Структура и разделы учебника, особенности работы с ним

Английский язык - Книга для учителя 11 класс - Углублённый уровень - О. В. Афанасьева - 2017 год

Структура и разделы учебника, особенности работы с ним

Структурно УМК-XI во многом совпадает с УМК-X данной линии, однако он обладает целым рядом особенностей. Прежде всего, учебник и другие компоненты учебно-методического комплекта для XI класса завершают процесс обучения английскому языку в старшей школе.

Специфика учебника для XI класса, во-первых, состоит в том, что в нём происходит завершение систематизации и обобщения языкового и коммуникативно-речевого опыта учащихся. В большом объёме представлены здесь материалы на повторение, закрепление и обобщение уже известного учащимся лексико-грамматического материала. При этом введены они в учебник с вкраплениями новых фактов, что даёт учащимся возможность и дальше развивать иноязычную коммуникативную компетенцию в совокупности всех её составляющих. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Она прежде всего нацелена на поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях и другой справочной литературе.

Во-вторых, в учебнике для XI класса учащиеся впервые получают систематическое описание такого большого раздела английской грамматики, как синтаксис. На английском языке выпускникам предлагается достаточно подробная информация о предложениях различных типов, о членах предложения, о типах подчинённых предложений и их специфике, о пунктуации и т. д.

В-третьих, учебник готовит учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ЕГЭ по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. В разделе USE OFENGLISH, в той части, где происходит повторение лексики и грамматики, представлены задания на употребление и дифференциацию лексических единиц, грамматических структур языка, на использование словообразовательных моделей. Большинство упражнений составлены по образцам заданий, которые встретятся школьникам во время сдачи экзамена по английскому языку в формате ЕГЭ.

В учебнике для XI класса предлагается информация о правилах написания сочинения, в котором учащиеся, рассматривая то или иное спорное суждение, высказывают аргументы за и против последнего и вырабатывают собственное к нему отношение. После чего школьники выполняют многочисленные задания, создавая подобные эссе.

Структурно учебник английского языка для XI класса состоит из четырёх блоков (Units), строящихся вокруг следующих тем: 1) Sounds of Music, 2) Town and Its Architecture, 3) Wonders of theWorld, 4) Man As the Greatest Wonder of the World. Приведённая выше тематика отражает лишь концептуальный стержень каждой конкретной учебной ситуации, вокруг которой строится обучение всем видам речевой деятельности с опорой на проблематику того или иного блока. Каждая учебная ситуация включает в себя ряд более узких проблемных ситуаций. Так, в первом блоке (Sounds of Music) речь идёт о музыке как об одном из видов искусства. Здесь говорится о периодах развития музыки. Учащиеся получают сведения о великих композиторах различных эпох, их творчестве, о том, какие музыкальные направления существовали как приоритетные в различные периоды становления цивилизаций. В этом же блоке школьники учатся рассуждать о музыкальных формах, вычленять различия между ними, ведут дискуссии по поводу того, какая музыка им ближе всего, а какая современным поколением не воспринимается. Они также получают информацию о различных музыкальных инструментах и т. д.

Каждая из учебных ситуаций вводится в канву учебника с помощью небольшого текста, раскрывающего актуальность изучаемой темы, очерчивает круг проблем, которые предполагается затронуть в процессе обучения. Однако в отличие от учебников для VIII-IX классов этой линии количество заданий на изучение каждой темы в учебнике для XI класса, так же как и в учебнике для X класса, значительно сокращено, так как по ним предполагается работать не более четырёх часов в неделю, а остальные два часа отводятся на изучение соответствующих профилей (истории США, Великобритании и Австралии, англоязычной литературы, грамматики и др.) или целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

После небольшого текста-вступления учащимся предлагается ответить на вопросы. В них затрагивается основная проблематика конкретной учебной ситуации, при этом задаваемые вопросы имеют самую общую направленность. Затем школьники выполняют задание, которое в общем виде даёт им возможность вспомнить и проверить свои знания в той предметной области, которая рассматривается в соответствующем блоке учебника.

Первый раздел каждой учебной ситуации (LISTENING COMPREHENSION) посвящён аудированию. В нём учащимся предлагается прослушать три текста и выполнить соответствующие задания, при этом формат заданий максимально приближен к формату ЕГЭ. Так, один из текстов на аудирование в каждой учебной ситуации содержит задание на установление соответствия. Задание на основе другого текста состоит в том, что учащимся нужно либо определить, какие из предлагаемых утверждений являются верными, какие нет, а какие вообще не упоминались в прослушанном тексте, либо закончить утверждения из текста, либо найти некую специфическую информацию. Понимание третьего текста проверяется при помощи выбора правильного ответа из трёх предложенных и предполагает, что учащиеся весьма хорошо овладели данным видом речевой деятельности, так как все три предлагаемых ответа при поверхностном ознакомлении могут показаться верными.

Как указывалось выше, каждое задание на аудирование (так же как и на чтение) в данном учебнике сопровождается заданием на развитие навыков устной речи. В нём учащимся предлагается обсудить материал, который лёг в основу прослушанного или прочитанного текста. Таким образом, в течение учебного года учащиеся имеют возможность не только постоянно заниматься совершенствованием умений в аудировании, но и обсуждать прослушанное, тем самым осуществляя дальнейшее развитие умений монологической и диалогической речи. Все тексты на аудирование и чтение, помимо того, что они, как правило, проверяются с помощью заданий в формате ЕГЭ, представляют собой аутентичные произведения на английском языке познавательного содержания.

Раздел LISTENING COMPREHENSION на заключительном этапе обучения значительно увеличен в объёме и включает в себя около десятка разнообразных заданий. При этом не только увеличено количество заданий, но и повышена сложность текстов, а также увеличена продолжительность их звучания.

Вторым разделом каждого блока учебника для XI класса является раздел READING. Кроме упражнений в формате ЕГЭ и послетекстовых речевых заданий, в него также включаются текстовые задания, нацеленные на обогащение вокабуляра учащихся. Школьникам может быть предложено найти эквиваленты некоторых словосочетаний в тексте или отметить отрывки описательного характера для спецификации определённых объектов или субъектов по изучаемой тематике. Заметим также, что в этом разделе среди предлагаемых для чтения текстов последний обязательно является художественным, и детальная работа над лексикой этого текста продолжается в следующем разделе каждого блока учебника, который называется USE OF ENGLISH.

Как упоминалось выше, все тексты для чтения аутентичны. Они соответствуют повышенному или высокому уровню шкал, принятых при разработке заданий на чтение в формате ЕГЭ. В обязательном порядке они содержат незнакомую учащимся лексику (5-6%). Как и в X классе, авторы настоятельно рекомендуют использовать англо-английский (реже - англо-русский) словарь. Хотя при выполнении заданий на установление соответствия в формате ЕГЭ от учащихся не требуется полного понимания текста, в последующих заданиях оно крайне желательно, а в задании с выбором правильного ответа из четырёх предложенных полное понимание прочитанного текста является обязательным требованием. Именно поэтому наращивание пассивного и активного вокабуляра, формирование навыков работы со словарём является столь значимым фактором для учащихся данного этапа обучения. Так, например, в первой учебной ситуации задание на полное понимание художественного текста (упр. 16; отрывок из повести Дж. К. Джерома “Трое в лодке, не считая собаки”) сопровождается не только вопросами по тексту, но и послетекстовыми поисками эквивалентов на родном языке значимых для понимания текста слов, а также заданием на перифраз этих же единиц. При выполнении задания на обсуждение данного текста учащимся придётся постоянно использовать лексический материал отрывка, так как без него трудно будет составить диалог, описать аналогичную ситуацию, прокомментировать то или иное положение. Такого вида задания имеются во всех блоках учебника. Добавим, что в определённой степени эта же лексика частично отрабатывается и в рабочей тетради.

Прежде чем приступить к выполнению задания на аудирование и чтение, учителю можно порекомендовать обсудить со школьниками, какую информацию они ожидают в нём обнаружить, известно ли им что-либо по данной тематике и что нового они могут узнать. Задания на так называемую антиципацию призваны повысить интерес учащихся к тексту, который им предстоит прочитать или прослушать. Кроме того, они дают учителю ещё один шанс для организации устной речи на уроке.

Собственно работа над активным вокабуляром начинается в разделе USE OF ENGLISH (подраздел New Vocabulary). Так же как и в учебнике для X класса, в данном учебнике учащиеся знакомятся с новыми словами в тексте, а затем тренируются в употреблении этой лексики на упражнениях, часть из которых также представлена в формате ЕГЭ. Кроме того, школьникам предлагаются различные упражнения на повторение уже знакомых слов, задания на перевод и словообразование. Большое внимание уделяется предлогам, синонимам, фразовым глаголам. В учебнике для XI класса, так же как и в учебнике для Х класса, представлена рубрика Words not to be confused. В ней рассматриваются слова, которые зачастую вызывают сложности при их дифференциации. Одиннадцатиклассники изучают синонимы не только в бинарных оппозициях (customer - client) или трёхчленных синонимических группах (cry - sob - weep), как на предыдущих уровнях обучения, но и в рамках более длинных синонимических рядов, когда анализируемые слова выступают в качестве одноструктурных средств выражения при описании того или иного концепта, например смеха (chuckle, giggle, guffaw, grin, smirk, titter) или ходьбы (walk, wander, stroll, march, stride, creep, shuffle, stagger, swagger, trudge). При этом для некоторых пар (триад) различия подробно излагаются в учебнике, а для других они устанавливаются самими учащимися, что помогает им вырабатывать навык вдумчивой работы со словарём, умение анализировать словарную дефиницию.

В каждой учебной ситуации данный подраздел обязательно включает задание на подстановку необходимого предлога, которым управляется глагол или который требуется употребить после того или иного существительного, причём в Х! классе, там, где это возможно, подчёркивается допустимость использования альтернативных предлогов.

Подраздел Phrasal Verbs включает в себя материалы на расширение вокабуляра учащихся в области фразовых глаголов, которые являют собой весьма важный пласт лексикона современного английского языка и представляют трудности для изучающих язык.

Третий подраздел (New Grammar) раздела USE OF ENGLISH в учебнике для XI класса построен отлично от предыдущих УМК. Здесь грамматический подраздел каждого блока сначала предлагает новый материал, который, как указывалось выше, посвящён изучению синтаксиса современного английского языка. Учащиеся знакомятся с типами предложений, их классификацией и пунктуацией и выполняют задания тренировочного характера.

Завершающий подраздел раздела USE OF ENGLISH носит название Vocabulary and Grammar Revised. Он содержит задания лексико-грамматического характера, которые посвящены повторению материала в области лексики и грамматики, пройденного школьниками за все годы обучения. Многие из этих заданий составлены в формате ЕГЭ.

Тематический вокабуляр каждой учебной ситуации (рубрика Topical Vocabulary) служит одновременно справочным материалом, из которого школьники могут черпать лексические единицы и структуры, необходимые для конкретного высказывания. Для выполнения этой задачи учителю необходимо познакомить учеников со всей лексикой рубрики и организовать её первичное закрепление.

Следующий раздел каждой учебной ситуации (SPEAKING) нацелен на организацию обсуждения различных проблем, которые поднимаются в блоке. Этот раздел включает в себя задания на построение монологического или диалогического высказывания (часть из них в формате ЕГЭ), тематический вокабуляр и тексты, содержание которых предполагает проведение дискуссии по проблемам изучаемых учебных ситуаций.

Пятый раздел каждого блока (WRITING) включает задания на дальнейшее развитие креативного письма. Учащиеся последовательно в течение всего года обучаются тому, как следует писать сочинение-рассуждение, высказывая аргументы за и против определённого суждения. Они также учатся вырабатывать собственное мнение по обсуждаемой проблеме и излагать его в финале своего сочинения.

К началу одиннадцатого класса школьники уже понимают структуру абзаца, умеют заполнять анкеты, писать открытки и письма личного характера, а также сочинения повествовательного и описательного характера. В конце работы над первой и второй учебными ситуациями школьники учатся в письменном виде излагать собственное мнение, формулировать аргументы за и против по предлагаемым проблемам.

Работая с третьей и четвёртой учебными ситуациями, учителю следует заострить внимание старшеклассников на создании так называемых аргументативных сочинений, которые структурно состоят из четырёх частей. Первая часть - это своеобразное введение в тему, в котором приводится неоднозначная точка зрения. Во второй и третьей частях приводятся соответственно аргументы за и против высказанного суждения. Четвёртая часть - вывод - собственное отношение к проблеме.

В конце каждой учебной ситуации (Unit) есть раздел MISCELLANEOUS, в котором представлены стихи, пословицы, высказывания великих людей, тематически связанные с содержанием всего блока, а также приводятся интересные факты в задании Did you know that...?

Помимо перечисленного, в каждый из этих разделов введено задание на литературный перевод художественного текста с английского на русский язык. При этом предлагаемый для перевода текст тематически также связан с той или иной учебной ситуацией.

Как и в предыдущих УМК, в учебнике для XI класса предлагается проектная работа для учащихся (раздел PROJECT WORK). Так, например, в первом блоке учебника школьников просят найти информацию об одном из известных музыкальных деятелей (композиторе, пианисте, скрипаче, певце, дирижёре и т. д.) и подготовить сообщение о его жизни и творчестве, а также по возможности сопроводить своё выступление музыкальными произведениями. Кроме этого, учащиеся могут подготовить в формате презентации материал, посвящённый той или иной музыкальной группе, ансамблю или опере, балету, мюзиклу, тому или иному музыкальному направлению. Для выполнения проектной работы из второй учебной ситуации учащимся предстоит найти информацию о своём родном городе или любом другом, который интересен историей, местоположением, рассказать о его достопримечательностях и по возможности проиллюстрировать свою “экскурсию” фотографиями, слайдами, схемами и т. д.