Экскурсия Живые организмы зимой - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс

Група в ViberГрупа в Facebook

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Экскурсия Живые организмы зимой - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс

Изучение биологических объектов нельзя представить себе без непосредственного наблюдения их в природе. Поэтому биологические экскурсии — важное звено в образовательном и воспитательном процессе. “Жизнь организмов зимой” — это экскурсия, которая проводится в зимний период года. При этом учитель должен уделять особое внимание организации учащихся, знакомству их с требованиями, предъявляемыми к экскурсии, с правилами поведения в природе зимой.

Цели урока:

обучающая: выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы, на примере растений школьного парка;

развивающая: развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе;

воспитательная: воспитывать организованность, собранность и внимательность.

Тип урока: урок-экскурсия.

Методы обучения: поисковая беседа, обсуждение.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Материалы и оборудование: лупы, блокноты, ручки, карандаши.

Место проведения экскурсии: школьный парк, сквер, лес (по усмотрению учителя).

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на экскурсии:

— объяснить причины изменений, происходящих с живыми организмами зимой;

— уметь пользоваться планом проведения экскурсии;

— анализировать результаты наблюдений явлений, происходящих зимой с живыми организмами.

Проведение экскурсии требует обязательного инструктажа по безопасному поведению.

План экскурсии:

  1. Вводная беседа о месте проведения экскурсии.
  2. Беседа о правилах поведения в природе, знакомство с техникой безопасности.
  3. Общий обзор погодных условий.
  4. Выполнение учащимися индивидуальных заданий.
  5. Обсуждение результатов экскурсии.
  6. Подготовительный этап

Ø Деятельность учителя

Заранее готовится к проведению экскурсии и готовит учащихся:

а) определяет место экскурсии;

б) разрабатывает маршрут экскурсии;

в) определяет объекты изучения;

г) разрабатывает задания для индивидуальной работы учащихся;

д) подготавливает необходимое оборудование.

Ø Деятельность учащихся

Получают от учителя задание — изучить правила поведения в природе зимой.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Перед проведением экскурсии ставит перед учащимися общие задачи, обсуждает следующий план письменного отчета.

  1. Погодные условия на момент проведения экскурсии.
  2. Животные, которых можно встретить зимой.
  3. Признаки, по которым можно распознать деревья зимой.
  4. Зарисовка веточек деревьев.
  5. Состояние травяного покрова в зимний период.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в блокнотах план письменного отчета об экскурсии.

III. Проведение экскурсии

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся посмотреть вокруг и рассказать:

— Как проявляется зимняя красота в природе?

— По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступлении зимы?

Ø Деятельность учащихся

Дают объяснения природным явлениям в зимний период года, называют климатические изменения, происходящие зимой.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся назвать признаки, по которым можно определить деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в блокнотах или рабочих тетрадях:

— У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

— У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму.

— У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

Ø Деятельность учителя

Предлагает рассмотреть кору деревьев. Отмечает, что по цвету и структуре коры тоже можно узнать название дерева зимой.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в блокнотах или рабочих тетрадях:

— У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами — бороздами.

— У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе — серо-бурая.

— Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся, с глубокими черными бороздами.

Ø Деятельность учителя

Рассказывает учащимся о том, какой цвет имеют побеги, как расположены почки на стебле, о наличии и особенностях строения почечных чешуек.

Ø Деятельность учащихся

Делают записи, наброски в блокнотах:

— У каштана конского старые ветви буровато-серые, молодые побеги толстые, светло-бурые. Почки длиной до 2 см, яйцевидные, темно-бурые, клейкие, с кожистыми чешуями.

— У липы мелколистной почки и ветви бордовые, почки яйцевидные.

— Молодые побеги тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Более старые побеги голые, блестящие, желтовато- или красно-бурых тонов. Почки маленькие.

— Рябина обыкновенная имеет серовато-красные, опушенные побеги. Почки войлочно-пушистые, отстают от стебля.

Ø Деятельность учителя

Предлагает рассмотреть вечнозеленые растения: ель обыкновенную, голубую ель. Назвать их отличия от листопадных деревьев.

Ø Деятельность учащихся

Обсуждают вместе с учителем на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.

Ø Деятельность учителя

Обращает внимание учащихся на птиц, которые встречаются по маршруту экскурсии. Предлагает записать названия птиц в блокнотах.

Ø Деятельность учащихся

Записывают названия птиц в рабочих тетрадях или блокнотах: воробей городской, голубь сизый, галка, синица большая, снегирь, ворона и т. д.

  1. IV. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

В конце экскурсии подводит итоги: “На сегодняшнем уроке мы рассмотрели, что происходит с растениями зимой. Также поняли, как много значит для человека красота природы, ее богатства”.

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя. Отмечают в блокнотах итоги экскурсии.

Ø Деятельность учителя

Предлагает фразы, которые учащиеся должны закончить.

Например:

— Я познакомился с ...

— Мне запомнилось ...

— Меня заинтересовало ...

— Было непросто ...

— У меня получилось ...

— Я попробую ...

Ø Деятельность учащихся

Оценивают результаты собственной работы на уроке.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующие задания. Подготовить отчеты по экскурсии. Письменно выполнить индивидуальные задания:

  1. Описать погодные условия.
  2. Перечислить и описать особенности питания и зимовки птиц.
  3. Зарисовать веточки деревьев и описать, по каким признакам можно распознать деревья зимой.
  4. Дать описание состояния трав зимой.

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание. Готовят дома отчеты по экскурсии и выполняют индивидуальные задания.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.