РОЛЬ КОЖИ В ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИИ. УХОД ЗА КОЖЕЙ, ВОЛОСАМИ, НОГТЯМИ. ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ, ОЖОГАХ, ОБМОРОЖЕНИЯХ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

РОЛЬ КОЖИ В ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИИ. УХОД ЗА КОЖЕЙ, ВОЛОСАМИ, НОГТЯМИ. ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ, ОЖОГАХ, ОБМОРОЖЕНИЯХ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Педагогическая цель

Сформировать представление о роли кожи в терморегуляции, показать приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях; сформировать представление о гигиене кожи, волос, ногтей

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные

результаты

Обучающийся научится оказывать первую помощь при травмах, ожогах, обморожениях; объяснять механизм терморегуляции; оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах; использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела; соблюдения мер профилактики вредных привычек; будет знать строение и функции кожи; гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; составлять план ответа.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Травма, ожог, теплорегуляция

Оборудование

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Роль кожи в терморегуляции. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81776/?interface=catalog&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Из каких слоев состоит кожа? (Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки.)

- Какая особенность наблюдается у клеток эпидермиса? (Клетки нижних слоев эпидермиса непрерывно делятся. Клетки вышележащих слоев постепенно передвигаются к поверхности кожи и достигают ее уже омертвевшими, ороговевшими.)

- Из какого типа ткани состоит дерма? (Дерма, или собственно кожа, состоит из соединительной ткани.)

- Благодаря каким образованиям кожа эластична? (Благодаря белкам коллагену и эластину кожа человека эластична и упруга.)

- Каким образом питательные вещества поступают в клетки дермы?

(В дерме располагаются кровеносные сосуды, снабжающие кожу питательными веществами и кислородом и уносящие продукты обмена.)

- С помощью каких образований мы чувствуем боль и холод? (В дерме расположены многочисленные нервные окончания - рецепторы, позволяющие ощущать прикосновения, тепло, холод, боль. В ней же расположено около 3 млн потовых желез.)

- Как вы думаете, на каких участках потовых желез больше всего?

(В подмышечных впадинах, на спине.)

- Каким типом ткани образована подкожная жировая клетчатка? (Она образована рыхлой соединительной тканью.)

- Что такое ногти и какую функцию они выполняют? (Ногти - это ороговевшие кожные образования. Ногти выполняют защитную функцию, прикрывая самые чувствительные части наших пальцев.)

- Назовите функции кожи.

(Функции кожи:

1) защитная (защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом и проникновению в него болезнетворных организмов);

2) рецепторная (в коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний, поэтому человек может ощущать прикосновение, боль, изменение температуры окружающей среды);

3) выделительная (кожа обеспечивает удаление некоторых продуктов обмена вместе с потом и кожным салом);

4) запасающая (в подкожной жировой клетчатке накапливаются основные запасы жира);

5) терморегуляционная (пот, испаряясь с поверхности кожи, охлаждает ее; подкожный жировой слой не проводит холод и тепло))

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Наша кожа постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, и далеко не всегда эти воздействия полезны для нее. Необходимо правильно ухаживать за кожей и соблюдать правила гигиены

Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены.

- Кожа играет важную роль в терморегуляции. Около 80 % тепла, образующегося в организме при окислении различных веществ и при сокращении мышц, выделяется во внешнюю среду через кожу. При высоких температурах окружающего воздуха сосуды кожи расширяются, благодаря чему увеличивается выделение и испарение пота. Эти процессы являются важнейшим механизмом теплоотдачи, предохраняющим человека от перегревания. При понижении температуры сосуды кожи рефлекторно сужаются, кровоток уменьшается и потери тепла снижаются.

Физические и химические раздражители часто вызывают воспалительные процессы кожи - дерматиты. Наиболее часто встречаемые дерматиты - потертости, опрелости, ожоги и обморожения. Потертость - местное воспаление кожи, возникающее под влиянием механического раздражения. Потертость чаще всего образуется на пятках и пальцах ног в результате неумелого ухода за кожей ног или при ношении плохо подобранной обуви. При признаках потертости необходимо сделать ванночку для ног с марганцовкой, затем, просушив больное место, присыпать пудрой, присыпкой или смазать жирным кремом. Опрелость - воспаление кожи в складках, возникающее в результате трения влажных поверхностей. Опрелости чаще всего возникают в жаркое время года у тучных людей, а также у грудных детей. При опрелости кожа краснеет, появляются мокнущие участки с неровными контурами. Нередко опрелость осложняется гнойничковой или грибковой инфекцией. Лечение проводит врач. Для предупреждения опрелости необходим регулярный гигиенический уход за кожей. При предрасположенности к опрелости кожные складки после мытья и просушивания мягким полотенцем рекомендуется присыпать пудрой или тальком.

Ожоги - повреждения тканей, вызванные действием высокой температуры, химических веществ, электрического тока или радиоактивного излучения. Проблема сохранения жизни человеку, получившему обширные ожоги, является одной из самых сложных в современной медицине.

В быту и на производстве наиболее часто встречаются термические ожоги. Повреждающее действие высокой температуры не ограничивается только болезненными проявлениями в месте ожога, а затрагивает ткани кожных покровов, вызывая их омертвение. Тяжесть состояния пострадавшего от ожога зависит от нескольких факторов: площади ожоговой поверхности, а также глубины ожога. Химические ожоги чаще всего являются следствием попадания на кожу концентрированной кислоты (серной, азотной, соляной), реже - едких щелочей (едкого калия или натрия).

Обморожение - повреждение тканей тела под влиянием холода. Основная причина повреждения тканей при обморожении - стойкие изменения в кровеносных сосудах, вызванные их длительным спазмом, являющимся защитной реакций организма на охлаждение. Чаще всего обмораживаются ушные раковины, пальцы рук и ног. Кровообращение в них постепенно замедляется, а затем и вовсе прекращается. Наступает момент, когда организм уже не может противостоять действию холода, и в тканях происходят глубокие изменения, ведущие к гибели клеток. Кожа теряет чувствительность и белеет. К числу факторов, способствующих обморожению, относятся ношение в холод тесной, затрудняющей кровообращение одежды и обуви, сырые одежда, обувь и перчатки, ослабление организма в результате болезни.

Заболевания кожи. Неправильное питание, недостаток ряда витаминов, несоблюдение правил гигиены и т. п. - все это увеличивает вероятность заболеваний кожных покровов. Закупорка протоков сальных желез может приводить к воспалительным процессам в коже. В результате возникают прыщи, гнойники, фурункулы. У подростков из-за развивающихся в кожном сале бактерий образуется угревая сыпь. Чтобы уменьшить число угрей, следует избегать острой и жирной пищи, лучше следить за чистотой кожи.

Распространенным заболеванием кожи и волосяного покрова является стригущий лишай, возбудителем которого является грибок. На месте поражения волосяного покрова волосы обламываются у самых корней и образуются проплешины. Человек заражается грибком от кошек, собак или больных людей. Это заболевание обязательно следует лечить. Клещи являются возбудителем еще одной заразной болезни кожных покровов - чесотки. Чесоточные клещи отличаются очень маленькими размерами. Они способны проникать в кожу и прогрызать в ней ходы длиной в несколько сантиметров. Самки откладывают яйца также в кожу. Чесотка вызывает сильнейший зуд, не дающий человеку сосредоточиться, спать. В настоящее время чесотка довольно быстро излечивается.

Гигиена кожи. Для того чтобы иметь здоровые кожные покровы, необходимо содержать кожу в чистоте. Главный способ ухода за ней - регулярное мытье, при котором с поверхности кожи смываются выделения сальных и потовых желез, ороговевшие мертвые клетки эпидермиса, пыль, микробы, частицы грязи. На грязной коже человека находится огромное число микроорганизмов.

Лицо следует мыть теплой водой, так как холодная способствует закупорке протоков сальных желез и образованию угревой сыпи, а горячая делает кожу дряблой и морщинистой, снижая ее эластичность.

Шею следует мыть с мылом каждый день.

Больше всего подвержена вредным внешним воздействиям кожа рук. При выполнении домашней работы, загрязняющей руки (чистке овощей, стирке, мытье посуды), целесообразно пользоваться резиновыми перчатками. Если их нет, рекомендуется использовать силиконовый крем для рук, создающий на коже рук тонкую защитную пленку. Особого ухода требует кожа людей, работающих в сельском хозяйстве или в своих огородах и садах. Огромное количество микроорганизмов, в том числе и болезнетворных, скапливается под длинными ногтями, поэтому их нужно регулярно подстригать.

Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть легкой, не стеснять движений, не мешать дыханию и кровообращению. При низкой температуре окружающего воздуха одежда должна препятствовать потере

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 205-211, записи по тетради; подготовиться к контрольной работе по темам “Выделение”, “Кожа”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение