Предисловие

Английский язык - Книга для учителя 11 класс - Углублённый уровень - О. В. Афанасьева - 2017 год

Предисловие

Дорогие коллеги!

Эта книга для учителя к учебнику английского языка для XI класса общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка является одним из основных компонентов УМК-XI. Предыдущие УМК этой линии были созданы авторскими коллективами: И. Н. Верещагина, К. А. Бондаренко, Т. А. Притыки- на (II, III классы), И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева (IV, V классы) и О. В. Афанасьева, И. В. Михеева (VI, VII, VIII, IX, X классы).

УМК-XI разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС) и построен на основе тех же принципов, что и предыдущие УМК. Учебно-методический комплект для XI класса обеспечивает достижение образовательной, воспитательной, развивающей и практической целей обучения, последняя из которых является ведущей и непосредственно направлена на овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.

УМК для XI класса состоит из рабочих программ (X—XI классы), учебника, аудиокурса к учебнику, рабочей тетради, книги для учителя, контрольных заданий, аудиокурса к контрольным заданиям и электронного приложения ABBYY. Аудиокурс, электронное приложение и дополнительные материалы размещены в электронном каталоге издательства “Просвещение” на интернет-ресурсе www.prosv.ru и на сайте www.prosv.ru/umk/vereshchagina.

УМК-XI имеет ряд отличительных особенностей, о которых речь пойдёт далее. Эти отличия обусловлены прежде всего тем, что XI класс - это завершающий этап обучения в средней школе, а это значит, что знания одиннадцатиклассников находятся на новом, более высоком уровне. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности выпускников, а также тот факт, что они должны быть подготовлены к сдаче выпускного экзамена по английскому языку в формате ЕГЭ.

Авторы

Предисловие

В изменившихся социально-политических и экономических условиях нашей страны происходят значительные перемены в системе образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных организаций и формирование у них ключевых компетенций. Владение иностранными языками в наши дни является необходимой составляющей среднего образования, которое получает выпускник школы, завершая полное общее образование на базовом и профильном уровнях.

Старшая ступень - завершающая стадия полного среднего образования. Она характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в старшей школе уже сложилось общее представление о мире, сформированы коммуникативные умения на иностранном языке в четырёх видах речевой деятельности на уровне основной школы (допороговый уровень), а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка; накоплены знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.

На старшей ступени получения среднего образования совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки, умения и компетенции, увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности, усиливается роль принципов когнитивной направленности учебно-исследовательских умений.

Цели изучения иностранного языка на старшей ступени общеобразовательной средней школы предопределили задачи, которые решаются в течение учебного года. Весь процесс обучения по УМК-XI направлен на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а также на воспитание школьников средствами иностранного языка.

Процесс обучения по УМК-XI способствует:

• развитию способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации;

• формированию активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия;

• совершенствованию способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;

• развитию таких личностных качеств, как коммуникабельность, умение работать в команде, в том числе в процессе межкультурного и профессионально ориентированного общения;

• развитию способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка и к дальнейшему расширению с его помощью знаний в других предметных областях;

• приобретению опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы и учебно-исследовательских умений с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

С содержательной точки зрения учебник для XI класса был создан с учётом описанных выше целей и задач, а также возрастных особенностей выпускников старшей школы. Как известно, период ранней юности характеризуется дальнейшим развитием интеллектуальной сферы школьников, когда весьма значимой становится учебно-профессиональная деятельность. В это время учащиеся сознательнее относятся к учёбе и труду. Поэтому в учебнике для XI класса авторы уделяют особое внимание тем заданиям, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, развивают их логическое и критическое мышление, способность к обобщениям, умение найти и правильно использовать необходимую аргументацию для подкрепления своей точки зрения во время дискуссий.

Примерами таких заданий могут служить образцы со следующими формулировками: In pairs discuss..., Remember or imagine some situation when..., Say if you agree with... and why, Read the paragraph for and against..., put the following... under the categories.

Количество подобных упражнений в учебнике для XI класса значительно увеличено. Достижению цели интеллектуального развития школьников также способствуют проектно-исследовательская работа и задания по написанию эссе, в которых от учащихся требуется выразить личное мнение по какому-либо вопросу.

Работа по УМК-ХI нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, которые определены ФГОС.

К личностным результатам обучения по УМК-XI можно отнести осознание важности изучения языка, стремление продолжать развитие умений в различных видах речевой деятельности и понимание того, какие возможности даёт владение иностранным языком в плане дальнейшего образования и будущей профессии. Изучение английского языка будет способствовать совершенствованию коммуникативной культуры школьников. Материалы страноведческого характера в УМК-XI помогут выпускнику школы понять культуру стран изучаемого языка и относиться толерантно к её проявлениям, а также дадут возможность глубже сопоставить реалии родной и иноязычной культур.

Содержание материалов учебника для XI класса способствует становлению российской гражданской идентичности учащихся, содействует формированию у них патриотизма, любви и уважения к Родине. Это прежде всего происходит через тексты, посвящённые России, её истории, особенностям, традициям, укладу жизни и её людям (см., например, с. 6, 8-10, 41, 46, 66-67, 71-74 и т. д.). Материалы учебника имеют поликультурный характер, содействуют формированию у школьников толерантности, способности вести диалог культур, осознавать себя гражданином не только своей страны или Европы, но и всего мира. Естественному стремлению учащихся знать больше о других народах, странах и культурах в значительной степени способствуют материалы о различных периодах развития мировых цивилизаций (учебные ситуации 3 и 4), что, в свою очередь, воспитывает у школьников чувство причастности и к истории своей страны.

Говоря о метапредметных результатах, следует отметить, что УМК-XI построен таким образом, что с его помощью учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся при изучении всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять её поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Включение в УМК-XI уже упоминавшихся проектных заданий способствует развитию исследовательских умений; разделы для повторения ранее изученного помогают учащимся провести рефлексивный анализ качества усвоения отработанного материала, учат адекватно оценивать уровень своих учебных достижений.

Предметные результаты реализуются в учебнике для XI класса в соответствии с требованиями ФГОС и нацелены на формирование иноязычной компетенции в единстве её составляющих (речевая, языковая/лингвистическая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции).

С точки зрения речевой компетенции УМК-XI нацелен на развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Предполагается, что обучение всем видам речевой деятельности происходит параллельно и в одинаковом объёме, однако в XI классе по сравнению с предыдущими годами обучения говорению уделяется значительно больше внимания. Это выражается не только в наличии специального раздела SPEAKING в рамках каждой учебной ситуации, при этом раздела достаточно объёмного (не менее 7 заданий), но также и в том, что упражнения на говорение повсеместно включены в такие разделы, как LISTENINGCOMPREHENSION и READING. Подобные задания обычно следуют за прослушанным или прочитанным текстом, после того как учащиеся выполнили соответствующие упражнения на проверку понимания его содержания. Школьникам, например, предлагается высказаться по поводу услышанного или прочитанного, причём от них ожидается развёрнутое высказывание, с аргументацией, выражением собственной позиции. Или перед одиннадцатиклассниками ставится задача провести обсуждение в парах или группах по вопросам, которые затрагивались в упомянутых материалах. Таким образом, изучаемый иностранный язык (английский) используется учениками как средство общения и познавательной деятельности. Они углубляют и совершенствуют свои умения понимать аутентичные тексты на английском языке (аудирование, чтение), а также передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо). Учащиеся планируют своё речевое и неречевое поведение с учётом статуса партнёра по общению, используют английский язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, что необходимо для успешной социализации и самореализации.

В рамках развития языковой, или лингвистической, компетенции в УМК-ХI происходит систематизация и углубление языковых знаний, полученных в основной школе, а также овладение новыми языковыми средствами в соответствии с изучаемыми учебными ситуациями. Учащиеся знакомятся с новыми грамматическими и лексическими явлениями и словообразовательными моделями (см. раздел Планирование, с. 24), а также совершенствуют навыки оперирования этими средствами в коммуникативных целях.

Темы и ситуации общения УМК-XI отобраны в соответствии с новыми стандартами и формулируются следующим образом:

1) Sounds of Music

2) Town and Its Architecture

3) Wonders of the World

4) Man As the Greatest Wonder of the World

Материалы данных учебных ситуаций позволят учащимся средствами английского языка далее формировать социокультурную компетенцию, так как в XI классе раздвигаются рамки изучаемого материала, включающего теперь сведения о культуре, истории, географии не только англоговорящих, но и других стран мира. Например, в первой учебной ситуации школьникам предлагается материал, посвящённый как музыкантам и композиторам родной страны (М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев, А. Г. Шнитке, П. И. Чайковский, М. Л. Ростропович, Д. Д. Шостакович), так и представителям музыкальной культуры европейских стран (Г. Пёрселл, В. А. Моцарт, Ф. Лист, Ф. Й. Гайдн, К. Дебюсси, Л. ван Бетховен, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах). Изучая данную тему, одиннадцатиклассники знакомятся с различными периодами развития музыкального искусства, получают представление о формах музыкальных произведений, типичных для каждого из выделенных в учебнике временных отрезков, и т. д.

Таким образом, у них расширяется представление о вкладе различных культур в фонд общемировой культуры. А это ведёт к тому, что у школьников появляется возможность сравнить европейские и иные культуры с культурой своей родной страны, а также осознать ценность каждой из них. На основе такого же подхода в учебнике рассматриваются и проблемы архитектуры, языка, экологии, различных чудес света и собственно самого homo sapiens.

Таким образом, в УМК-Х! увеличивается объём знаний о социокультурном аспекте англоязычных стран, что позволяет школьникам совершенствовать умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, в том числе в ситуациях общения в русле выбранного профиля. Одиннадцатиклассники приобретают и развивают способность адекватно интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентирах, а также умение выделить общее и специфическое в культурах родной страны и стран изучаемого языка.

УМК-XI также нацелен на развитие умений выходить из создавшегося положения при передаче и получении информации в тех случаях, когда учащиеся испытывают нехватку языковых средств, и, таким образом, предлагает задания на развитие компенсаторной компетенции. В текстах учебника на чтение и аудирование представлено значительно большее количество незнакомых учащимся лексических единиц по сравнению с предыдущими годами обучения. Предлагаемые упражнения составлены так, что в большинстве случаев учащимся приходится самим “выводить” значения незнакомых слов и лишь затем проверять свою догадку.

Очень часто на страницах учебника появляются задания на перифраз. Ученикам постоянно предлагается выразить одну и ту же мысль различными языковыми средствами - как одноструктурными, так и разноструктурными.

В УМК-XI, так же как и в предыдущих УМК данной линии, происходит дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений. Учащиеся вовлекаются в самостоятельное изучение английского языка, культуры англоязычных и других стран мира. Выполняя проектные задания, включённые в УМК-ХI, а также упражнения из учебника и рабочей тетради, учащиеся развивают учебно-познавательную компетенцию. Они учатся проводить более глубокое наблюдение над фактами английского языка и сопоставлять их с фактами родного языка (а в случае изучения нескольких иностранных языков - и с их фактами), использовать английский язык в целях самообразования.

К предметным результатам изучения английского языка в XI классе мы также отнесём приближение большинства учащихся к овладению английским языком на уровне В2“Пороговый продвинутый” по всем видам речевой деятельности согласно уровням владения иностранными языками, утверждённым Советом Европы и представленным набором соответствующих дескрипторов в контрольном листе для самооценки в Европейском языковом портфеле для старших классов общеобразовательных организаций. Однако по ряду причин некоторые учащиеся смогут достичь по отдельным видам речевой деятельности более низкого уровня, например уровня В1 “Пороговый”.

Таким образом, в УМК-XI происходит дальнейшее развитие и воспитание школьников средствами английского языка. Учащиеся формируют способности к личностному и профессиональному самоопределению, у них происходит социальная адаптация, появляется активная жизненная позиция гражданина и патриота. Школьники совершенствуют свои способности к самооценке через наблюдение за собственной речью, а также углубляют умения сотрудничать друг с другом в процессе межличностного и межкультурного общения. Одиннадцатиклассники приобретают опыт творческой деятельности и проектно-исследовательской работы.

В современной методической науке проектным заданиям уделяется большое внимание, и это вполне справедливо. Проекты позволяют ученикам проявить самостоятельность, индивидуальность и творческие способности, а также на практике применить свои знания и умения. Кроме того, творческие задания можно выполнять в небольших группах, когда учитель распределяет области ответственности между школьниками. В последнем случае работа над проектом приобретает воспитательный характер, учит ответственности, прививает умение работать в команде. Однако проектное задание требует немалых усилий и со стороны учителя, который должен не только помочь школьникам в его подготовке, но и организовать презентацию проектов, а также обсудить с учениками результаты выполненной ими работы.

Помощь в подготовке проектных заданий может заключаться в:

• объединении учащихся в группы, где, скорее всего, будут собраны школьники с разным уровнем знаний;

• советах относительно подходящих источников информации и того, как лучше построить презентацию и какие технические средства использовать;

• непосредственной работе над текстом презентации.

Помимо помощи учителя, полезным может оказаться и содействие со стороны родителей и членов семей школьников, которые могут подсказать, как лучше организовать презентацию с технической точки зрения, найти дополнительные источники информации и т. п.

Некоторое количество интернет-сайтов представлено в учебнике (см. с. 58, 124, 180, 234). Помимо указанных сайтов, можно порекомендовать учащимся обратиться также к следующим интернет-ресурсам:

1. По учебной ситуации Sounds of Music:

http://www.method-behind-the-music.com

http://www.classical-music.com

2. По учебной ситуации Town and Its Architecture:

http://en.wikipedia.org/wiki/Architecture_of_New_York_City

http://en.wikipedia.org/wiki/Architecture_of_London

3. По учебной ситуации Wonders of the World:

http://www.new7wonders.com

http://www.thewondersoftheworld.net

http://www.bbc.co.uk/nature/wildlife

4. По учебной ситуации Man As the Greatest Wonder of the World:

http://www.american-inventor.com

http://en.wikipedia.org/wiki/Time_100:_The_Most_Important_People_of_the_Century

Однако это не значит, что учащимся при проведении учебно-исследовательской работы следует ограничиться только интернет-ресурсами. Возможно, было бы полезно обратить внимание школьников на энциклопедии и энциклопедические словари, в частности на такие проверенные временем издания, как “Британская энциклопедия”, “Американская энциклопедия” и др. При этом нельзя забывать, что проектные задания - это индивидуальная творческая работа и последнее слово здесь остаётся за самими школьниками.

После презентации проектов следует провести обсуждение, в ходе которого работам будет дана оценка. При этом важно, чтобы сами старшеклассники высказывали своё мнение о том, что получилось лучше, а что хуже, что было особенно интересным и полезным, каких ошибок не следует допускать в будущем. Такая беседа должна давать школьникам позитивный настрой на работу - любые, даже небольшие успехи учащихся следует отмечать.

В целом, говоря об оценке и самооценке, нужно подчеркнуть, что они занимают важное место в современном учебном процессе. Так, при завершении работы над каждым из разделов учебника учителю рекомендуется выделить несколько минут для того, чтобы школьники посмотрели на пройденный материал в ретроспективе, вспомнили изученные языковые явления и повторили темы, которые они обсуждали. Проанализировав пройденный материал, учащиеся могут отметить, насколько он был полезен и интересен, что нового они узнали и как этими новыми знаниями можно воспользоваться. С другой стороны, подведение итогов предполагает и анализ школьниками собственной работы: что удалось, в чём наметился прогресс, а над чем ещё стоит поработать.

Естественно, что в учебнике для XI класса старшей школы очень большая часть заданий предлагается в формате ЕГЭ (все они маркированы символом NEF - NationalExamination Format), так как по окончании курса среднего (полного) общего образования выпускникам предстоит сдавать соответствующий экзамен. В учебник и рабочую тетрадь включены все виды заданий, которые могут быть предложены учащимся во время проведения итоговой аттестации по окончании средней школы. Они тематически увязаны с содержанием учебных ситуаций и охватывают все виды речевой деятельности, которые подлежат проверке.

Как упоминалось выше, в процессе обучения английскому языку по УМК-XI решаются не только задачи практического владения языком, но и самым тесным образом с ними связанные воспитательные и общеобразовательные задачи. Учащиеся приобретают умение разнообразить средства выражения своих мыслей через адекватное употребление различных синонимических единиц, перифраз и т. д. Данные умения оказывают определённое воздействие на мыслительные процессы, а кроме того, развивают речевые способности учащихся на родном языке. Фактически, изучая английский язык, школьники приобретают возможность лучше понимать родной язык: они тренируют память, расширяют свой кругозор, развивают познавательные интересы, формируют навыки работы с различными видами текстов.

Согласно современным воззрениям на обучение иностранным языкам в школе всё большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием иноязычного речевого умения. Именно в этом русле и происходит обучение по предлагаемому УМК-ХI.

Важным компонентом УМК-XI является рабочая тетрадь. Она состоит из четырёх блоков, тематически совпадающих с соответствующими учебными ситуациями учебника. Каждый блок рабочей тетради начинается с двух заданий на аудирование и задания на чтение, которые составлены в формате ЕГЭ. Авторами также разработана система лексико-грамматических заданий, преимущественно на словообразование и словоизменение, которые способствуют тренировке и усвоению определённых явлений языка и подготовке учащихся к выполнению заданий в формате ЕГЭ раздела USE OF ENGLISH.

Электронное приложение (ЭП) является дополнительным компонентом УМК, значительно расширяющим возможности печатного учебника, а также эффективным средством индивидуализации обучения. Тесная связь ЭП с учебником и другими компонентами УМК облегчает использование их в образовательном процессе, позволяет сделать его интересным и познавательным.

Разработанное ЭП к учебнику позволяет организовать работу в классе и самостоятельную работу учащихся дома, что будет способствовать развитию таких качеств личности ученика, как трудолюбие, ответственность, умение самостоятельно планировать свою работу и анализировать полученные результаты.

ЭП представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи и дальнейшего развития умения понимать речь на слух; программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков; программу ABBYY Lingvo, в составе которой находится англо-русский учебный словарь, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение.

В аудиокурсе записаны все упражнения, выполняемые в классе под руководством учителя и дома - самостоятельно. Также в аудиокурс включён список треков с указанием уроков и номеров упражнений. Список можно распечатать.

Программа ABBYY Lingvo Tutor позволяет работать с новыми лексическими единицами урока, используя различные виды упражнений. Программа позволяет изменять последовательность упражнений и темп подачи материала.

ЭП работает на операционной системе Windows, приложения имеют одну платформу, построены по одному принципу, что обеспечивает преемственность в обучении от класса к классу. ЭП имеет интуитивно понятный, дружественный интерфейс.

Приложение развивает у учеников навыки работы в информационно-образовательной среде, а также способствует приобретению познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

ЭП размещено в электронном каталоге издательства “Просвещение” на интернет-ресурсе www.prosv.ru и на сайте www.prosv.ru/umk/vereshchagina.

Рекомендации по развитию у учащихся компетенции в области использования информационных технологий (ИКТ-компетенции)

В современном мире освоение новых знаний в полном объёме невозможно без активного использования учащимися информационных технологий. Для этого необходимо сформировать у школьников соответствующую компетенцию. Чем чаще учащиеся будут использовать новые технологические возможности, тем полнее будет сформирована у них указанная компетенция, и тем успешнее будет осуществляться процесс получения знаний.

Применение информационных технологий в процессе овладения иностранными языками, безусловно, интенсифицирует процесс обучения и делает его более привлекательным для современных учащихся. Школьники XXI века достаточно свободно владеют компьютерными технологиями. Это привычная для них среда, а потому, используя современные технические разработки, они могут более эффективно достигать требуемых ФГОС предметных результатов.

Кроме того, внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс значительно способствует достижению учащимися запланированных метапредметных результатов, формированию у них универсальных учебных действий. Информационно-коммуникационная компетенция облегчает выход учащихся в информационное пространство, что является важнейшим условием достижения ими личностных результатов. Школьники активно включаются в процесс обучения в целом. Использование компьютерных технологий углубляет их саморазвитие, усиливает мотивацию, интерес к предметным знаниям. Всё это влияет на ценностно-смысловые установки, социокультурную компетенцию, личностные качества, индивидуально-личностную и гражданскую позиции учащихся.

Учителю следует руководствоваться принципами преемственности не только в плане подачи лингвистических и филологических знаний, но также и в вопросе формирования у учащихся ИКТ-компетенции. К концу образовательного курса в основной школе девятиклассники не только владеют компьютером и приложениями к нему, включая коммуникативную деятельность в Интернете, но и могут применить ИКТ-компетенцию в учебно-познавательных целях. Они могут использовать электронные тренажёры, вносить изменения в текст с помощью текстового редактора, находить в Интернете нужную информацию, работать с редактором презентаций, рассказывать о результатах своих проектов с помощью интерактивной доски или мультимедийного проектора, участвовать в групповом учебном взаимодействии. Они могут также выполнять языковые тесты на интерактивной доске или персональном компьютере.

ИКТ-умения выпускников старшей школы обеспечиваются системной и систематической работой с материалом УМК. Эти умения необходимы учащимся для развития у них коммуникативной компетенции и достижения требуемых ФГОС результатов.

Для повышения уровня осознанности и последовательности педагогических действий и повышения педагогической целесообразности использования ИКТ следует распознавать элементы ИКТ-компетенции школьников, формируемые в том числе в процессе обучения иностранному языку по данному УМК.

В ходе обучения учащиеся старшей школы должны продолжить развитие умений:

• работать с пакетом прикладных программ Microsoft Office, Internet Explorer (или любого другого браузера);

• использовать расширенные возможности информационного поиска в Интернете;

• создавать гипермедиа-сообщения, различные письменные сообщения, соблюдая правила оформления текста;

• принимать участие в обсуждениях на форумах, в чатах и т. п. на иностранном языке;

• использовать программы для обмена мгновенными сообщениями, голосовыми сообщениями, делать видеозвонки на иностранном языке.

При поиске и передаче информации:

• выделять ключевые слова для информационного поиска;

• самостоятельно находить информацию в информационном поле;

• организовывать поиск в Интернете с применением различных поисковых механизмов;

• анализировать и систематизировать информацию, выделять в тексте главное, самостоятельно делать выводы и обобщения на основе полученной информации.

При презентации выполненных работ:

• составлять тезисы выступления;

• использовать различные средства наглядности;

• подбирать соответствующий материал для создания информационного продукта, представленного в различных видах;

• оформлять информационный продукт в виде компьютерной презентации средствами программы Microsoft PowerPoint.

Во время сотрудничества и коммуникации:

• представлять собственный информационный продукт;

• работать с различными партнёрами (учитель, другой учащийся);

• отстаивать собственную точку зрения.

Учащиеся также должны быть знакомы с правилами безопасного использования средств ИКТ и Интернета, осведомлены о недопустимости контактов с незнакомыми лицами и необходимости хранить в тайне конфиденциальную информацию о себе и своей семье.

Учебно-методические комплекты нового поколения данной линии направлены на формирование готовности российских школьников к активной и продуктивной деятельности в глобальном информационном пространстве. В них последовательно реализуются требования ФГОС к формированию ИКТ-компетенции у обучающихся как метапредметного результата освоения основной образовательной программы.