Строение и распространение плодов - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс

Група в ViberГрупа в Facebook

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Строение и распространение плодов - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс

Цели урока:

обучающая: изучить особенности строения, многообразия и распространения плодов; сформировать у учащихся представление об их биологическом значении;

развивающая: развивать умения распознавать, сравнивать и определять типы плодов; развивать умение находить черты приспособленности в строении плодов к тому или иному способу распространения; развивать навыки групповой работы, умение вести диалог;

воспитательная: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты собственного труда и работы группы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, рассказ с демонстрацией таблиц и презентации.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Опорные термины, понятия: оплодотворение, двойное оплодотворение, околоплодник, плод.

Вводимые понятия: сухие, невскрывающиеся, вскрывающиеся, сочные плоды; сборный плод.

Материалы и оборудование: набор плодов и семян, лупы, раздаточный материал, демонстрационные коробки с плодами и семенами, таблица “Плоды и семена”, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация “Строение и распространение плодов”, мяч.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— характеризовать особенности строения плодов;

— объяснять роль плодов в распространении растений.

  1. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

Раздает карточки с заданиями.

Пример карточки:

  1. Оплодотворение — это процесс попадания пыльцы на рыльце пестика. Да/нет
  2. Что образуется из семязачатка после оплодотворения?
  3. Сделайте соответствующие подписи к схеме строения семязачатка.
  4. Укажите верные утверждения:

а) Двойное оплодотворение характерно для голосеменных растений.

б) Пыльцевая трубка входит в канал пыльцевхода.

в) Плод образуется из пестика.

г) Центральная часть семязачатка покрыта гремя покровами.

  1. Составьте правильно утверждение, исключив лишние слова.

Из 5, 7, пыльцевхода, зародышевый, плод, мешок, клеток, спермиев, состоит.

Ø Деятельность учащихся

В течение 10 минут выполняют задания, а затем сдают их учителю.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Нет.
  2. Семя.

3.

  1. б, в.
  2. Зародышевый мешок состоит из 7 клеток.
  3. Организационный момент, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Сообщает цели и задачи урока, знакомит учащихся с основными вопросами, которые будут раскрыты на уроке.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях тему урока.

Ø еятельность учителя

Предлагает учащимся вспомнить строение плода. Демонстрирует слайд № 1.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемый правильный ответ. Плод состоит из околоплодника и семян.

Ø Деятельность учителя

Задает вопрос: “Что собой представляет околоплодник?”. Демонстрирует слайд № 2.

Напоминает значение понятия “околоплодник”. Создает условия для формирования более точного и осмысленного представления о классификации плодов, так как разнообразие плодов связано и основном с разнообразием околоплодника.

Ø Деятельность учащихся

Вспоминают учебный материал о двойном оплодотворении растений и отвечают на поставленный вопрос.

Предполагаемый правильный ответ: Околоплодник — разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Делает сообщение о разнообразии типов плодов: “Плоды у растений чрезвычайно разнообразны по консистенции околоплодника (сухие и сочные), числу семян (одно- и многосемянные), особенностям вскрывания (вскрывающиеся и невскрывающиеся), наличию приспособлений для распространения”. Демонстрирует слайды № 3 и № 4.

Ø Деятельность учащихся

Слушают пояснение учителя по новой теме.

Ø Деятельность учителя

Для закрепления блока полученных знаний и смены деятельности предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание по классификации плодов, данных им в раздаточном материале.

Задание

Плоды, предложенные в раздаточном материале, разделите на сухие и сочные, в рабочих тетрадях запишите их названия в два столбика.

Растения, плоды которых:

с сухим околоплодником

1.______________

2.______________

с сочным околоплодником

1.______________

2.______________ и т. д.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют задание, используя текст учебного пособия, таблицы.

Предполагаемые правильные ответы:

— Растения, плоды которых с сухим околоплодником: лещина (орех), дуб (желудь), горох (боб), мак (коробочка) и т. д.

— Растения, плоды которых с сочным околоплодником: огурец (тыквина), груша (яблоко), арбуз (ягода), слива (костянка) и т. д.

Ø Деятельность учителя

Перед изучением следующего блока учебного материала может предложить учащимся небольшую разминку. Предлагает загадки. Учащиеся должны ответить, о каком плоде или растении идет речь.

  1. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

  1. Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину —

Увидишь сердцевину.

Из плодов он тверже всех,

Называется ...

  1. С колпачком на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого ...

  1. Посадили зернышко —

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем —

Много зерен соберем.

Их поджарим, погрызем.

А приедут гости —

Им дадим по горсти.

  1. Пушистый плод на ветке рос.

Сладкий, сочный ...

Ø Деятельность учащихся

Отгадывают загадки.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Шиповник.      
  2. Орех.      
  3. Желудь.
  4. Подсолнух.
  5. Абрикос.

Ø Деятельность учителя

Сообщает: “На следующем этапе при изучении нового материала рассмотрим особенности распространения плодов и семян, его значение”.

Задает ряд наводящих вопросов:

  1. Много ли семян производит одно растение в год?
  2. Для чего растения образуют много семян?
  3. Что бы произошло, если бы все семена опадали около материнского растения и проросли?

Далее рассказывает о способах распространения. Демонстрирует слайды № 5—7.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Подорожник большой образует 14 тыс. семян, пастушья сумка — 73 тыс., редька дикая — 12 тыс., полынь горькая — 102 тыс. и т. д.
  2. У растений формируется большое количество семян, чтобы вид не вымер.
  3. Проросшие молодые растения будут плохо расти, если их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п.
  4. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Для закрепления блока полученных знаний предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание по способам распространения плодов и семян.

Задание

В коллекции найдите плоды, распространяемые ветром, человеком, животными.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют задание, используя текст учебного пособия, таблицы.

Предполагаемые правильные ответы:

— Ветром: плоды клена, ясеня, одуванчика; семена ив, тополей.

— Человеком: семена сорных растений.

— Животными: череда, лопух, вишня и др.

  1. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Заключительное слово учителя: “Сегодня мы узнали, что каждый плод имеет семя. Человек может съесть плод, либо, разрезав его, достать семена, посеять их и получить новое растение. Плоды в природе очень разнообразны, но не каждый из них съедобен для человека. Плодами и семенами питаются различные животные”.

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся игру. Педагог, бросая мяч, называет плод, а учащийся должен охарактеризовать его.

Например:

Учитель — “яблоко”, учащийся — “сочный”; учитель — “яблоко”, учащийся — “многосемянной”.

Учитель — “мак”, учащийся — “сухой”; учитель — “мак”, учащийся — “коробочка” и т. д.

Ø Деятельность учащихся

Участвуют в игре.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 51. Ответить на вопросы после параграфа учебного пособия.

Учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, предлагает выполнить еще одно задание из списка:

  1. Составь кроссворд по теме “Плоды”.
  2. Напиши рассказ, включая понятия по теме “Плоды”.
  3. Сравни два-три плода, которые у тебя найдутся дома.
  4. Найди загадки о плодах и семенах.
  5. Заполни таблицу.

Классификация плодов

Тип плода

Вид плода

Название растения

Сочные

Односемянный

Костянка

Вишня, слива, черешня

Многосемянный

Ягода

Томат, крыжовник

Яблоко

Яблоня, груша

Сухие

Односемянный

Семянка

Подсолнечник

Зерновка

Пшеница, рожь

Многосемянный

Коробочка

Мак

Боб

Горох, боб

Стручок

Капуста, акация

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание. Выполняют дома на выбор задания, предложенные учителем.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.