The Place We Live in - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Английский язык книга для учителя 4 класс - И. Н. Верещагина - 2016 год

The Place We Live in - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Во второй четверти учащимся предлагаются две учебные ситуации: “The Place We Live in” и “Town Life. London” (см. “Планирование”, уроки 17—30, periods 38—70).

Особенностью работы во второй четверти являются:

— усиленное внимание к работе над техникой чтения;

— знакомство с новыми и важными для речевого общения грамматическими явлениями (Present Perfect, alternative questions, to be going to);

— пополнение лексического словаря учащихся (в большей степени за счёт формирования у них языковой догадки, пассивного словаря).

Во второй четверти перед учителем встаёт важная проблема — техника чтения, развитие скорости чтения учащихся. Скорость чтения должна постепенно увеличиваться, не ухудшая при этом качества самого чтения и понимания читаемого. Это необходимо в связи с тем, что по мере продвижения вперёд по учебнику учащиеся будут встречаться с более длинными и объёмными текстами. Только такие тексты могут дать детям, с одной стороны, достаточную тренировку в чтении, не затрудняя при этом понимание читаемого, и приведут их к необходимой скорости чтения, а с другой — возможность авторам дать новую, полноценную информацию, соответствующую интересам и возможностям учащихся четвёртого года обучения английскому языку.

Начиная с урока 17 — первого урока второй четверти идёт систематическое обучение учащихся чтению новых слов по аналогии с упражнениями типа “Try and read the new words” и др., а в дальнейшем — обучение детей чтению по транскрипции с догадкой о значении читаемых слов. Всё это должно благотворно сказаться на обучении чтению в целом.

Новым ведущим грамматическим материалом четверти является the Present Perfect Tense (resultative). Это, безусловно, одно из самых сложных грамматических явлений английского языка, так как ему нет аналогов в родном языке учащихся и они имеют тенденцию употреблять вместо Present Perfect уже хорошо знакомое им простое прошедшее время. Как кажется авторам, достаточно подробно изложены особенности этого времени в грамматическом справочнике учебника. Учителю при ознакомлении учащихся с этим временем и дальнейшей тренировке в его употреблении следует ещё раз напомнить, что Past Indefinite обозначает действие, совершённое в прошлом, законченное в прошлом, не имеющее связи с настоящим моментом. Говорящего интересует, не где, а прежде всего когда произошло действие. Если действие произошло в прошлом, а его результат имеет ощутимые последствия для настоящего, если эта связь с настоящим моментом чётко прослеживается и говорящим важно, что действие произошло (а когда конкретно, не имеет значения), то это явные предпосылки для употребления Present Perfect. Здесь можно рекомендовать учителю вместе с учениками просмотреть соответствующий раздел Reference Grammar, сосредоточив внимание на особенностях употребления этого времени. При этом, однако, следует помнить, что в грамматическом справочнике объяснено всё явление в комплексе (включая и Present Perfect Durative, с которым учащиеся встретятся в третьей четверти).

И наконец, третий момент, на котором хотелось бы остановиться, — это работа над лексикой. Так же как и во всём учебнике, в уроках второй четверти вводится на первый взгляд много новой лексики — от 5 до 8 слов на каждый урок. Но это только первое впечатление. Как указывалось выше, работа над каждым уроком рассчитана на 2 часа (и кроме этого, есть Optional Lesson). Помимо этого, если проанализировать лексику второй четверти, а всего здесь даётся 84 слова, то выясняется следующее: с 23 словами учащиеся уже встречались в 3 классе — это так называемый пассивный слой; 9 слов типа hall, lamp, sofa легко и произносятся, и читаются, и о значении их нетрудно догадаться. Многие из этих слов встречаются в уроках домашнего чтения. Таким образом, только 52 слова являются для учащихся совершенно незнакомыми и это, конечно, облегчает задачу и учителя, и учащихся по овладению лексикой.

Примерно такая же картина в отношении лексики и в других четвертях. Как и в первой четверти, здесь и далее по всему учебнику авторы стремились дать максимум страноведческой информации.

Знакомству с Лондоном, его истории посвящена последняя учебная ситуация второй четверти. Информативные данные уроков 24—29, безусловно, расширяют страноведческий кругозор учащихся и способствуют достижению развивающей цели обучения иностранному языку.

Не желая сковывать инициативу учителей и полагая, что последовательность упражнений, представленных в учебнике, отражает реальный ход учебного процесса, мы считаем нужным остановиться только на некоторых особенностях отдельных уроков.

Учебная ситуация “The Place We Live in”

УРОК 17 (periods 38, 39). Period 38 — первый урок после каникул. Дети могли кое-что из последнего материала забыть, и поэтому первые четыре упражнения даются для разминки, а заодно учащиеся вспоминают материал, пройденный в первой четверти. Затем учитель устно с использованием наглядности проводит ознакомление учащихся с новой лексикой. Желательно ознакомление со словами проводить беспереводным способом. При этом учитель должен знать, что со словами house, kitten, flower дети встречались в 3 классе (это их пассив), слово toiletможно семантизировать с помощью догадки; семантизация слов in front of, behind, bathroom потребует наглядности; а house in the country ассоциируется с русским загородный дом. Затем учащиеся работают с аудиокурсом ( 22), и далее в быстром темпе выполняются упр. 6—13. Если времени на упр. 13 не хватило, учитель может задать его на дом (вместе с упр. 18).

Остальную часть урока (с упр. 14) учащиеся выполняют во время второго часа урока 17 (period 39).

Во всех уроках последнее упражнение посвящается новым словам. Оно имеет формулировку “Learn how to write these words” или “Learn how to write the new words”.

Учащиеся должны быть приучены к тому, что на каждом втором уроке после ознакомления с новыми словами учитель может предложить им quiz — коротенькую письменную проверочную работу на spelling. Один из вариантов такой работы можно организовать так: на заранее заготовленных и подписанных листочках учитель просит учащихся проставить номера по вертикали (скажем, 10 номеров) и быстро диктует им слова. Если ученик не знает, как писать то или иное слово, он пропускает эту строчку. Проверка такого листочка не займёт много времени.

Распределение упражнений урока может быть и иным, но это может решить сам учитель в зависимости от возможностей и способностей своей группы.

УРОК 18, 19 (periods 40—43). Несколько слов об альтернативных вопросах, которые представляют собой новый грамматический материал второй четверти. На страницах учебника и первая и вторая половина вопроса содержит вспомогательный глагол, который в речи зачастую опускается. Учителю не следует поправлять учащихся, если вопрос поставлен правильно, например: Haveyou got a cat or a dog? Однако на первых порах, очевидно, лучше давать эти вопросы в полной форме.

В тексте упр. 14 имеется уже знакомое учащимся слово hall, которое на этом этапе заменяет более типичное описание прихожей сочетанием entrance hall. Если группа учащихся достаточно продвинута, на этом этапе можно ввести им более привычное для англичан словосочетание.

УРОКИ 20, 21 (periods 45—48). Особенностью урока 20 является ознакомление учащихся с оборотом to be going to, который употребляется для обозначения ближайшего будущего.

Возможно, стоит указать учащимся, что фраза I’m going to the cinema может означать не только я собираюсь в кино, но и я иду в кино. Также учащиеся должны чувствовать, что фраза I’m goingto go to the cinema, являясь правильной грамматически, тем не менее звучит довольно редко в реальной речи.

Остальной материал уроков первой учебной ситуации второй четверти особых сложностей не имеет.