Саморазвитие экосистемы - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику

Саморазвитие экосистемы - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Задача урока: сформировать у учащихся знания о закономерностях изменения экосистем во времени; о явлении экологической сукцессии, его природе и механизмах; о стадиях сукцессионных изменений; о значении знаний о сукцессиях для человека.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Ответы учащихся у доски:

1) Характеристика потоков энергии и вещества в экосистемах.

2) Количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

3) Характеристика пирамид численности и биомассы.

2. Проверка умений составлять схемы пищевых цепей в сообществах. (Работа трех-четырех учеников с дидактическими карточками и последующим обсуждением.)

3. Фронтальная беседа по вопросам:

1) Какому правилу подчиняется изменение скорости потока энергии по пищевой цепи?

2) В чем заключена энергия, передаваемая с одного трофического уровня на другой?

3) Является ли непрерывный приток вещества извне необходимым условием функционирования экосистемы?


Изучение нового материала

1. Экологическая сукцессия и ее природа. (Объяснение учителя.)

2. Стадии сукцессии. Сукцессии первичная и вторичная. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

3. Значение сукцессии. (Рассказ учителя с элементами беседы.)


Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Что такое сукцессия?

2) В чем отличия между первичной и вторичной сукцессиями?

3) Почему для человека важны знания о механизме сукцессионных изменений?


Задание на дом

Изучить § 5.5 «Саморазвитие экосистемы», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.


Итоги урока