Бактерии - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс

Група в ViberГрупа в Facebook

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Бактерии - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 6 класс

Цели урока:

обучающая: познакомить учащихся с представителями царства Бактерии, их строением, жизнедеятельностью, распространением на земле и ролью в природе и жизни человека;

развивающая: развивать умения сопоставлять и сравнивать изучаемые объекты;

воспитательная: воспитывать культуру личной гигиены на примере бактериальных заболеваний.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, описание, демонстрация фотографий и картин бактерий.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Опорные термины, понятия: бактерии, гетеротрофы, автотрофы, паразиты.

Вводимые понятия: болезнетворные бактерии, паразит.

Материалы и оборудование: таблица “Строение бактерий” компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Бактерии”.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

применять при объяснении явлений понятие “бактерии”;

объяснять роль бактерий в природе;

уметь пользоваться учебным пособием и дополнительной литературой.

  1. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

С одной группой учащихся проводит устный опрос. В это время другой группе предлагает выполнить письменные задания.

Вопросы для устного опроса:

  1. Назовите царства живых организмов.
  2. Какие царства начали изучать только после изобретения микроскопа? Почему?
  3. Какие организмы, по вашему мнению, самые древние?
  4. Почему бактерии выделяются в особое царство живых организмов?

Ø Деятельность учащихся

Устно отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Бактерии, Протисты, Грибы, Растения, Животные.
  2. Бактерии, одноклеточные Протисты.
  3. Бактерии — очень древние организмы, которые появились на Земле около 3 млрд лет назад.
  4. Бактерии — это чаще всего одноклеточные организмы, клетки которых не имеют ядра.

Ø Деятельность учителя

Может предложить нескольким учащимся выполнить индивидуальные задания по карточкам.

Пример карточки:

№ 1. Подчеркните лишнее.

Бактерии, ягода, растения, пыльца, протисты, грибы, животные.

№ 2. В словах, обозначающих царства живых организмов, переставлены буквы. Какое слово лишнее?

Кретииба, Ыбгри, Срятаени, Мслаеыто, Ижотвыне.

№ 3. Дополните схему.

№ 4. Установите соответствие, определив, к каким царствам относятся изображенные на рисунках живые организмы.

Рисунок

Царство

1



2



3



4



5



№ 5. Составьте правильно утверждение, исключив лишние слова.

Называются, автотрофные, простейшими, протесты, организмы, грибами, водорослями.

Ø Деятельность учащихся

Письменно работают над заданиями.

Предполагаемые правильные ответы:

№ 1: Ягода, пыльца.

№ 2: Мслаеыто.

№ 3:

Рисунок

Царство

1


Животные

2


Бактерии

3


Растения

4


Грибы

5


Протисты

№ 5: “Автотрофные протисты называются водорослями” или “Водорослями называются автотрофные организмы”.

  1. Организационный момент, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Задает учащимся вопрос: “Что общего между скисшим молоком в стакане, клубеньками на корнях фасоли и больными туберкулезом?”.

Далее говорит учащимся, что сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых человек никогда не видел невооруженным глазом, но обязательно о них слышал и даже вместе с ними сосуществовал или существует.

Сообщает тему урока и основные вопросы, которые будут изучаться на уроке:

  1. Вы услышите удивительную историю открытия этих организмов.
  2. Познакомитесь поближе с жизнью этих невидимых существ.
  3. Изучите строение этих удивительных организмов.
  4. Узнаете о способах питания бактерий и выполняемой ими роли в природе и жизни человека.

Ø Деятельность учащихся

Выдвигают свои предположения.

Предполагаемый правильный ответ: Их объединяет общая причина — наличие бактерий.

Записывают в рабочих тетрадях тему урока.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Рассказывает, что изучение бактерий необходимо начать с истории открытия бактерий. Сообщает: “Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был голландец Антони ван Левенгук. Заинтересовавшись строением льняного волокна, он отшлифовал для себя несколько грубых линз и поместил их в оправы из серебра”.

Ø Деятельность учащихся

Слушают рассказ учителя.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся ответить на вопрос: “Как теперь мы начзываем подобные увеличительные приборы?”. При этом демонстрирует слайд № 1 презентации.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый правильный ответ: Данный увеличительной прибор называется лупой.

Ø Деятельность учителя

Сообщает учащимся, что с помощью такой лупы Антони ван Левенгук впервые увидел бактерии. Приводит выдержку из его письма в Лондонское Королевское общество: “24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду и увидел... с большим удивлением в ней огромное количество мельчайших живых существ...”.

Ø Деятельность учащихся

Фиксируют в рабочих тетрадях фамилию первооткрывателя бактерий — Антони ван Левенгук.

Ø Деятельность учителя

Сообщает, что следующим этапом является изучение сред обитания бактерий. Ставит перед учащимися вопрос: “Как вы думаете, где распространены бактерии?”.

Ø Деятельность учащихся

Пытаются ответить на вопрос, выдвигая свои гипотезы.

Предполагаемый правильный ответ: Бактерии живут:

— в воздухе, почве, воде;

— на внешних покровах животных, человека и растений а также внутри их;

— в гниющих растительных и животных остатках;

— на продуктах питания.

Ø Деятельность учителя

Если учащиеся затрудняются ответить, предлагает следующие подсказки:

“Увидеть бактерии невооруженным взглядом невозможно, но представьте себе, что в 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы — до 3 млн (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже в воздухе кабинета биологии содержатся бактерии”. Демонстрирует слайды № 2 и № 3.

Ø Деятельность учащихся

В рабочих тетрадях записывают среды обитания бактерий: водная, почвенная, наземно-воздушная.

Ø Деятельность учителя

При изучении вопроса о строении бактерий обращает внимание учащихся на тот факт, что большинство бактерий — одноклеточные организмы. Демонстрирует слайд № 4.

Ø Деятельность учащихся

Изучают строение бактерий. Зарисовывают в рабочих тетрадях строение бактерии.

Ø Деятельность учителя

После знакомства со строением бактерий можно предложить учащимся по очереди назвать различные части бактериальной клетки, пояснить функции.

Предлагает ответить на вопрос: “Чего нет в бактериальной клетке по сравнению с клеткой растений?”.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемые правильные ответы:

Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества.

Цитоплазма — внутренняя среда клетки.

Жгутик обеспечивает передвижение бактерии.

Предполагаемый правильный ответ: Хлоропластов, вакуоли, ядра.

Ø Деятельность учителя

Продолжает знакомить учащихся с разнообразием форм бактерии. Демонстрирует слайд № 5.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях названия форм бактерий:

- формы бактерий в виде шара называют кокками;

- бактерии с палочковидной формой клетки называют бациллами;

- бактерии, имеющие форму в виде запятой, носят название вибрионов;

- бактерии извилистой формы называют спириллами.

Ø Деятельность учителя

Далее останавливается на обсуждении вопроса питания бактерий: “Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, например сине-зеленые, или цианобактерии, способны создавать органические вещества из неорганических”.

Предлагает учащимся, пользуясь учебным пособием, найти определение способов питания бактерий.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях следующие определения: гетеротрофы, сапротрофы, паразиты.

Ø Деятельность учителя

Определяя значение бактерий в природе и жизни человека, может зачитать следующую наводящую информацию.

  1. Роберт Кох обнаружил бактерию, вызывающую у человека заболевание туберкулезом.
  2. Количество молочнокислых бактерий брожения в йогурте и кефире составляет не менее 107 КОЕ/г. Они сквашивают капусту и огурцы.
  3. Ученые установили, что процесс разложения растительных остатков (гниение) осуществляется бактериями.

Демонстрирует слайды № 6 и № 7.

Ø Деятельность учащихся

Слушают информацию, которую зачитывает учитель, и пытаются ответить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Предлагает посчитать, сколько бактериальных клеток образуется из одной за 10 часов, если известно, что бактерии делятся каждые 20 минут.

Ø Деятельность учащихся

Решают задачу.

Предполагаемый правильный ответ: Из одной клетки, культивируемой в хорошей питательной среде, через 10 часов образуется 1 млрд потомков.

Ø Деятельность учителя

Предлагает обсудить проблемный вопрос: “Болезнетворные бактерии очень разнообразны, легко и быстро размножаются в благоприятных условиях, быстро передаются. Почему же они не уничтожили всех людей? Известно, что в средние века вымирали целые города. Предложите ваши версии”.

Ø Деятельность учащихся

Выдвигают гипотезы.

Предполагаемые правильные ответы:

Люди с ними борются.

Бактерии гибнут во внешней среде.

У людей разная восприимчивость к заболеваниям (иммунитет).

У людей много средств защиты — кожа, слезы, слюна, кисла среда в желудке.

Бактерии борются друг с другом за существование.

Ø Деятельность учителя

Предлагает ответить на вопрос: “Как вы думаете, почему в болотах затонувшие предметы почти не подвергаются гниению?”.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемый правильный ответ: Нет доступа кислорода. Сфагновые мхи выделяют гуминовые кислоты, обладающие бактерицидными свойствами, т. е. убивают бактерии, и гниение не происходит.

Ø Деятельность учителя

Предлагает закончить предложение:

  1. Если молоко прокисло, значит, в нем поселились ...
  2. В симбиозе с корнями некоторых растений живут ...
  3. По способу питания бактерии гниения относят к ...
  4. Санитарами Земли называют ...

Ø Деятельность учащихся

Устно выполняют задания.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Молочнокислые бактерии.
  2. Клубеньковые бактерии.
  3. Гетеротрофам.
  4. Бактерии гниения.
  5. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Подводит итоги урока. Вместе с учащимися обсуждает, что они узнали нового, как работали — т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, собственную активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ø Деятельность учащихся

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

— Сегодня я узнал ...

— Было интересно ...

— Было трудно ...

— Я понял, что ...

— Теперь я могу ...

— Я приобрел ...

— Я научился ...

— У меня получилось ...

— Я смог...

— Я попробую ...

— Меня удивило ...

— Мне захотелось ...

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 8 учебного пособия. Подготовить сообщения на следующие темы: “Производство кисломолочных продуктов”, “Клубеньковые бактерии”, “Почвенные бактерии и бактерии гниения”, “Бактерии в кишечнике человека”, “Болезнетворные бактерии”.

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание, готовят дома сообщения.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.