ВАРИАНТ 4 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2018

Биология ОГЭ 2018 - Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И. - 2018 год

ВАРИАНТ 4 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2018

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Какими методами пользовался Ч. Дарвин при создании эволюционного учения?

1) экспериментальным

2) генеалогическим

3) наблюдения и описания

4) моделирования

Ответ:

2. Одна кольцевая молекула ДНК содержится в клетке

1) амебы

2) сибиреязвенной бациллы

3) эритроцита человека

4) печени кошки

Ответ:

3. Какой процесс в цикле развития папоротника происходит на показанной на рисунке стадии?

1) спорообразование

2) образование спорангиев

3) оплодотворение

4) вегетативное размножение

Ответ:

4. Какие органы есть у клубня картофеля и побега тополя?

1) цветки

2) почки

3) фотосинтезирующие листья

4) боковые корни

Ответ:

5. Клеточный сок обычно заполняет

1) молодые вакуоли клеток растений

2) ядро клетки животных

3) межклетники растений

4) цитоплазму клеток

Ответ:

6. Малярийный плазмодий относится к типу

1) жгутиковых

2) споровиков

3) саркодовых

4) инфузорий

Ответ:

7. Дизентерийную амебу, инфузорию-трубача и эвглену зеленую относят к одному подцарству, потому что у них

1) общий тип строения

2) сходный тип питания

3) образуются споры

4) общая среда обитания

Ответ:

8. Фактором социальной эволюции человека стало возникновение

1) коры мозга

2) речи

3) заботы о потомстве

4) прямохождения

Ответ:

9. Нейрогуморальная регуляция дыхания осуществляется при участии нервной системы и

1) ферментов

2) минеральных солей

3) углекислого газа

4) углеводов

Ответ:

10. Подвижно соединены

1) локтевая и плечевая кости

2) кости шейного отдела позвоночника

3) кости таза

4) ребра с грудиной

Ответ:

11. Человек, переболевший ветрянкой (ветряной оспой), повторно не заболевает этой болезнью. Какая у него присутствует форма иммунитета?

1) врожденный пассивный

2) приобретенный активный

3) приобретенный пассивный

4) врожденный активный

Ответ:

12. Лекарство, введенное в вену левой руки, попадет в правое предсердие по

1) аорте

2) легочной артерии

3) легочной вене

4) нижней полой вене

Ответ:

13. В каком отделе пищеварительного тракта активен пепсин?

1) в ротовой полости

2) в желудке

3) в тонкой кишке

4) в толстой кишке

Ответ:

14. Продуктами распада жиров являются (ется)

1) глюкоза

2) глицерин и жирные кислоты

3) нуклеотиды

4) аминокислоты

Ответ:

15. Какой цифрой обозначено внутреннее ухо?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ:

16. Если вы НЕ найдете своей вещи на привычном месте, то первой мгновенной реакцией будет

1) безусловно-рефлекторная реакция

2) условно-рефлекторная реакция

3) инстинктивная реакция

4) сначала инстинктивная, а потом условно-рефлекторная реакция

Ответ:

17. При какой травме оказывается первая помощь, показанная на рисунках а и б?

1) при вывихе

2) при ушибе

3) при растяжении

4) при переломе

Ответ:

18. Какой из факторов характеризует агроценоз?

1) освещенность солнцем

2) разнообразие растений

3) разнообразие животных

4) наличие теплиц и парников

Ответ:

19. К консументам второго порядка в пищевой цепи: береза → майский жук → синица → ястреб → шакал относят

1) майского жука

2) синицу

3) шакала

4) ястреба

Ответ:

20. На гистограмме показано количество слюны в миллилитрах, выделяемое околоушной железой коровы при съедании 200 г корма. Один и тот же корм был разной степени влажности. В каком случае корм был наиболее влажным?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ:

21. Между биологическими объектами и их классификацией существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?

Целое

Часть

голень

малая берцовая кость

предплечье

...

1) большая берцовая кость

2) плечевая кость

3) локоть

4) лучевая кость

Ответ:

22. Верны ли следующие суждения о растениях?

А. Среди растений НЕ встречаются организмы, способные к гетеротрофному питанию.

Б. В клетках зеленых растений запасным веществом является гликоген.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 23—28является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

23. Из приведенного списка выберите признаки, по которым можно определить класс растения (однодольные или двудольные).

1) строение почки

2) срок жизни

3) тип жилкования листа

4) строение семени

5) сложность строения листа

6) строение корневой системы

Ответ:

24. Бабочка Павлиний глаз одна из самых красивых бабочек европейской части России. Длина переднего крыла — в пределах 27—31 мм. В Предкавказье и Крыму развивается два поколения, в более северных районах — одно. В южных районах может давать три поколения. Самки могут встречаться до конца октября и ранней весной. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию признаков этой бабочки.

1) Размах крыльев может достигать 60 мм.

2) У бабочки широкий ареал распространения.

3) Бабочка живет как в пустынях, так и в Арктике.

4) Количество поколений зависит от температурных условий, в которых развивается куколка.

5) Бабочка питается листьями растений.

6) Гусеница бабочки черного цвета с белыми пятнышками.

Ответ:

25. Установите соответствие между названием ткани и ее признаками. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ ТКАНИ

A) ткань образована мелкими, делящимися клетками

Б) клетки ткани вытянуты в длину

B) ткань расположена в конусах нарастания стебля и корня

Г) ткань пронизывает древесину

Д) клетки ткани могут иметь перегородки с отверстиями, проходить по лубу

Е) клетки ткани живые, постоянно делятся

НАЗВАНИЕ ТКАНИ

1) образовательная

2) проводящая

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







26. Проклассифицируйте Ландыш майский, расставив названия систематических групп в правильной последовательности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Надцарство __________

Царство __________

Отдел __________

Класс __________

Семейство __________

Род __________

Вид __________

1) лилейные

2) ландыш майский

3) однодольные

4) покрытосеменные

5) ландыш

6) эукариоты

7) растения

Ответ:








27. Вставьте в текст “Цветковые растения” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Цветковые растения

Все цветковые растения относятся к отделу __________ (А), которые включают два класса. Растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев, относят к классу __________ (Б). Растения с мочковатой корневой системой и дуговым жилкованием листьев относят к классу __________ (В). Отличительная особенность всех растений этого отдела — наличие у них __________ (Г), развивающихся из __________ (Д) цветков.

Цветковые растения занимают господствующее положение в растительном мире, т. к. у них хорошо развиты приспособления к опылению и распространению.

Перечень терминов

1) плод

2) покрытосеменные

3) однодольные

4) двудольные

5) двудомные

6) завязи

7) оплодотворение

8) соцветия

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






28. Рассмотрите фотографию листа черемухи. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа: жилкование, форма листовой пластинки по соотношению длины, ширины и расположению более широкой части, форме края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.

A. Тип листа

1) простой

2) сложный

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) пальчатое

3) сетчатое

4) дуговое

B. Форма листовой пластинки

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части (рассматривать одну листовую пластинку)

Д. Форма края листа

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






ЧАСТЬ 2

Для ответа на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

Кокосовая пальма

В числе самых распространенных в мире пальм — кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в ее волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово “обезьяна” звучит как “коко”). Плоды кокосовой пальмы — волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число десяти важнейших деревьев мира.

Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло — пищевое и техническое — отжимают из зрелого ореха. В нем есть твердая белая “копра”, содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых — прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое “молоко”, которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов — прочное, эластичное, устойчивое к соленой морской воде, — служит материалом для изготовления веревок, канатов, циновок. Из твердой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель могут волны океана нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20—25 м в высоту и до полуметра в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до полутора метров. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид.

29. Пользуясь текстом “Кокосовая пальма” и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы.

1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?

2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?

3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

30. Пользуясь таблицей “Пищевая ценность рыб” и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность рыб

Названия рыб

% белков

% жиров

Калорий в 100 граммах

Вобла сушеная

41

14

285

Шпроты копченые

22

16

238

Лосось

24

12

200

Стерлядь

17

6

116

Карп

20

1,5

94

Карась

17

0,5

74

Окунь

17

0,6

73

1) В какой рыбе содержится больше белков, чем у остальных рыб?

2) Каких рыб вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведет малоподвижный образ жизни?

3) Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?

Рассмотрите таблицы 1, 2 и выполните задания 31 и 32.

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат “Цезарь” (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

И

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Кока-кола

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергозатраты

Прогулка — 5 км/ч; езда на велосипеде — 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин

Прогулка — 5,5 км/ч; езда на велосипеде — 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка — 6,5 км/ч; езда на велосипеде — 16 км/ч; каноэ — 6,5 км/ч; верховая езда — быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки — 15 км/ч; прогулка — 8 км/ч; езда на велосипеде — 17,5 км/ч; бадминтон — соревнования; большой теннис — одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом на воде

9,5 ккал/мин

31. Нападающий мадридского “Реала” Криштиану Роналду обычно играет без замены весь матч. Представьте, что он зашел в кафе быстрого питания после матча. Какое бы меню вы ему посоветовали, учитывая, что содержание жиров в этом меню должно быть минимальным? Подсчитайте энергозатраты футболиста за 90 минут матча; отношение углеводов к жирам в этом меню. Учтите, что Роналду скрывает от своих товарищей любовь к мороженому с шоколадным наполнителем.

32. Можно ли питаться в основном углеводной пищей? Ответ объясните.