Вид. Критерии вида - ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Група в ViberГрупа в Facebook

Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику

Вид. Критерии вида - ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Цели темы: сформировать у учащихся представление о том, что вид — реально существующая элементарная единица живой природы; показать, что вид существует в виде популяций, что продолжительность жизни любого организма определена генетически, популяция же при оптимальных условиях среды способна развиваться неограниченно долго.


Планирование темы

Урок 1. Вид. Критерии вида.

Урок 2. Популяции.


Методические рекомендации

При изучении материала данной главы следует опираться на знания, полученные учащимися при изучении биологии в 6, 7 и 8 классах. В связи с этим важны актуализация, систематизация и обобщение имеющихся у учащихся знаний. В процессе развития знаний следует особое внимание обратить на вопросы: критерии вида, популяция — структурная единица вида, особенности популяционно-видового уровня, что удобно сделать, сравнивая его с организменным. Демографические показатели относятся к разделу «Введение в экологию» и поэтому при 2 ч в неделю изучаются в ознакомительном плане. Вопросы, связанные с биологической классификацией, должны быть достаточно хорошо знакомы учащимся и поэтому могут быть предложены для самостоятельного изучения.


Урок 1(43) Вид. Критерии вида


Задача урока: сформировать понятие «вид» как реально существующую единицу живой природы.

Ход урока

Оргмомент урока

Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Что является основной систематической единицей в биологии?

2) Какие виды растений и животных вы знаете?

3) Почему в обозначении видов используют двойные названия?


Изучение нового материала

1. Определение понятия «вид». (Рассказ учителя с элементами беседы. Запись в тетради определения понятия «вид».)

2. Критерии вида. Морфологический критерий. (Объяснение учителя с использованием таблиц, чучел, гербарных экземпляров.)

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида». (Самостоятельная работа учащихся по инструктивной карточке.)

Учащимся раздаются гербарные экземпляры одуванчика обыкновенного, выросшего в равных условиях обитания и в связи с этим существенно отличающегося по внешнему виду, экземпляры видов-двойников (например, бабочки капустница и белянка.)

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Изучение морфологического критерия вида»

Рассмотрите предложенный вам объект. Сделайте его морфологическое описание.

В ходе обсуждения описаний учащиеся отмечают, что особи, относящиеся к одному виду (например, одуванчик), могут отличаться друг от друга (пример модификационной изменчивости). В то же время виды-двойники внешне практически неотличимы. На основании этого учитель подводит учащихся к выводу о несовершенстве морфологического критерия вида.

3. Другие критерии вида. (Объяснение учителя и составление схемы.)


Критерии вида



Задание на дом

Изучить § 4.1 «Критерии вида», ответить на вопросы в конце параграфа.


Итоги урока






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.