Органические и неорганические кислоты, основания и амфотерные соединения. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ

Химия 11 класс - контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриелян - 2016 год

Органические и неорганические кислоты, основания и амфотерные соединения. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ

ВАРИАНТ 1

Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

А1. Слабыми одноосновными являются обе кислоты

1) кремниевая и азотная

2) фосфорная и азотистая

3) соляная и бромоводородная

4) уксусная и фтороводородная

А2. Последовательности веществ кислота — амфотерный гидроксид — щёлочь соответствует ряд

А3. Какие из утверждений о кислотах и основаниях верны?

А. Согласно теории Брёнстеда—Лоури, ион СО32- является основанием.

Б. В процессе растворения аммиака в воде в соответствии с уравнением

кислотой является вода.

1) верно только .

2) верно только .

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

А4. Водород не выделяется в результате реакции между

1) раствором гидроксида натрия и цинком

2) разбавленной азотной кислотой и медью

3) уксусной кислотой и магнием

4) разбавленной серной кислотой и железом

А5. Наиболее сильной кислотой является

1) муравьиная.

2) уксусная .

3) стеариновая

4) пропионовая

А6. Основные свойства соединений увеличиваются в ряду

1) анилин — диметиламин — метиламин

2) анилин — дифениламин — трифениламин

3) фениламин — метиламин — диметиламин

4) трифениламин — триметиламин — метиламин

А7. Амфотерные свойства проявляют оба соединения

1) гидроксид аммония и глицин

2) гидроксид алюминия и аланин

3) анилин и пропионовая кислота

4) гидроксид хрома (VI) и гидроксид меди (II)

А8. И с азотной кислотой, и с гидроксидом калия реагируют оба вещества

А9. В схеме превращений веществами Х1 и Х2 соответственно являются

1) Н2O и ZnO.

2) Н2O и Zn

3) NaOH и ZnO.

4) NaOH и Zn

А10. В схеме превращений веществами X1 и Х2 соответственно могут быть

Часть В. Тестовые задания с выбором трёх правильных ответов (В1) и на соответствие (В2 и В3)

В1. И для хлороводородной, и для серной кислоты справедливы утверждения

1) при диссоциации образуют один вид катионов — катионы водорода Н+

2) водные растворы окрашивают лакмус в красный цвет

3) являются донорами протонов

4) легко разлагаются при нагревании

5) взаимодействуют со всеми металлами с выделением водорода

6) способны к образованию кислых солей

В2. Установите соответствие между тривиальным названием карбоновой кислоты и её формулой.

ТРИВИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ КИСЛОТЫ

A) масляная

Б) муравьиная

B) акриловая

Г) стеариновая

ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

В3. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления окислителя, участвующего в данной реакции.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ

Часть С. Задания с развёрнутым ответом

С1. Газ, полученный в результате растворения сульфида железа (II) в соляной кислоте, пропустили через раствор сульфата меди (II). Осадок отфильтровали и обработали концентрированной азотной кислотой. Выделившийся газ пропустили через раствор гидроксида натрия в присутствии кислорода. Запишите уравнения описанных реакций.

С2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

ВАРИАНТ 2

Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

А1. Летучими одноосновными являются обе кислоты

1) серная и азотная

2) уксусная и сероводородная

3) соляная и уксусная

4) иодоводородная и фосфорная

А2. Последовательности веществ щёлочь — амфотерный гидроксид — кислота соответствует ряд

А3. Какие из утверждений о кислотах и основаниях верны?

А. По теории Брёнстеда—Лоури в состав основания обязательно должна входить гидроксильная группа ОН.

Б. В процессе реакции взаимодействия газообразных фосфина и иодоводорода РН3 + HI = NH4I основанием является фосфин.

1) верно только А .

2) верно только Б

3) верны оба суждения .

4) неверны оба суждения

А4. Водород не выделяется в результате реакции между

1) раствором гидроксида калия и алюминием

2) концентрированной серной кислотой и медью

3) этанолом и натрием

4) разбавленной серной кислотой и цинком

А5. Наиболее сильной кислотой является

1) уксусная .

2) хлоруксусная .

3) бромуксусная

4) фторуксусная

А6. Основные свойства соединений увеличиваются в ряду

1) метиламин — диметиламин — анилин

2) аммиак — метиламин — диметиламин

3) метиламин — фениламин — диметиламин

4) триметиламин — трифениламин — метиламин

А7. Амфотерные свойства проявляют оба соединения

1) гидроксид хрома (III) и аминоуксусная кислота

2) гидроксид марганца (II) и анилин

3) аланин и муравьиная кислота

4) гидроксид хрома (II) и гидроксид меди (I)

А8. И с серной кислотой, и с гидроксидом натрия реагируют оба вещества

А9. В схеме превращений веществами Х1 и Х2 соответственно являются

1) Н2O и ВеО .

2) Н2O и Be .

3) КОН и ВеО

4) КОН и Be

А10. В схеме превращений веществами Х1 и Х2 соответственно могут быть

Часть В. Тестовые задания с выбором трёх правильных ответов (В1) и на соответствие (В2 и В3)

В1. И для хлороводородной, и для азотной кислоты справедливы утверждения

1) практически полностью диссоциируют на ионы в водном растворе

2) являются акцепторами протонов

3) водные растворы имеют значение pH < 7,0

4) разлагаются на свету

5) реагируют со всеми металлами с выделением водорода

6) взаимодействуют с основаниями с образованием солей

В2. Установите соответствие между формулой водородного соединения неметалла и константой его диссоциации в водном растворе.

ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

КОНСТАНТА ДИССОЦИАЦИИ

В3. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления окислителя, участвующего в данной реакции.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ

Часть С. Задания с развёрнутым ответом

C1. Газ, выделившийся в результате взаимодействия между растворами сульфата алюминия и сульфида калия, пропустили через раствор гексагидроксоалюмината калия. Образовавшийся осадок отфильтровали, промыли, просушили и нагрели. Твёрдый остаток сплавили с гидроксидом натрия. Запишите уравнения описанных реакций.

С2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: