Эволюция и экология - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год

Эволюция и экология - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Часть 1

Выберите один привольный ответ.

1. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе:

1) сапротрофов;

2) паразитов;

3) автотрофов;

4) симбионтов.

2. Исходным материалом для естественного отбора служит:

1) борьба за существование;

2) мутационная изменчивость;

3) изменение среды обитания организмов;

4) приспособленность организмов к среде обитания.

3. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:

1) освоения видом новых территории;

2) прямого воздействия среды на организм;

3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот;

4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками.

4. К биотическим компонентам экосистемы относят:

1) газовый состав атмосферы;

2) состав и структуру почвы;

3) особенности климата и погоды;

4) продуцентов, консументов, редуцентов.

5. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания: листовой опад → ... → еж → лисица:

1) крот;

2) кузнечик;

3) дождевой червь;

4) плесневые грибы?

6. Причиной биогенной миграции атомов являются:

1) сезонные изменения в природе;

2) индивидуальное развитие организмов;

3) колебания численности популяций одного вида;

4) дивергенция видов.

7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:

1) географическому,

2) генетическому;

3) морфологическому;

4) экологическому.

8. Пример внутривидовой борьбы за существование:

1) соперничество самцов из-за самки;

2) борьба с засухой растений пустыни;

3) сражение хищника с жертвой;

4) поедание птицами плодов и семян.

9. Приспособленность организмов к среде обитания — результат:

1) стремления особей к самоусовершенствованию;

2) проявления конвергенции;

3) методического отбора;

4) взаимодействия движущих сил эволюции.

10. У человека в связи с трудовой деятельностью:

1) сформировался свод стопы;

2) когти превратились в ногти;

3) большой палец кисти противопоставляется остальным;

4) позвоночник имеет S-образную форму.

11. К абиотическим факторам среды относят:

1) подрывание кабанами корней;

2) нашествие саранчи;

3) образование колоний птиц;

4) обильный снегопад.

12. В преобразовании биосферы ведущую роль играют:

1) живые организмы;

2) химические процессы;

3) физические процессы;

4) механические явления.

13. Необходимое условие устойчивого развития биосферы:

1) создание искусственных агроценозов;

2) сокращение численности хищных животных;

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей;

4) уничтожение насекомых — вредителей сельскохозяйственных культур.

14. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации:

1) кислорода;

2) углекислого газа;

3) сернистого газа;

4) паров воды.

15. Популяция является структурной единицей:

1) отряда;

2) семейства;

3) рода;

4) вида.

16. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными признаками, называют:

1) искусственным отбором;

2) борьбой за существование;

3) естественным отбором;

4) видообразованием.

17. Какой фактор в эволюции человека практически утратил свое значение в настоящее время:

1) пространственная изоляция;

2) наследственная изменчивость;

3) комбинативная изменчивость;

4) мутационный процесс?

18. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:

1) недостаток влаги;

2) высокая температура;

3) отсутствие перегноя;

4) интенсивное ультрафиолетовое излучение.

19. Определите консумента второго порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → жук пахучий красотел → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:

1) ястреб-перепелятник;

2) обыкновенный скворец;

3) жук пахучий красотел;

4) гусеница непарного шелкопряда.

20. Устойчивость биогеоценоза определяется:

1) закономерностями наследственности и изменчивости;

2) разнообразием его видового состава;

3) конкуренцией между организмами;

4) популяционными волнами.

21. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду обитания, что способствует:

1) круговороту веществ;

2) саморазвитию экосистем;

3) размножению организмов;

4) росту и развитию организмов.

22. Сходство и родство организмов, обусловленные общностью их происхождения, лежит в основе:

1) формирования между ними пищевых связей;

2) их участия в круговороте веществ;

3) их совместного обитания в экосистеме;

4) их классификации, объединения в группы.

23. Каковы последствия действия движущего отбора:

1) сохранение старых видов;

2) поддержание нормы реакции;

3) появление новых видов;

4) устранение особей с новыми мутациями?

24. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим?

1) общественный образ жизни;

2) устную и письменную речь;

3) естественный отбор;

4) благоустройство жилища.

25. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками:

1) географическому;

2) экологическому;

3) морфологическому;

4) генетическому?

26. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой:

1) борьбы за существование;

2) мутационной изменчивости;

3) изоляции популяций,

4) понижения уровня организации видов?

27. К результатам эволюции относят:

1) борьбу за существование и естественный отбор;

2) приспособленность и многообразие видов;

3) мутационную и комбинативную изменчивость;

4) модификационную и коррелятивную изменчивость.

28. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:

1) способности различать запахи;

2) прямохождения;

3) членораздельной речи;

4) особенностей строения позвоночника.

29. Какой из примеров относят к биотическим факторам:

1) поедание тлей божьими коровками;

2) весенний разлив реки;

3) сезонное пересыхание водоема;

4) поглощение культурными растениями минеральных удобрений?

30. Определите консумента первого порядка в цепи питания: листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник:

1) гусеницы непарного шелкопряда;

2) обыкновенный скворец;

3) листья липы;

4) ястреб-перепелятник.

31. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности:

1) дрожжевых грибов;

2) клубеньковых бактерий;

3) молочнокислых бактерий;

4) плесневых грибов.

32. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ:

1) в ней преобладают консументы;

2) она имеет длинные цепи питания;

3) в ее состав входит небольшое число видов;

4) одни виды вытесняют другие виды?

33. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1) наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюстей;

2) преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым;

3) наличием швов между костями мозгового отдела;

4) особенностью строения костной ткани.

34. Чему способствовало появление прямохождения у предшественников человека:

1) появлению общественного образа жизни;

2) формированию свода стопы;

3) формированию изгибов позвоночника;

4) преобразованию объема мозгового черепа над лицевым?

35. При длительном сохранении постоянных условий среды в популяциях вида:

1) возрастает число спонтанных мутаций;

2) проявляется стабилизирующий отбор;

3) проявляется движущий отбор;

4) усиливаются процессы дивергенции.

36. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты:

1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических;

2) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ;

3) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию;

4) поглощают углекислый газ и кислород.

Часть 2

Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести, запишите их в бланк в порядке возрастания

1. В связи с прямохождением у человека:

1) освобождаются верхние конечности;

2) стопа приобретает сводчатую форму;

3) большой палец руки противостоит остальным;

4) таз расширяется, его кости срастаются;

5) мозговой отдел черепа меньше лицевого;

6) уменьшается волосяной покров.

2. В чем сходство природной и искусственной экосистем:

1) небольшое число видов;

2) наличие цепей питания;

3) замкнутый круговорот веществ;

4) использование солнечной энергии;

5) использование дополнительных источников энергии;

6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов?

3. Новый вид может возникнуть в результате:

1) миграции особей со сходными генотипами из соседних популяций;

2) постепенного накопления мутаций, сохраняемых отбором;

3) в результате отсутствия отбора в пользу или против какого-либо гена;

4) скрещивания особей с отличающимися по генотипу;

5) расселения популяций за пределы ареала вида;

6) размножения групп организмов одного вида в разные сезоны года.

При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДОКАЗАТЕЛ ЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

а) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы;

б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы;

в) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей;

г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели;

д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

1) эмбриологические;

2) сравнительно-анатомические

5. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

ПРИЧИНА

СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

а) освоение особями вида новых территорий;

б) изменение особей в пределах ареала вида;

в) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и др.);

г) разделение ареала искусственными преградами (железные дороги);

д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

1) экологическое;

2) географическое

6. Укажите биологические явления (перечислены слева), характерные для определенных уровней организации живого (указаны справа).

ЯВЛЕНИЯ

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ

а) круговорот веществ и поток энергии,

б) транскрипция;

в) обмен генетической информацией при свободном скрещивании;

г) индивидуальное развитие;

д) трансляция;

е) наименьшая единица живого, самостоятельно существующая в среде;

ж) наименьшая единица эволюции;

з) репликация ДНК;

и) мутация;

к) митоз

1) популяционно-видовой,

2) клеточный;

3) организменный;

4) биогеоценотический;

5) молекулярно-генетический

При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

7. Расположите в хронологической последовательности этапы химической и биологической эволюции:

а) фотосинтез;

б) прокариотические клетки;

в) дыхание;

г) хемосинтез;

д) абиогенный синтез простых органических веществ (мономеров);

е) эукариотические клетки;

ж) образование биологических мембран;

з) образование систем самовоспроизводяшихся молекул с обратной связью;

и) брожение;

к) небиогенная полимеризация мономеров.

8. Укажите хронологически последовательные этапы эволюции ископаемых форм предков современного человека и человекообразных обезьян:

а) древние насекомоядные;

б) неандертальцы;

в) кроманьонцы;.

г) питекантропы;

д) австралопитеки;

е) дриопитеки;

ж) приматы;

з) парапитеки.

Дайте развернутый ответ на задания 1—6.

1. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

2. Какие особенности строения скелета человека обусловлены прямохождением и вертикальным положением тела? Укажите не менее четырех особенностей.

3. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трех изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

5. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее трех доказательств этого утверждения.

6. Какими путями может достигаться биологический прогресс?