КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ» - УГЛЕВОДОРОДЫ

Настольная книга учителя химии 10 класс - поурочные разработки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ» - УГЛЕВОДОРОДЫ

Тема «Углеводороды» традиционно завершается выполнением контрольной работы. В данном пособии предложены различные варианты ее проведения с учетом требования дифференцированного подхода к контролю и оценке знаний учащихся.

Первый комплект заданий ориентирован на развитие логики изложения материала, способности химически грамотно и последовательно выразить свои мысли. Ведь не секрет, что для ученика проще молча решить задачу, написать несколько уравнений химических реакций, чем «складно и гладко» рассказать у доски о строении или химических свойствах того или иного соединения или класса веществ. Вместе с тем ряд профильных вузов практикует прием вступительного экзамена по химии в устной форме или в виде солидной контрольной работы. Учащихся (профильных классов в особенности) необходимо готовить к такого рода экзаменационным испытаниям. Поэтому задания данного комплекта включают теоретический вопрос, цепочку превращений на знание способов получения, химических свойств и номенклатуры веществ, а также расчетную задачу с элементами изомерии.

Прогрессирующая тенденция к компьютеризации контроля знаний учащихся, постепенное введение единого тестового контроля при переходе от средней ступени образования к высшей школе стимулирует учителя сделать выбор в пользу второго комплекта заданий, выполненного в форме теста. Эта форма контроля имеет свои неоспоримые «плюсы», равно как и серьезные минусы, о чем сломано немало копий на страницах методической литературы. Мы не беремся разрешить этот спор в пользу той или иной формы, поэтому предоставляем учителю право самостоятельного выбора.

Каждый комплект заданий, как обычно, дифференцирован на два уровня сложности и состоит из четырех вариантов заданий. Один из них учитель может использовать на уроке подготовки к контрольной работе. Учащиеся сориентируются в уровне сложности заданий, смогут заранее рассчитать время, необходимое для выполнения каждого из них.

Мы постарались разместить текст заданий на странице таким образом, чтобы их можно было легко ксерокопировать, а затем разрезать ксерокопии и с целью экономии времени раздать ребятам на контрольной работе.


Комлект I

1-й уровень

Вариант I

1. Опишите способы получения и химические свойства предельных углеводородов.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. Какой объем воздуха, содержащего 21% кислорода, потребуется для полного сжигания 11,2 г смеси изомерных бутенов? Напишите структурные формулы всех возможных изомеров бутена и назовите их по международной номенклатуре.


Вариант II

1. Охарактеризуйте химические свойства этиленовых углеводородов.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. При взаимодействии 4,6 г толуола с избытком брома в присутствии катализатора получили 5,3 г n-бромтолуола. Определите массовую долю выхода указанного продукта реакции. Какой изомер n-бромтолуола может также получиться при этом? Напишите его структурную формулу.


Вариант III

1. Укажите: а) способы получения ацетилена; б) особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image204

3. Массовая доля углерода в предельном углеводороде составляет 83,33%. Составьте структурные формулы всех изомеров данного углеводорода и назовите их.


Вариант IV

1. Запишите уравнение реакции, с помощью которого из н-гексана можно получить бензол? Охарактеризуйте химические свойства бензола.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image205

3. При сжигании углеводорода, плотность паров которого по водороду равна 28, образовалось 8,96 л углекислого газа (н. у.) и 7,2 г воды. Определите молекулярную формулу углеводорода и составьте структурные формулы всех его изомеров, если известно, что он содержит двойную связь.


2-й уровень

Вариант I

1. Опишите: а) особенности реакций присоединения диеновых углеводородов и полимеризации диенов; б) натуральный и синтетические каучуки.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image206


image207

3. При гидробромировании 5,6 г этиленового углеводорода образовалось 13,5 г бромпроизводного. Определите структурную формулу исходного алкена, если известно, что продукт реакции содержит бром у третичного углеродного атома. Имеет ли данный алкен геометрические изомеры?


Вариант II

1. Охарактеризуйте: а) химические свойства гомологов бензола; б) взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере толуола.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image208

3. Смесь пяти изомерных углеводородов имеет массу 21,5 г и при нормальных условиях занимает объем 5,6 л. Напишите структурные формулы всех изомеров и назовите их по международной номенклатуре.


Вариант III

1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение молекулы этилена. Приведите не менее четырех способов получения этого углеводорода.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. Смесь газообразного углеводорода состава С4Н10 и хлора при н. у. занимает объем 10,08 л, причем 2/3 этого объема приходится на долю хлора. Определите состав и массу хлорпроизводного, которое можно получить при действии света на данную смесь. Составьте структурные формулы всех возможных изомеров продукта реакции и назовите их.


Вариант IV

1. Опишите электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. Напишите уравнения реакций ацетилена с бромом (2 моль), водой в условиях реакции Кучерова, аммиачным раствором оксида серебра, кислородом; димеризации и тримеризации ацетилена.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. Ароматический углеводород массой 42,4 г, содержащий 90,566% углерода, подвергли каталитическому бромированию. Рассчитайте массу полученного монобромпроизводного, если его выход составил 82% от теоретически возможного. Какой из четырех изомерных аренов был взят в реакцию, если в реакции получается единственный продукт бромирования. Ответ поясните.


Комлект 2

1-й уровень

Вариант I

I. Вещества с общей формулой CnH2n относятся к классу

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

II. Гомологами являются

1) метан и хлорметан

2) этен и пропен

3) этилен и ацетилен

4) бензол и гексан

III. π-связь отсутствует в молекуле

1) этан.

2) этен.

3) этина

4) бутадиена-1,3

IV. Формула алкана

1) С2Н4

2) С8Н16

3) С12Н26

4) С6Н6

V. Вещество, из которого получают ацетилен

1) карбид кальция

2) карбонат кальция

3) углеро.

4) гидроксид кальция

VI. Для алканов характерна изомерия

1) положения функциональной группы

2) углеродного скелета

3) положения кратной связи

4) геометрическая

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) галогенирование

2) гидрогалогенировани.

3) гидрировани.

4) дегидрогалогенирование

VIII. Четыре атома углерода в молекуле содержит

1) пента.

2) пропин

3) бутадиен-1,.

4) циклогексан

IX. Природный газ содержит главным образом

1) водоро.

2) пропан

3) бута.

4) метан

X. Для полного сгорания 10 л этана потребуется кислород объемом

1) 25 л

2) 30 л

3) 35 л

4) 40 л


Вариант II

I. Вещества с общей формулой СnН2n-2 относятся к классу

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

II. Гомологами являются

1) С2Н2 и С3Н4

2) С2Н6 и С2Н4

3) С6Hб и С6Н14

4) СН3Сl и СН2Сl2

III. Атомы углерода в состоянии sp-гибридизации имеются в молекуле

1) этана

2) этена

3) этина

4) толуола

IV. Укажите формулу алкена

1) С2Н4

2) С8Н18

3) С2Н2

4) С6Н6

V. По реакции Кучерова из ацетилена получается

1) уксусный альдеги.

2) уксусная кислота

3) бензо.

4) этан

VI. Геометрическая изомерия характерна для

1) алкано.

2) алкено.

3) алкино.

4) аренов

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип:

1) галогенировани.

2) гидрогалогенирование

3) гидрировани.

4) дегалогенирование

VIII. Ароматическое кольцо содержится в молекуле

1) гексан.

2) циклогексана

3) гексен.

4) 1,4-диметилбензола

IX. В реакцию полимеризации вступает

1) пропа.

2) толуол

3) изопре.

4) 1,2-дихлорэтан

X. Ацетилен количеством вещества 1 моль может присоединит!» водород объемом (н. у.)

1) 11,2 .

2) 22,4 .

3) 33,6 .

4) 44,8 л


Вариант III

I. Вещества с общей формулой СnН2n-6 относятся к классу

1) алканов

2) алкено.

3) алкино.

4) аренов

II. Гомологами являются

1)С5Н4 и С4H8

2) СН4 и С3Н8

3) С6H6 и С7Н14

4) С2Н2 и С6Н6

III. Цикл имеется в молекуле

1) бутана

2) пентена

3) ацетилена

4) бензола

IV. Укажите формулу ароматического углеводорода

1) С2Н6

2) С8Н16

3) C12H26

4) C7H8

V. Реакция полимеризации возможна для

1) бутан.

2) бутадиена-1,3

3) хлорэтан.

4) этилбензола

VI. Цис- и трансбуген-2 являются примерами изомерии

1) положения функциональной группы

2) углеродного скелета

3) положения кратной связи

4) геометрической

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) галогенировани.

2) гидрогалогенирование

3) гидрировани.

4) дегидрогалогенирование

VIII. Атомы углерода в sp2-гибридном состоянии содержатся в молекуле

1) аренов

2) алкинов

3) циклоалканов

4) алканов

IX. Промышленным процессом переработки нефти является

1) ректификаци.

2) электролиз

В) коксовани.

4) конверсия

X. При взаимодействии 5 л этилена с 5 л водорода при 100%-ном выходе получается этан, объем которого в тех же условиях

1) 1 .

2) 5 .

3) 10 .

4) 25 л


Вариант IV

I. Вещества с общей формулой СnН2n+2 относятся к классу

1) алканов

2) алкено.

3) алкино.

4) аренов

II. Изомерами являются

III. Двойная связь имеется в молекулах

1) циклоалканов

2) алкенов

3) алкинов

4) алканов

IV. Укажите формулу ацетиленового углеводорода

1) С2Н6

2) С8Н14

3) С12Н24

4) С6Н6

V. Для алканов характерны реакции

1) полимеризаци.

2) присоединения

3) замещени.

4) гидролиза

VI. Вещество обесцвечивает водный раствор перманганата калия. Это вещество

1) гекса.

2) 2,3-диметилбутан

3) пропе.

4) толуол

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

image214

1) присоединени.

2) замещение

3) конденсаци.

4) полимеризация

VIII. Атомы углерода в этилене находятся в состоянии гибридизации

1) sp.

2) sp3.

3) sp2.

4) sp4-

IX. Бутадиен-1,3 содержит

1) одну двойную связь

2) две двойные связи

3) одну тройную связь

4) две тройные связи

X. Пропен количеством вещества 1 моль может присоединить бром в количестве

1) 1 мол.

2) 2 мол.

3) 3 мол.

4) 4 моль


2-й уровень

Вариант I

I. Определите углеводород, выпадающий из данного ряда

1) С7Н8

2) С6Н6

3) С8Н10

4) С5Н4

II. Гомологами пентана являются

1) С3Н8

2) С2Н4

3) С6Н6

4) С7Н12

III. Третичный атом углерода имеется в молекуле

1) этан.

2) 2,2-диметилпропана

3) 2-метилпропан.

4) пропана

IV. Укажите формулу диенового углеводорода

1) С2Н6

2) С8Н14

3) С12Н26

4) С6Н6

V. Слабые кислотные свойства проявляют

1) алканы 2) алкены 3) алкины

4) арены

VI. Цис-транс-изомеры имеет

I) эте.

2) пентен-2

3) 2-метилпентен-.

4) пентен-1

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) обме.

2) присоединение

3) окислени.

4) замещение

VIII. Атомы углерода в sp-гибридном состоянии содержатся в молекуле

1) аренов

2) алкинов

3) альдегидов

4) алканов

IX. Промышленным процессом переработки каменного угля является

1) ректификаци.

2) электролиз

3) коксовани.

4) крекинг

X. При хлорировании 22,4 л метана (н. у.) можно получить хлорметан массой

1) 50,5 г

2) 84 .

3) 35,5 г

4) 22,4 г


Вариант II

I. Число атомов водорода в 2 раза больше числа углеродных атомов в молекулах

1) алкано.

2) циклоалканов

3) алкадиено.

4)аренов

II. 2,3-диметилбутан имеет молекулярную формулу

1) С4Н10

2) С5Н12

3) С6Н14

4) С7Н16

III. Цикл отсутствует в молекуле

1) бутан.

2) цикло бутана

3) бензол.

4) кумола

IV. Пентен-2 можно получить нагреванием со спиртовым раствором щелочи

1) 2,3-дибромпентан.

2) 1-бромпентана

3) 3-бромпентан.

4) бромциклопентана

V. Реакция дегидратации возможна для

1) бутан.

2) бутадиена-1,3

3) хлорэтен.

4) этанола

VI. Алкана, у которого нет изомеров

1) пропан

2) бута.

3) гекса.

4) пентан

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип:

1) галогенировани.

2) гидрогалогенирование

3) гидролиз

4) дегидрогалогенирование

VIII. Все атомы углерода находятся в «sp3-гибридном состоянии в

1) арена.

2) циклоалканах

3) алкена.

4) алкинах

IX. Основную часть природного газа составляют углеводороды

1) предельны.

2) этиленовые

3) ацетиленовы.

4) ароматические

X. Для получения 22,4 л ацетилена (н. у.) потребуется карбид кальция массой

1) 32 .

2) 96 .

3) 50 .

4) 64 г


Вариант III

I. Цис-3,4,5-триметилгексен-3 имеет молекулярную формулу

1) С9Н20

2) С6Н12

3) C9H18

4) С9Н16

II. Гомологом 2-метил-3-этилпентана является

1) 2-метил-3-этилпентен-2

2) метан

3) пентин-.

4) циклопентан

III. Геометрическая изомерия возможна для

1) бутан.

2) циклобутана

3) бензол.

4) пентена-2

IV. Четвертичный атом углерода имеется в молекуле

1) 2-метилбутан.

2) 3,3-диметилпентана

3) метан.

4) циклобутана

V. Метан можно получить из

1) карбоната кальци.

2) карбида кальция

3) карбида алюмини.

4) оксида алюминия

VI. Наиболее коптящим пламенем горит

1) ацетиле.

2)этилен

3) мета.

4) этан

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) гидратация

3)гидрирование

2) окисление

4) восстановление

VIII. Атомы углерода в sp2-гибридном состоянии имеются в молекуле

1) пентен.

2) пентана

3) пентин.

4) циклопентана

IX. Природный каучук по химическому строению представляет собой

1) полибутадие.

2) транс-полиизопрен

3) полипропиле.

4) цис-полиизопрен

X. Из 7,8 г бензола получено 8,61 г нитробензола. Выход продукта реакции составил

1) 70.

2) 65.

3) 80.

4) 78%


Вариант IV

I. Найдите углеводород, выпадающий из общего ряда

1) С3Н4

2) С2Н2

3) С4Н8

4) С5Н8

II. 2,2,4-триметилпентан имеет молекулярную формулу

1) С8Н18

2) С5Н12

3) С6Н14

4) С7Н16

III. Найдите формулу радикала

1) С2Н2

2) С2Н6

3) С2Н4

4) С2Н3

IV. Изомером бутина-1 является

1) бута.

2) циклобутан

3) бутадиен-1,.

4) 2-метилпропен

V. Какой тип реакций характерен для аренов

1) замещени.

2) присоединение

3) полимеризаци.

4) элиминирование

VI. По реакции Вюрца 2,3-диметил бутан можно получить из

1) 2-бромпропан.

2) бромэтана

3) 1-бромпропан.

4) 2,3-дибромбутана

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) окислени.

2) гидрирование

3) гидратаци.

4) димеризация

VIII. Числовое значение валентного угла между двумя sp2-гибридными орбиталями составляет

1) 109°28.

2) 120.

3) 90.

4) 180°

IX. Укажите лишнее название класса углеводородов

1) предельны.

2) насыщенные

3) алкан.

4) олефины

X. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 92,3%. Его формула

1) С8Н18

2) С3Н4

3) С7Н8

4) С6Нб