Хромосомы. Деление клеток. Размножение и развитие - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год

Хромосомы. Деление клеток. Размножение и развитие - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Часть 1

Выберите один правильный ответ.

1. Химическую основу хроматина составляют молекулы:

1) рибонуклеиновых кислот;

2) липидов;

3) дезоксирибонуклеиновых кислот;

4) полисахаридов.

2. Молекула ДНК в соединении с белками в ядре клеток эукариот представляет собой:

1) рибосому;

2) ядерную мембрану;

3) хромосому;

4) микротрубочку.

3. Генетической картой хромосомы называют:

1) взаимное расположение хромосом в диплоидной клетке;

2) порядок обмени информацией при кроссинговере;

3) схему взаимного расположения генов в одной группе сцепления;

4) распределение хромосом при митозе клетки.

4. 47 хромосом в клетках тела человека относятся к мутациям:

1) хромосомным;

2) полиплоидным;

3) геномным;

4) точковым.

5. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза:

1) рибосомы;

2) митохондрии;

3) хлоропласты;

4) хромосомы?

6. Одна интерфаза и два следующих друг за другом деления характерны для процесса:

1) оплодотворения;

2) дробления зиготы;

3) митоза;

4) мейоза.

7. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит:

1) в интерфазе;

2) метафазе:

3) профазе;

4) анафазе.

8. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:

1) митоза;

2) мейоза;

3) оплодотворения;

4) опыления.

9. В процессе метафазы мейоза:

1) количество молекул ДНК уменьшается вдвое;

2) хромосомы расходятся к полюсам клетки;

3) хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;

4) количество молекул ДНК удваивается.

10. Хроматины — это:

1) две субъединицы хромосомы делящейся клетки;

2) участки хромосомы в неделящейся клетке;

3) кольцевые молекулы ДНК;

4) две цепи одной молекулы ДНК.

11. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и материнская, потому что:

1) в профазе происходит спирализация хромосом;

2) происходит деспирализация хромосом;

3) в интерфазе ДНК самоудваивается;

4) каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы.

12. В профазе митоза не происходит.

1) растворения ядерной оболочки;

2) формирования веретена деления;

3) удвоения ДНК;

4) растворения ядрышек.

13. Расхождение хроматин к полюсам клетки происходит:

1) в профазе митоза;

2) анафазе второго деления мейоза;

3) телофазе первого деления мейоза;

4) метафазе митоза.

14. У животных в процессе митоза в отличие от мейоза образуются клетки:

1) соматические;

2) с гаплоидным набором хромосом;

3) половые;

4) споровые.

15. Значение митоза состоит:

1) в уменьшении числа хромосом в половых клетках;

2) образовании клеток с набором хромосом, равным материнской клетке;

3) уменьшении молекул ДНК в дочерних клетках;

4) увеличении хромосом в соматических клетках.

16. В основе бесполого размножения одноклеточных животных лежит:

1) образование цисты:

2) партеногенез;

3) мейотическое деление;

4) митотическое деление.

17. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы человека:

1) 46;

2) 59;

3) 23;

4) 48?

18. Что такое органогенез:

1) образование многоклеточного однослойного зародыша;

2) образование зародышевых листков;

3) образование вторичной кишки;

4) образование тканей и органов?

19. С развитием какого зародышевого листка связано появление вторичной полости тела:

1) мезодермы:

2) эктодермы;

3) энтодермы;

4) бластодермы?

20. Какое из приведенных ниже утверждений неверно:

1) каждый орган формируется из одного зародышевого листка;

2) органы и ткани развиваются из определенных частей зародыша;

3) развитие органа происходит при взаимодействии разных частей зародыша;

4) орган формируется из двух-трех зародышевых листков.

21. У какого из перечисленных позвоночных развиваются зародышевые оболочки:

1) карась;

2) лягушка;

3) цыпленок;

4) ланцетник?

22. Какое явление не относят к свойствам генетического кода:

1) триплетностъ;

2) репродуктивность;

3) вырожденность;

4) неперекрываемость?

23. Нейрулация — это:

1) образование зародышевых листков;

2) образование бластодермы;

3) образование бластопора;

4) образование осевою комплекса органов.

24. Чем зигота отличается от гаметы

1) диплоидным набором хромосом;

2) гаплоидным набором хромосом;

3) образуется в результате мейоза;

4) образуется в результате митоза?

25. В результате какого процесса образуются соматические клетки:

1) мейоза;

2) овогенеза;

3) митоза;

4) сперматогенеза?

26. В какую фазу двух делений мейоза происходит расхождение хромосом:

1) в профазу второго деления мейоза;

2) анафазу второго деления мейоза;

3) телофазу первого деления мейоза;

4) анафазу первого деления мейоза?

27. Конъюгация и кроссинговер имеют большое значение для эволюции, так как способствуют:

1) сохранению генофонда популяции;

2) изменению численности популяции;

3) возникновению новых комбинаций признаков у потомства;

4) повышению жизнеспособности потомства.

28. В результате конъюгации и кроссинговера происходит.

1) уменьшение числа хромосом вдвое;

2) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами;

3) увеличение числа гамет;

4) увеличение числа хромосом вдвое.

29. Дочерние хроматины в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки:

1) в метафазе первого деления;

2) анафазе второго деления;

3) телофазе второго деления;

4) телофазе первого деления.

30. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют:

1) эмбриогенезом;

2) онтогенезом;

3) филогенезом;

4) ароморфозом.

31. К какому способу размножения относят партеногенез:

1) половому;

2) вегетативному;

3) почкованию;

4) бесполому?

32. С чем связана дифференцировка соматических клеток в течение онтогенеза организма:

1) с увеличением количества генов в геномах разных групп клеток;

2) синтезом всеми клетками организма идентичных белков;

3) утратой генов в геномах клеток;

4) функционированием разных генов у различных клеток?

33. Дробление — это:

1) образование зародышевых листков;

2) образование бластодермы;

3) образование бластопора;

4) образование осевого комплекса органов.

34. С развитием какого зародышевого листка связано появление хорды:

1) эктодермы;

2) бластодермы;

3) мезодермы;

4) энтодермы?

35. Что такое гаструляция:

1) образование многоклеточного однослойного зародыша;

2) образование зародышевых листков;

3) образование вторичной кишки;

4) образование нервной трубки?

36. Выберите правильную последовательность основных этапов эмбриогенеза:

1) оплодотворение, дробление, гаструляции, метаморфоз, образование органов, образование тканей;

2) оплодотворение, дробление, гаструляция, образование тканей, образование органов;

3) оплодотворение, дробление, иммиграция, гаструляция, образование тканей, метаморфоз, образование органов;

4) оплодотворение, гаструляция, дробление, образование тканей, образование органов.

Часть 2

Задания 1—3 выберите три верных ответа из шести.

1. Укажите части зародыша, не характерные для бластулы:

1) бластомеры;

2) бластопор;

3) мезодерма;

4) бластодерма;

5) бластоцель;

6) нервная трубка.

2. Укажите способы гаструляции:

1) инвагинация;

2) сегментация;

3) рекомбинация;

4) деляминация;

5) бластуляция;

6) иммиграция.

3. Какие органы относят к осевому комплексу хордовых:

1) позвоночник;

2) нервная трубка;

3) головной мозг;

4) хорда;

5) кишка;

6) сердце.

При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Соотнесите зародышевые листки с их производными

ОРГАНЫ

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

а) нервная система;

б) пищеварительные железы;

в) эпителий кожи;

г) эпителий кишечника,

д) эпителий дыхательных путей;

е) мышечная система;

ж) соединительная ткань;

з) органы чувств;

и) органы выделения;

к) дерма кожи

1) эктодерма;

2) мезодерма;

3) энтодерма

5. Соотнесите начальные стадии развития зародыша с характерными для них структурами

СТРУКТУРЫ

СТАДИИ ЭМБРИОГЕНЕЗА

а) бластодерма;

1) зигота;

б) эктодерма;

2) бластула;

в) бластоцель;

3) гаструла;

г) мезодерма,

д) энтодерма;

е) нервная трубка;

ж) аномальный полюс;

з) вегетативный полюс;

и) бластомеры;

к) бластопор;

л) хорда;

м) кишечная трубка;

н) гастроцель

4) нейрула

6. Установите соответствие между особенностями стадий митоза и мейоза:

ПРОЦЕСС

СТАДИЯ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК

а) расхождение хромосом;

б) расхождение хроматид;

в) спирализация хромосом,

г) конъюгация хромосом;

д) образование веретена деления,

е) распределение хромосом по экватору клетки;

ж) деление цитоплазмы;

з) образование ядерной оболочки;

и) кроссинговер;

к) расхождение центриолей;

л) распределение бивалентов по экватору клетки

1) профаза митоза,

2) метафаза митоза;

3) анафаза митоза;

4) телофаза митоза;

5) профаза первого деления мейоза;

6) метафаза первого деления мейоза;

7) анафаза первого деления мейоза;

8) телофаза первого деления мейоза;

9) анафаза второго деления мейоза

При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

7. Установите последовательность процессов онтогенеза плацентарных млекопитающих.

а) достижение половой зрелости и участие в репродукции;

б) образование многоклеточного однослойного зародыша — бластулы;

в) интенсивный рост, изменение пропорций тела, созревание функций;

г) формирование трехслойного зародыша — гаструлы;

д) стабильное функционирование в определенных условиях среды;

е) формирование органов и тканей;

ж) рождение;

з) оплодотворение и образование зиготы;

и) старение и естественная смерть.

8. Укажите правильную последовательность периодов гаметогенеза

а) в периоде роста происходит синтез желтка в овогенезе;

б) периоде созревания протекают два деления мейоза;

в) периоде формирования образуются специфические черты гамет;

г) периоде размножения клетки делятся митозом.

Дайте развернутый ответ на задания 1—6.

1. Какие группы хромосом выделяют в кариотипе?

2. Чем дробление отличается от митотического деления клеток животных?

3. Соматические клетки тела человека содержат 46 хромосом. Какие процессы обеспечивают постоянство числа хромосом в клетках организмов из поколения в поколение.

4. Как происходит образование осевого комплекса органов у зародыша ланцетника?

5. Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и родительской особью и в каких случаях отдельные особи отличаются от родительской?

6. Как было показано, что зачаток одного органа влияет на другой и определяет направление его развития?