ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОМПЛЕКТУ ТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

БИОЛОГИЯ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ 6 КЛАСС - 2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОМПЛЕКТУ ТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

1. Педагогические цели тестирования - тематический и итоговый контроль

уровня знаний учащихся 6 класса общеобразовательной школы по биологии.

2. Комплект тестов составлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, и примерной программы основного общего образования по биологии. Эти тесты могут быть использованы при работе по учебнику Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс” (М.: Дрофа, 2013 и последующие годы издания), рекомендованному Минобрнауки России и включенному в федеральный перечень учебников, а также при работе по другим учебникам для контроля усвоения соответствующих тем.

Сборник поможет учителю повысить эффективность проведения уроков, оперативно получать информацию об уровне усвоения материала и при необходимости корректировать процесс обучения.

3. Комплект состоит из трех тематических тестов, соответствующих темам учебника Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”, по двум разделам и одного итогового (рубежного) теста. Каждый тематический тест представлен в двух параллельных вариантах одинаковой трудности. Итоговый (рубежный) тест представлен в четырех вариантах. Тесты следуют в том порядке, в котором соответствующие темы изучаются в учебнике вышеуказанного автора. Все задания оцениваются дихотомически, т. е. правильный ответ - 1 балл и неправильный ответ - 0 баллов.

4. На выполнение каждого тематического теста отводится 15-20 минут (на выполнение одного задания отводится 1-2 минуты), на выполнение итогового теста - 30 минут. ,,,

5. Перечень элементов содержания, контролируемых тематическими тестами.

№ теста

Название темы

Номер и название элемента содержания

Количество часов по программе

1

2

3

4

1

Строение и свойства живых организмов (11 ч)

1.1. Основные свойства живых организмов

1.2. Химический состав клеток

1.3. Строение растительной и животной клеток

1.4. Ткани растений и животных

1.5. Органы и системы органов

1.6. Растения и животные как целостные организмы

1

1

2

2

4

1

2

Жизнедеятельность организма (20 ч)

2.1. Питание и пищеварение

2.2. Дыхание

2.3. Передвижение веществ в организме

4

2

2



2.4. Выделение

2.5. Опорные системы

2.6. Движение

2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

2.8. Размножение

2.9. Рост и развитие

2

1

1

3

3

2

3

Организм и среда1 (3 ч)

3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды

3.2. Природные сообщества

2

1

1 Тестовые задания, контролирующие данный раздел, даны в рубежном тесте.

6. Перечень объектов контроля (контролируемые виды знаний и умений).

Классификация знаний и умений, представленная ниже, является результатом анализа общих нормативных требований к итоговым результатам обучения биологии в школе (ФГОС, примерные программы) и процедур операционализации (конкретизации) целей изучения биологии на разных этапах обучения. В приведенном перечне объектов контроля обобщены наиболее важные виды знаний и умений по биологии, которые можно проконтролировать с помощью тестовых заданий, и внешне выраженная деятельность, на основе которой можно судить об их усвоении. Операциональные действия по этим видам знаний и умений зависят от уровня усвоения содержания и для разных классов могут быть разными. Но любое конкретное умение как цель изучения конкретного элемента содержания предмета “Биология” может быть сведено к одному из них (действия, его описывающие, относятся к обобщенному умению). Более подробно описание применения деятельностного подхода к определению целей тестирования в школе см.: Дятлова К.Д., Михалева Т.Г. Разработка педагогических тестов по биологии. М.: ВАКО, 2014.

1. Фактуальные знания - проверяется знание основных биологических понятий,

терминов и их смысла, исторических фактов, достижений ученых, закономерностей, теорий, касающихся организации, жизнедеятельности, исторического и индивидуального развития живых систем на всех уровнях.

2. Классификационные знания и умения - проверяется знание принципов классификации живых существ, основных признаков растений и животных, грибов и бактерий, особенностей их морфологии и физиологии, систематического положения типичных представителей животного и растительного мира, основных ароморфозов крупных таксонов.

3. Алгоритмические знания и умения - проверяется умение решать молекулярно-биологические, генетические, экологические и физиологические задачи по определенному алгоритму.

4. Причинные знания - проверяется умение рассуждать логически, устанавливать причинно-следственные отношения между строением и функциями организмов; образом жизни и строением организмов; средой обитания и приспособленностью живых существ; факторами и результатами эволюции; функциями и ролью живого вещества в биосфере; деятельностью человека и ее последствиями.

5. Сравнительные знания и умения - проверяется умение сравнивать, сопоставлять, находить различия и сходство двух или нескольких биологических объектов.

6. Системные, интегративные знания и умения - проверяются обобщенные, структурные и комбинативные знания, показывающие понимание сущности явлений; проверяется умение устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи.

7. Уровни усвоения знаний по биологии, проверяемые тестом:

1-й уровень - воспроизведение по памяти содержания изученного материала, узнавание (репродуктивная деятельность);

2-й уровень - применение знаний в знакомой ситуации, выполнение действий по стандартному алгоритму;

3-й уровень - применение знаний в измененной (нестандартной) ситуации, требующей дополнительной ориентировки.

8. Перечень контролируемых познавательных универсальных учебных действий УУД (ПУУД)1.

1-выполнять анализ (выделять признаки);

2-производить синтез (составлять целое из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием);

3-выбирать основания для сравнения;

4-выбирать основания для сериации, классификации объектов;

5-устанавливать аналогии;

6-устанавливать причинно-следственные связи;

7-относить объекты к известным понятиям;

8-преобразовывать информацию из одной формы в другую (работать с рисунком, таблицей).

9. Формы тестовых заданий, используемые в тестах.

1-закрытое задание с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;

2-закрытое задание на установление соответствия путем множественного выбора одного правильного ответа из предложенных.

10. Пример инструкции для учащихся2.

Общая инструкция к тематическому тесту

На выполнение заданий тематического теста отводится 15-20 минут (на каждое задание отводится 1-2 минуты), на выполнение итогового теста отводится 30 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

К заданиям даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выполните задание и поставьте знак “х” в клеточке рядом с номером правильного и наиболее полного, на ваш взгляд, ответа.

1 Перечень ПУУД составлен на основе публикаций: 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др., под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010; 2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2.

2 Текст инструкций может быть изменен в зависимости от способа предъявления теста.

11. Рекомендации по оценке результатов выполнения заданий теста.

Все задания теста оцениваются дихотомически. За каждое верно выполненное задание ставится 1 балл. Неправильный ответ оценивается 0 баллов. Таким образом, первичный тестовый балл равен числу правильных ответов. Максимальный первичный тестовый балл за выполнение тематического теста: тест 1-15 баллов; тесты 2, 3 - 11 баллов, максимальный первичный тестовый балл за выполнение итогового теста - 19 баллов.

Таблицы перевода первичного тестового балла и тестового балла в школьные отметки

Тематический тест 1

Первичный тестовый балл (число правильных ответов)

0-7

8-10

11-12

13-15

Тестовый балл, %

52 и менее

53-72

73-86

87-100

Отметка

2

3

4

5

Тематические тесты 2, 3

Первичный тестовый балл (число правильных ответов)

0-5

6-7

8-9

10-11

Тестовый балл, %

45 и менее

46-64

65-82

83-100

Отметка

2

3

4

5

Итоговый тест

Первичный тестовый балл (число правильных ответов)

0-9

10-12

13-16

17-19

Тестовый балл, %

51 и менее

52-63

64-84

85-100

Отметка

2

3

4

5