ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Внеклассные занятия по биологии 2016 год

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Школьный учебно-опытный участок является учебно-материальной базой преподавания биологии. Он предназначен для проведения в 1 — 11-м классах учебных и практических занятий по природоведению, биологии, экологии, экскурсий, для выполнения летних заданий, работы кружка “Юный натуралист”, организации общественно полезного, производительного труда, учебно-исследовательской работы школьников, природоохранительной работы с целью воспитания у учащихся интереса к природе, обеспечения тесной связи основ биологических наук с трудом, для выработки определенных умений и навыков, необходимых для работы с землей.

Одновременно участок служит базой для оснащения кабинета биологии раздаточными материалами и другими наглядными пособиями, изготовленными учащимися в результате проведения опытно-практических работ на участке.

Полевой опыт — это основной метод изучения жизни растений в естественной (полевой) обстановке на специально выделенном участке с целью установления количественного воздействия природных условий и агрономических приемов на урожайность растений и качество продукции.

В агрономической практике наиболее распространены три модификации полевого опыта:

1. Рекогностировочный — краткосрочный опыт, носящий предварительный поисковый характер.

2. Лабораторно-полевой — преимущественно проводится в научно-исследовательских учреждениях.

3. Производственно-полевой — проводится в специализированных хозяйствах, на больших площадях с применением современной техники.

Перед закладкой опыт необходимо правильно спланировать, определить место и время проведения, четко определить цель и задачи исследования, методы их решения (лабораторный, вегетативный, полевой или их сочетание). Немаловажное значение имеет выбор сопутствующих наблюдений.

Составление схемы опыта

Схема полевого опыта представляет собой перечень входящих в него изучаемых и контрольного вариантов. Одним из вариантов опыта всегда должен быть контроль (стандарт), с показателями которого сравнивают данные опытных вариантов. Схема опыта не должна быть громоздкой (2 — 3 для школьников). При однофакторном опыте должен соблюдаться принцип единственного различия.

Выбор участка под опыт

Участок, выбранный для проведения опыта, должен быть типичным для данного района (тип, рельеф, уровень плодородия и свойства почвы). Почвенный

покров должен быть однородным, недопустимо неравномерное внесение доз органических и минеральных удобрений. Рельеф участка ровный, допустим уклон в одну сторону не более 1,5 м на 100 погонных метров. Учетные делянки опыта не должны располагаться ближе 25 — 30 м от отдельных деревьев и ближе 40 — 50 м от сплошного леса.

На поле, выделенном под опыт, на протяжении последних 2 — 3 лет должны быть одинаковые предшествующие культуры, должны проводиться одинаковая обработка почвы и вноситься одинаковый фон удобрений. Если эти условия не соблюдались, то необходимо в течение 2 — 3 лет проводить уравнительные посевы (сплошной посев какой-либо культуры на всем участке).

Площади делянок и повторность опыта

Площадь делянок зависит от площади питания растения (чем больше площадь питания растения, тем больше должна быть площадь делянки). Для пришкольного участка рекомендуемый размер делянок 1 — 3 м2.

Делянки должны иметь вытянутую форму, т. к. чем длиннее делянка, тем полнее она охватывает пестроту участка. Обычно соотношение длины и ширины должно быть близким к 3:1. Ширина делянки должна быть кратной ширине междурядья подопытной культуры.

Каждая опытная делянка должна иметь защитную полосу. Для продольной защитной полосы обычно берут расстояние, равное одному рядку, для поперечной — не менее 1 м. На защитной полосе высаживается та же культура, что и в опыте. Проводятся все агротехнические приемы.

Повторность опыта (обозначается римскими цифрами) при проведении полевых опытов является обязательной. Она позволяет учесть ошибки в опыте, связанные с неоднородностью плодородия почв, индивидуальными различиями растений, случайными повреждениями и ошибками технического порядка. С уменьшением площади делянок повторность опыта рекомендуют увеличивать до 4—6-кратной.

Для распределения вариантов (обозначаются арабскими цифрами) в повторениях опыта применяют: систематическое, стандартное и рендомизированное (случайное) размещение.

В отличие от конфигурации участка делянки располагают в один или несколько ярусов.

Агротехника на опытном участке

Все работы на опытном участке должны проводиться одновременно, одинаково, в сжатые сроки. Все работы по уходу за растениями, учеты и наблюдения на опытных участках следует проводить по повторениям. Только закончив работу на всех вариантах одного повторения, можно переходить на делянки следующего повторения (за исключением, когда этого требует схема опыта, при изучении сроков посева и посадки рассады, сроков полива, подкормки).

Сопутствующие исследования

Проведение сопутствующих наблюдений является обязательным для всех без исключения опытов. Для большинства опытов из сопутствующих наблюдений:

• Фенологические наблюдения проводят на всех делянках опыта.

По каждой фазе отмечают начало, когда она отмечена у 10 % растений, и массовое наступление — у 75 % растений.

• Осуществляют учет метеорологических факторов.

• Биометрические исследования проводят регулярно, через 10 — 20 дней. На протяжении вегетационного периода следует отмечать появление и распространение вредителей и болезней.

• Проводят наблюдения за влажностью почвы.

• Осуществляют учет густоты стояния растений.

• Проводят учет засоренности почв сорными растениями.

Учет и уборка урожая

Уборку урожая с учетных делянок и защитных полос проводят в разное время, в сжатые сроки. Убирают урожай не по вариантам, а по повторениям. Урожай учитывают путем взвешивания всего урожая с делянки. Обязательно учитывают товарный и нетоварный урожай. В товарной части определяют стандартную и нестандартную продукцию.

Кроме взвешивания определяют среднюю массу отдельных плодов, луковиц, корнеплодов, их линейные размеры и число на растении. При необходимости проводят биохимический анализ и дегустационную оценку. Проводят статистическую обработку полученных результатов.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.