайтесь использовать такие вводные слова перед аргументами, которые показывают, что вы рассуждаете, например, “во-первых”, “во-вторых” и т. д.

Примером написания первого абзаца может быть:

Personally, I suppose everybody would welcome the chance to work from home. Firstly, it is very convenient because people will not waste time in traffic jams trying to get to their offices. Secondly, parents will have an opportunity to devote more time to looking after their children as one of the urgent problems is that many parents spend too much time at work and deprive their sons and daughters of their attention. Moreover, most women will choose to work at home because they will divide their time between doing household chores and working.

ШАГ 4. Пишем второй абзац основной части. Во втором абзаце основной части необходимо привести чужую точку зрения и объяснить причину её появления. Данный абзац следует начать со слов, показывающих логическую связь между первым и вторым абзацем основной части. Для этого лучше использовать слово however (не забудьте поставить после него запятую). Далее вам так же, как и в первом абзаце, следует дать развёрнутый тезис, а затем придумать и изложить причину либо аргумент, почему защитники этой точки зрения так считают.

В нашем случае абзац может быть написан следующим образом:

However, there are some people who have an opposing opinion. They say that working in the office is important for everybody. People need to communicate with their colleagues because many projects require team work.

ШАГ 5. Пишем третий абзац основной части. В третьем абзаце основной части следует не согласиться с высказанной во втором абзаце точкой зрения оппонентов и опровергнуть предложенный аргумент. Ваш тезис обязательно должен содержать открытое вежливое несогласие, например, I am afraid, I disagree with this point of view/statement/argument because ... . Желательно привести два или хотя бы один развёрнутый контраргумент против данной позиции. При этом не следует повторяться.

Третий абзац может выглядеть так:

I am afraid I cannot agree with the opponents argument. Nowadays it is possible to communicate with colleagues using such applications as Skype, which provides voice call services and allows people to exchange different digital documents, so team workers are able to solve all their problems effectively while staying at home.

ШАГ 6. Пишем заключение. В последнем абзаце — заключении — сделайте вывод, ещё раз выскажите своё мнение (другими словами). Можно отметить, что ваши аргументы представляются вам более весомыми, чем аргументы ваших оппонентов. Обратите внимание на то, что здесь вы должны четко ПОДТВЕРДИТЬ вашу точку зрения, а не высказать другую. Также не следует пытаться выработать компромиссный вариант.

В данном случае заключение может быть написано следующим образом:

То sum it up, I can say that working from home is much better because it gives everybody a chance to combine performing their job well and spending time with their family, which is essential for everyone.

ШАГ 7. Проверяем работу. Проверьте объём выполненного задания. Он не должен превышать 250 слов или быть менее 180 слов. Убедитесь, что вам удалось:

— во вступлении перефразировать проблему;

— высказать своё мнение и привести в его защиту по крайней мере два аргумента;

— представить альтернативное мнение, т. е. чужую точку зрения, и объяснить, почему ваши оппоненты её придерживаются (один-два аргумента или причины его появления);

— не согласиться с оппонентами и опровергнуть их аргумент, приводя свои контраргументы (либо один развёрнутый контраргумент);

— в заключении сделать вытекающий из созданного вами текста убедительный вывод;

— разделить текст на абзацы в соответствии с планом и тем самым соблюсти логику;

— использовать языковые средства логической связи между абзацами и внутри них;

— правильно использовать лексические, грамматические орфографические, пунктуационные и стилистические средства.

ШАГ 8. Изучите критерии и дополнительную схему оценивания выполнения задания 40 (см. ниже), чтобы понять, как эксперты-экзаменаторы будут оценивать вашу работу.

Критерии оценивания выполнения задания 40 (максимум 14 баллов)

Баллы

Решение коммуникативной задачи

Организация текста


К1

К2

3

Задание выполнено полностью:

содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль)

Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы

2

Задание выполнено:

некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи

Высказывание в основном логично, имеются отдельные отклонения от плана в структуре высказывания; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы

1

Задание выполнено не полностью:

содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто

Высказывание не всегда логично, есть значительные отклонения от предложенного плана; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует

0

Задание не выполнено:

содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или/и не соответствует требуемому объёму, или/и более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т. е. текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами)

Отсутствует логика в построении высказывания, предложенный план ответа не соблюдается

Баллы

Лексика

Грамматика

Орфография и пунктуация


К3

К4

К5

3

Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики

Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Практически отсутствуют ошибки (допускается одна- две негрубые ошибки)


2

Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов (две-три), либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимания текста (не более четырёх)

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением

1

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста (не более четырёх)

Многочисленны ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста (допускается 6—7 ошибок в 3—4 разделах грамматики)

Имеется ряд орфографических или/и пунктуационных ошибок, в том числе те, которые незначительно затрудняют понимание текста (не более четырёх)

0

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу

Грамматические правила не соблюдаются, ошибки затрудняют понимание текста

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

Примечание. Критерий “Орфография и пунктуация” в разделе “Письмо” оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи” всё задание оценивается в 0 баллов.

Дополнительная схема оценивания задания 40

НОМЕР БЛАНКА





Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 180—275 слов. Высказывание носит продуктивный характер





1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)

Аспект 1. Вступление — постановка проблемы





Аспект 2. Мнение автора с 2—3 аргументами





Аспект 3. Противоположная точка зрения с 1—2 аргументами





Аспект 4. Объяснения, почему автор не согласен с противоположной точкой зрения (контраргументы)





Аспект 5. Заключение с подтверждением позиции автора





Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: соблюдается нейтральный стиль





ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 3)





2. Организация

Логичность





Деление на абзацы





Использование средств логической связи





ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл — 3)





3. ЛЕКСИКА (максимальный балл — 3)





4. ГРАММАТИКА (максимальный балл — 3)





5. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (максимальный балл — 2)





Типичные ошибки при выполнении задания 40

Экзаменуемые:

  • отходят от темы либо не понимают коммуникативную задачу;
  • не могут точно сформулировать проблему в начале высказывания и сделать точный вывод в конце;
  • не умеют сформулировать своё и чужое мнение;
  • не замечают неполного соответствия аргументации заявленному тезису (мнению);
  • повторяют аргументацию при высказывании своего и чужого мнений;
  • демонстрируют непродуктивность, т. е. используют заученные наизусть куски из готовых текстов;
  • неправильно делят текст на абзацы;
  • совершают логические ошибки, в том числе расхождение авторской точки зрения во втором абзаце и в выводе;
  • не соблюдают требований к объёму высказывания.

Подготовительные упражнения к заданию 40

  1. Какое из нижеперечисленных умений проверяется в задании 40?

а) отвечать на запрос информации

б) запрашивать информацию

в) аргументировать свою точку зрения

г) пересказывать текст

  1. Заданный в инструкции к заданию объём написания задания 40:

а) 200—250 слов

б) 220—270 слов

в) 270—300 слов

  1. Минимальный допустимый объём написания задания 40:

а) 220 слов

б) 200 слов

в) 180 слов

  1. Максимальный допустимый объем написания задания 40:

а) 300 слов

б) 275 слов

в) 250 слов

  1. Если вы пишете работу по плану задания 40 “Моё мнение”, в какой части следует изложить иную точку зрения?

а) Во вступлении

б) В первом абзаце основной части

в) Во втором абзаце основной части

г) В третьем абзаце основной части

д) В заключении

  1. Прочитайте задание. Составьте к нему план, не заглядывая в предыдущие задания, где план приводился.
  2. Comment on the following statement.

Virtual Internet communication results in losing real-life social skills.

What is your opinion?

Write 200—250 words.

План

Paragraph 1


Paragraph 2


Paragraph 3


Paragraph 4


Paragraph 5


  1. Прочитайте предыдущее задание. Подберите к плану ключевые слова и выражения для создания письменного высказывания с элементами рассуждения “Моё мнение”.

Paragraph 1



Paragraph 2



Paragraph 3



Paragraph 4



Paragraph 5



  1. Прочитайте фрагменты выполненного учащимися введения (см. задание ниже). Какой из них является верным с точки зрения решения коммуникативной задачи?
  2. Comment on the following statement.

Fast food outlets should be closed.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem);

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion;

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion;

— explain why you don’t agree with the opposing opinion;

— make a conclusion restating your position.

Introductions

  1. You can find fast food outlets everywhere. Many people think they should be closed.
  2. People often have different preferences, so it is natural that some of them consider fast food outlets to be very useful but others claim that fast food outlets should be forbidden. Let’s discuss who is right.
  3. Fast food is tasty food. It also means a fast way to eat the food. Why do we have different opinions about it? Let’s dig into it.
  4. Fast food outlets should be closed. What do you think about it?
  5. Прочитайте фрагменты выполненного учащимися задания (см. задание 5). Какое начало основной части (первый абзац основной части, раскрывающий мнение автора) из приведённых ниже написано правильно с точки зрения содержания? Все ли учащиеся высказали своё мнение и привели по два весомых развёрнутых аргумента в защиту своей позиции?
  6. From my point of view fast food outlets should be closed for several reasons. First of all, food in these outlets is full of cholesterol. Secondly, this food is not organic, there are many chemical substances in it. Moreover, fast food is not so cheap as it seems to be.
  7. To my mind, fast food is harmful. Firstly, it contains many harmful substances. For example, fat, too much salt, chemical flavours. Secondly, if you eat fast food very often, you will have problems with your health.
  8. In my opinion, the most important thing in fast food is dozing. People should have small portions of fast food then it would not be unhealthy.
  9. In my opinion, a lot of people cannot imagine their life without fast food. Firstly, fast food outlets are very useful for those in a hurry. They can eat in these cafes because it is self-service and it does not take much time even if there is a line. Secondly, all groups of people can afford fast food: from rich to poor. It’s a big plus for teenagers and young people.
  10. Прочитайтефрагменты выполненного учащимися задания (упр. 8). Какое продолжение основной части (второй абзац основной части, раскрывающий противоположную точку зрения) из приведённых ниже написано правильно с точки зрения содержания? Привели ли учащиеся иное мнение по обсуждаемому вопросу и правильно ли обосновали существование другой точки зрения?
  11. However, there are those who believe that fast food is unhealthy. They are sure that this food is very dangerous.
  12. But some people are sure that fast food is not so bad for us. It helps people to spend less time on eating lunch or dinner and use more time for work. They are absolutely right. Fast food really helps us to save time.
  13. However, some people think that fast food outlets should exist. They say so because different people have different preferences and sometimes they would like to go to fast food restaurants for a change.
  14. But other people claim that the location of fast food restaurants is very convenient, so you can find them everywhere. What is more, they have wi-fi, so you can chat with your friends while you are eating.
  15. Прочитайте фрагменты выполненного учащимися задания (упр. 8). Какое из заключений написано правильно с точки зрения критерия “Решение коммуникативной задачи”?
  16. Тоsum it up, fast food outlets should not be closed.
  17. In conclusion, I would like to say that every person has the right to choose what to eat.
  18. In conclusion, I would like to say that fast food outlets should be forbidden because they sell food which is very unhealthy.
  19. In conclusion, I must say that fast food is very tasty, but also very harmful for our health. However, you should decide yourself what food to eat. I prefer eating at home but sometimes I can go to a caf6 and eat fast food.
  20. Прочитайте высказанное мнение (тезис) и аргумент и добавьте ещё один аргумент к нему.
  21. In my view, distant work is not for everyone. Firstly, there are professions which involve visiting people, for example, medical ones.





  1. In my opinion, motorcycles are very convenient. To start with, you don’t have to rely on public transport. What is more






С. I believe mobile phones are very useful for people who are always on the move. Firstly, they can easily be contacted no matter where they are and so they always know the news. Secondly,






  1. Напишитеконтраргумент к следующему аргументу, защищающему чужое мнение.

Some people think that using mobile phones can be dangerous. They say that talking on a mobile phone can cause different diseases. — I don’t agree with this argument because ________________­________________­______________________

  1. В каждой строке связующих слов и выражений есть одно лишнее. Найдитеего.
  2. Finally, all things considered, all in all, in conclusion, in consequence, to sum it up.
  3. And, also, too, moreover, what is more, in addition, furthermore, therefore.
  4. Although, though, because, but, however, on the other hand, nevertheless.
  5. Какие из приведённых ниже слов и выражений характерны для введения, основной части, заключения, письменного высказывания с элементами рассуждения? Заполнитетаблицу.

Firstly, to begin with, furthermore, while, I believe/think, in my opinion, however, in conclusion, it is important to remind/point out, the issue is far from solving yet but I think, there is a dispute/discussion/no agreement, in addition, finally, on the contrary, besides, as a result, consequently, as advocates/critics/opponents claim/argue, secondly, all in all, moreover, to sum it up, others disagree, to conclude, because of that.

Introduction

Main part

Conclusion






















  1. Какие из приведённых ниже слов и выражений вводят своё мнение и мнение оппонента, а какие — аргументы?

Personally, firstly, I believe/think, in addition, from my point of view, to begin with, to my mind, furthermore, secondly, what is more, I am sure, moreover, in my view.

Introducing opinion

Introducing supportive argument













  1. Напишите вступление к следующему письменному высказыванию.
  2. Comment on the following statement.

Reading detective stories is a waste of time.

What is your opinion?

Write 200—250 words.




  1. Напишите первый абзац основной части к письменному высказыванию. Изложите своё мнение и аргументы в его защиту (см. упр. 17).



  1. Напишите второй абзац основной части к письменному высказыванию — чужое мнение и основание для его существования (аргумент в его пользу) (см. упр. 17).



  1. Напишите третий абзац основной части к письменному высказыванию, выскажите несогласие с мнением оппонента (см. упр. 17).



  1. Напишите заключение к письменному высказыванию (см. упр. 17).



*22. Ознакомьтесь с заданием и прочитайте ответ на него. Назовите основные недостатки ответа учащегося.

  1. Comment on the following statement.

Many people watch soap operas because they find them enjoyable and realistic.

What is your opinion of soap operas? Do you agree with the statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

Ответ учащегося

(с сохранением орфографии и пунктуации оригинала)

It has become common nowadays to watch series and soap operas on TV. They show people’s emotions and passions in a lively manner and make the audience worry and feel happy for its characters. Gradually watching soap operas becomes a mania when distract the spectaters from real life.

Many people think that soap operas are exciting, thrilling and even educational. They say, that the mistakes of the screen characters teach them not to repeat the same experience. But they forget to mention, that the conditions in which the actors play are developing according to a certain script that is often far from reality.

I believe that watching endless series is a waste of time, because they don’t bring home to us any useful information. Moreover, the actors who play their parts in soap operas don’t really experience the emotions and feelings they show on the screen. Thus, they come out to be fake and too unreal. In addition you can become addicted to watching soap operas and totaly abandon your own life, which is much more interesting than on TV.

All things considered, although soap operas may be imaginative, exciting and enjoyable, they can lead to people’s absolute ignorance of their own life. Soap operas should be limited in time or even forbidden, because of the harmful effect they produce on a person.

*23. Оцените по критериям следующее письменное высказывание с элементами рассуждения (см. критерии на с. 180) или просто укажите на его недостатки. Дополнительная схема оценивания (см. с. 181) поможет в этом.

  1. Commenton the following statement.

Everybody would like to work from home.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

Ответ учащегося

(с сохранением орфографии и пунктуации оригинала)

Some people suppose that everyone would like to work from home. Is it true?

In my opinion, everyone would like to work outside. Firstly, it is boring to stay at home because you cannot talk to your friends. Secondly, one cannot concentrate at home because children will destroy you from your duties. Futhermore, there is no boss to control you so your work will be bad. Besides, if you will work outside you can breath fresh air.

However, some people want to work from home because young mothers need to work and look after their children. It is very comfortable for them if they stay at home and work while their little children are near them.

I think those people are wrong. I have already mentioned that it is boring to stay at home. Moreover, people won’t be able to work much money because work from home is not well-paid.

In conclusion, I belive there are different places to work and everyone can choose his own place. Personally, I want to work from home because it is important to me to look after my children.

  1. Закончите следующее письменное высказывание с элементами рассуждения.

Comment on the following statement.

The Internet is the greatest time-waster.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

The Internet is very important in our life. We can hardly imagine our modern world without the Internet. However, there are many problems connected with it. Some people think that the Internet wastes their time.

As for me, I think that the Internet is not a time-waster for us, it is our helper. You can spend your time in the Internet with benefits, not just surf the Internet. First of all, the Internet is the greatest source of information. Nowadays we need new information constantly and you do not have to waste your time in a library in search for information, if you have access to the Internet. Moreover, with the help of the Internet you can easily learn foreign languages or improve your skills in other things, there are so many educational sites and programs, where you can do this successfully. Finally, you can shop online, it is more convenient, than in real shops.

Полезные советы

  • Важно внимательно прочитать инструкцию к заданию. Инструкция к заданию 40 раздела “Письмо” даёт ясные ориентиры для успешного его выполнения, необходимо чётко следовать предложенному плану.
  • Не следует воспроизводить наизусть готовый текст на подобную тему, необходимо высказать свои собственные мысли, самостоятельно дать свои аргументы и сделать выводы.
  • Следует тренироваться в выполнении письменных заданий разного объёма, чтобы развить готовность написать работу в соответствии с объёмом, указанным в экзаменационном задании (в задании 40 это 200—250 слов).
  • Важно научиться анализировать и редактировать собственные письменные работы.

Тренируемся в выполнении задания 40

Вариант 1

Comment on the following statement.

Watching TV is a waste of time.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

Вариант 2

Comment on the following statement.

Parents are a teenager’s best friends.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

Вариант 3

Comment on the following statement.

Beach holiday is the best holiday.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200—250 words.

Use the following plan:

— make an introduction (state the problem)

— express your personal opinion and give 2—3 reasons for your opinion

— express an opposing opinion and give 1—2 reasons for this opposing opinion

— explain why you don’t agree with the opposing opinion

— make a conclusion restating your position

Рефлексия

  1. Помог ли вам представленный в данной теме материал лучше понять содержание и структуру задания 40 раздела “Письмо”?
  2. Что было легко/трудно в усвоении темы?
  3. Что было полезным?
  4. Что вы усвоили, чему научились, что сумеете выполнить самостоятельно?
  5. Что осталось неясным?

Научились, умеем, усвоили

  1. Усвоили алгоритм выполнения задания 40 раздела “Письмо”.
  2. Научились выполнять это задание.
  3. Умеем применять стратегии:
  • во вступлении перефразировать проблему;
  • высказать своё мнение и привести в его защиту по крайней мере два аргумента;
  • представить альтернативное мнение, т. е. чужую точку зрения, и объяснить, почему ваши оппоненты её придерживаются (один аргумент или причина появления);
  • не согласиться с оппонентами и опровергнуть их аргумент, приводя свои контраргументы (либо один развёрнутый контраргумент);
  • в заключение сделать вытекающий из созданного вами текста убедительный вывод;
  • разделить текст на абзацы в соответствии с планом и тем самым соблюсти логику;
  • использовать языковые средства логической связи между абзацами и внутри них;
  • правильно использовать лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические средства.