Строение и функции головного мозга (продолговатый и задний мозг) - НЕРВНАЯ СИСТЕМА - 9 класс

Група в ViberГрупа в Facebook

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Строение и функции головного мозга (продолговатый и задний мозг) - НЕРВНАЯ СИСТЕМА - 9 класс

Цели урока:

обучающая: изучить строение и функции продолговатого мозга, моста и мозжечка; сформировать навыки проведения простейшего опыта по выявлению функций продолговатого мозга и мозжечка;

развивающая: развивать умение использовать различные источники для получения знаний; сравнивать и обобщать знания;

воспитательная: создавать условия для формирования негативного отношения к употреблению алкоголя; навыков здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: практический, частично-поисковый.

Опорные термины, понятия: продолговатый мозг, задний мозг мост, мозжечок.

Материалы и оборудование: таблицы по анатомии, физиологии и гигиене, модель и муляжи головного мозга, электронное средство обучения “Человек и его здоровье”.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— характеризовать роль головного мозга в жизнедеятельности организма, строение и функции продолговатого и заднего мозга человека;

— распознавать мост и мозжечок заднего мозга.

  1. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

Объясняет задание 1 (для всех).

Даны структурные компоненты спинного мозга: 1 — белое вещество; 2 — серое вещество; 3 — задние корешки нервов; 4 — передние корешки нервов. Отнесите к ним перечисленные ниже структуры и функции.

А — чувствительные нейроны, Б — проводящие пути; В — двигательные нейроны, Г — тела нейронов; Д — контакт чувствительных и двигательных нейронов; Е — передача импульса к мышцам; Ж — передача импульса от рецептора в мозг; 3 — передача импульса “вверх” и “вниз”; И — проводниковая функция; К — рефлекторная функция.

Объясняет задание 2 (для тех, кто выполнил раньше всех предыдущее задание).

Прочитайте перечень частей нервной системы. А — двигательные нейроны; Б — чувствительные нейроны; В — передний корешок спинномозгового нерва; Г — задний корешок спинномозгового нерва; Д — спинной мозг.

Определите и запишите в виде кода, при поражении каких нейронов и частей нервной системы человека возникают следующие нарушения движения: 1) нога двигается, но не чувствует боли; 2) нога не двигается, но чувствует раздражение, боль; 3) нога лишилась чувствительности и парализована; 4) потеря чувствительности и полный паралич тела ниже поясницы.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют задания.

Предполагаемые правильные ответы к заданию 1: 1) Б, 3, И; 2) Г, Д, К; 3) А, Ж, И; 4) В, Е, И.

Предполагаемые правильные ответы к заданию 2: 1) Б, Г; 2) А, В; 3) А, Б, В, Г; 4) Д.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Сообщает цели и задачи урока. Знакомит с основными вопросами, которые будут решаться на уроке.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Рассматривает с учащимися следующие вопросы: сравнительный анализ муляжей головного мозга хордовых животных, нахождение сходства и различий в строении головного мозга разных классов животных. Выясняет роль головного мозга в жизнедеятельности организма.

Дает задания:

— прочитать материал “Головной мозг” § 10 учебного пособия;

— определить, где расположен головной мозг, каковы его отделы;

— найти отделы головного мозга на модели и таблицах, на рисунке электронного средства.

Рассказывает об особенностях строения продолговатого мозга (местоположение, размеры, распределение серого и белого вещества).

Ø Деятельность учащихся

Вспоминают все, что помнят, об особенностях строения головного мозга у животных разных классов. Записывают названия отделов головного мозга в рабочих тетрадях.

Ø Деятельность учителя

Дает задание: выявить в ходе экспериментальной работы некоторые функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете? (Убеждаются, что при отсутствии раздражителя сделать глотательное движение невозможно.)

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха, понаблюдайте за своим состоянием. (Убеждаются, что следующий вдох непроизвольно задерживается.) Делает заключение: “В ходе эксперимента мы выяснили, какие жизненно важные функции осуществляет продолговатый мозг. Однако это только некоторые из них”.

Ø Деятельность учащихся

Проделывают предложенные опыты.

Ø Деятельность учителя

Предлагает прочитать материал “Продолговатый мозг” (§ 10 учебного пособия), текст электронного средства, выяснить функции продолговатого мозга.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях формулировки новых понятий: ядра, центры.

Ø Деятельность учителя

Предлагает поработать с рисунком 12 (§ 10 учебного пособия). Просит определить, что входит в понятие “задний мозг”, и найти мост и мозжечок на рисунке электронного средства и модели головного мозга.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в тетрадях: “Задний мозг состоит из моста и мозжечка”.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся распределиться по парам и изучить строение и функции моста и мозжечка.

Ø Деятельность учащихся

Работают в парах. Один учащийся изучает строение и функции моста, второй — мозжечка, затем идет взаимное обучение в паре.

Ø Деятельность учителя

Дает задание: выявить в ходе экспериментальной работы некоторые функций мозжечка.

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сожмите в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает руку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Ø Деятельность учащихся

Под руководством учителя проделывают эксперимент.

Ø Деятельность учителя

Задает вопросы. При осуществлении пальценосовой пробы участвуют около 30 мышц, последовательно сгибаясь и разгибаясь, однако движение идет плавно, почему? Из уроков физики вам известно, что неожиданно отпущенная рука в силу инерции должна была ударить в плечо, почему этого не произошло?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

Предполагаемый правильный ответ: Мозжечок управляет точными согласованными движениями и сохранением равновесия.

Ø Деятельность учителя

Рассказывает о влиянии алкоголя на мозжечок.

Ø Деятельность учащихся

Слушают рассказ учителя.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся заполнить таблицу и сравнить отделы по строению и функциям.

Отделы головного мозга

Строение

Функции

Продолговатый



Мост



Мозжечок



Ø Деятельность учащихся

Заполняют таблицу.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. В чем вы увидели сходство в строении всех отделов?
  2. Чем отличается строение мозжечка от строения продолговатого мозга и моста?
  3. Какая функция отсутствует у мозжечка, но есть у продолговатого мозга и моста?
  4. Какую общую функцию выполняют спинной и продолговатый мозг?
  5. Почему маленьким детям нельзя давать для игры мелкие предметы?
  6. У больного, страдающего гипертонией, нарушилась координация движений. При этом его умственные способности не пострадали. Нарушение функций какого отдела головного мозга привело к такому результату?
  7. Почему нетрезвые водители часто являются причиной ДТП?
  8. У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающийся рвотой. Родители обратились к врачу с подозрением на пищевое направление. А после обследования больного врач диагностировал респираторное заболевание. Почему сильный кашель у ребенка часто сопровождается рвотой?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Имеется серое и белое вещество.
  2. У мозжечка есть полушария и червь, полушария покрыты корой.
  3. В отличие от мозжечка у продолговатого мозга и моста есть проводниковая функция.
  4. Рефлекторную.
  5. Дети могут проглотить мелкие предметы, так как глотание является безусловным рефлексом и его центры расположены в продолговатом мозге.
  6. Мозжечка.
  7. Алкоголь в первую очередь действует на мозжечок, при этом утрачивается плавность и координация движений.
  8. Центры кашля и рвоты расположены в продолговатом мозге близко друг к другу.
  9. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся подумать и ответить на вопросы:

— Что я узнал сегодня на уроке о своем организме?

— Как эти знания могут помочь мне сберечь собственное здоровье?

— Употребление алкоголя даже в малых дозах опасно, так как ...

— Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующее задание. Изучить материал § 10 учебного пособия, с. 31—32.

Творческие задания (по желанию):

— Составить диалог мозжечка и продолговатого мозга.

— Разработать игру “Детектор лжи” для мозжечка или продолговатого мозга.

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.