Методы изучения живых организмов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Методы изучения живых организмов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п.— осуществлять исследовательскую деятельность; л. — формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: знать основные методы изучения природы; научиться работать по плану (постановка цели, выбор метода исследования, проведение исследования, получение результатов, объяснение полученных результатов).

Оборудование: учебник, мяч.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

У природы много тайн, и одну из них мы с вами пытались разгадать на прошлом уроке. Это тайна живых существ.

— Что называется живым?

— Какие признаки имеют живые организмы?

— Какова роль обмена веществ в жизни организмов?

— Докажите, что растение — живой организм.

(Игра. Ведущий бросает мяч участникам и называет признаки. Если они характеризуют живой объект, мяч нужно поймать, если неживой, не ловить. Начинает учитель. Нужно постараться, чтобы каждый ученик поучаствовал в игре. Так как игра достаточно подвижная, на данном уроке физкультминутку можно не проводить.)

III. Работа по теме урока

(Учитель рассказывает о методах и этапах изучения природы. В ходе рассказа учитель записывает основные методы на доске, а ученики — в тетрадях. Для наглядности записи ведутся столбиком.)

Мыс вами уже знаем, что человек связан с окружающей его природой, его жизнь зависит от природы. Поэтому человеку необходимо знать природные объекты и явления, т. е. нужно изучать природу. Изучая живую и неживую природу, люди применяют одни и те же методы. Самый простой и самый древний метод — наблюдение. Человек смотрит, слушает, стараясь не вмешиваться. Свои наблюдения записывает в специальный блокнот или тетрадь.

(На доске учитель записывает слова “наблюдение”, “описание”.)

При наблюдении можно проводить измерения времени, размеров, веса, количества.

(На доске учитель записывает слово “измерение”.)

Если при наблюдении человек не вмешивается во все происходящее, то при эксперименте без этого не обойтись. При проведении эксперимента исследователь работает по плану: ставится цель эксперимента, затем происходит выбор метода исследования, проводится исследование и объяснение полученных результатов. Весь эксперимент обязательно описывается.

(На доске учитель записывает слова “эксперимент”, “опыт”.)

Ученый провел наблюдение, поставил опыт, получил результаты, а следующим этапом может быть предположение о том, как может меняться наблюдаемый процесс в течение времени. Ученый делает прогнозы, может создать модель. Например, самолет — модель птицы, пруд — модель озера, робот — модель человека. Модель можно изучать. А метод мы назовем моделированием.

(На доске учитель записывает слово “моделирование”.)

— Как вы думаете, какие из названных методов изучения природы можно применять в природе и в лаборатории? (Ответы детей.)

(На доске и в тетрадях вторым столбиком записываются слова “природа”, “лаборатория”. Далее ученики стрелочками соединяют слова из разных столбиков, работа сопровождается рассуждениями. Вывод: все методы можно применять как в природе, так и в лаборатории. В итоге получается схема, помогающая запомнить методы и области их применения.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель просит учеников выбрать объект, провести наблюдения и описать их. Объектом могут быть ученики класса, занятые работой, или прохожий за окном. Можно дать наблюдению интересное название. Ученики должны соблюдать правила проведения наблюдения. Время работы — 4 мин. Далее ученики зачитывают свои наблюдения.)

Домашнее задание

1.Прочитать § 3, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Если классное наблюдение требует доработки, его нужно сделать дома.

3.Принести салфетку, две монеты разного размера, пипетку, стаканчик для воды, лист бумаги.

Дополнительный материал

Основные методы биологии

Наблюдение и описание фактов и явлений (описательный метод). Метод наблюдения дает возможность анализировать и описывать биологические явления. На данном методе основывается описательный метод. Для того чтобы выяснить сущность явления, необходимо прежде всего собрать и описать фактический материал. Например, с помощью метода наблюдения можно изучить сезонные изменения в живой природе. Наблюдение — изучение объектов живой природы в естественных условиях существования. Это непосредственное наблюдение за поведением, расселением, размножением растений и животных в природе. Для этих

целей используются как традиционные средства полевых исследований (бинокль, видеокамеры), так и сложное лабораторное оборудование (микроскоп, биохимический анализатор, разнообразная измерительная техника).

Сравнение, дающее возможность установить сходство и различие между разными биологическими структурами и явлениями (сравнительный метод). Сравнительный (исторический) метод выявляет эволюционные преобразования биологических видов и их сообществ. Сопоставляют анатомическое строение, химический состав, структуру генов и другие признаки у организмов разного уровня сложности. При этом исследуются не только ныне живущие организмы, но и давно вымершие, сохранившиеся в виде окаменелых останков в палеонтологической летописи.

Эксперимент (от лат. Experimentum — испытание), в ходе которого биологические объекты и процессы изучаются в искусственно созданных, точно контролируемых условиях (экспериментальный метод). Экспериментальный метод связан с целенаправленным созданием системы, помогает исследовать свойства и явления живой природы. Экспериментальный метод (опыт) — исследование живых объектов в условиях экстремального действия факторов среды: измененной температуры, освещенности или влажности, повышенной нагрузки, токсичности или радиоактивности, измененного режима или места развития (удаление или пересадка генов, клеток, органов п т. д.). Экспериментальный метод позволяет выявить скрытые свойства, пределы адаптивных (приспособительных) возможностей живых систем, степень их гибкости, надежности, изменчивости.

Моделирование — построение и изучение моделей (схем, графиков, описаний) процессов и явлений, которое стало все шире применяться с развитием компьютерных технологий. С помощью метода моделирования изучается какое-либо явление через его модель.

Темы для наблюдений

1.Развитие внимания: “Иду домой, смотрю под ноги и вижу...”; наблюдение за человеком, который ест, пишет, работает; наблюдение за движением облака; наблюдение за ветром, который дует по поверхности земли.

2.Наблюдение с закрытыми глазами: “Звуки города”, “Запахи”, “Пробую медленно есть с закрытыми глазами и чувствовать пищу”.