Признаки живых организмов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Признаки живых организмов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесберсжения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р.

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — анализировать, классифицировать, сравнивать факты и явления; л. — формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формировать навыки, способствующие применению биологических знаний в современном мире.

Планируемые результаты: научиться сравнивать проявление свойств живого и неживого; называть свойства живых организмов; рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы и их функции.

Оборудование: учебник, плакат с ячейками, магниты.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проводится в формате игры “Радиопередача”. Такая форма поможет ученикам развивать артистизм и коммуникативные навыки. Отвечающие — журналисты, остальные ученики — радиослушатели, учитель - ведущий.)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами замечательные гости. Они совершили путешествия на машине времени на тысячи лет назад, в глубокую древность. Первый наш гость побывал у первобытных охотников. Он расскажет нам о том, как они выглядят, чем занимаются, какое значение играет природа в их жизни.

(Рассказ первого ученика. Учитель может задавать вопросы, комментировать, помогая выстраивать ответ ученика и поддерживая формат игры.)

Следующий наш гость забрался на машине времени еще дальше и наблюдал жизнь древних собирателей. Давайте послушаем его рассказ. Может быть, нам удастся узнать, чем угощали нашего друга, и где ему пришлось ночевать.

(Рассказ второго ученика.)

Все рассказчики сообщали нам о значении природы в жизни древнего человека, а теперь прошу вас рассказать о взаимоотношении современного человека и природы.

(Рассказ третьего ученика. Учитель при необходимости задает вопросы. Важно, чтобы все опорные понятия были раскрыты (биология, семья биологических наук). Затем учитель благодарит за участие в игре, за хорошую работу, выставляет оценки за ответы.)

III. Работа по теме урока

1.Изучение свойств живого

— А что это значит — быть живым? По каким признакам мы можем определить, принадлежит объект к живой или к неживой природе?

— Ответить правильно поможем себе сами, ведь мы с вами живые организмы!

(Ученики называют признаки живых организмов. Этот этап можно совместить с физкультминуткой, поэтому лучше попросить учеников встать. Дыхание — все дышат глубоко и шумно. Движение — все двигают руками и ногами. Рост — все сгибают тело и пытаются достать руками до пола, а затем выпрямляются в полный рост. Развитие — каждый изображает изменяющуюся фигуру. Раздражимость — учитель командует: “Закрыть глаза” — ученики закрывают, просит произнести слово “биология” — говорят, т. е. реагируют. Ученики не смогут назвать все признаки, поэтому учитель помогает им, а затем просит открыть учебник на с. 9 и, рассмотрев рисунки, найти тс признаки, которые были пропущены.)

— Молодцы, ребята. Посмотрите, что у меня в руках.

(Учитель показывает лист бумаги.)

— Можно разорвать лист на части, стало много листков. Что это? Может, это признак живого — размножение? (Нет.)

— А теперь я отпускаю лист, и он начинает двигаться, он летит. Может, это признак живого — движение? (Нет)

— А теперь я его смяла, он изменился. Может, эго признак живого - развитие? (Нет.)

— Лист имеет некоторые признаки живого. Будет ли лист бумаги живым? Почему?

(Ученики пытаются объяснить. Учитель с помощью небольших подсказок и вопросов подводит их к выводу, о том, что у живых организмов есть сразу все признаки живого. Для усиления понимания отличия живых организмов от объектов неживой природы нужно ввести понятие орган.)

Обладая всеми признаками живого, организм ведет очень сложную жизнь, совершает много сложных действий. Рыбка живет в воде, плавает, питается. И для каждого действия какая-то часть ее тела пригодна больше, чем другая. Чтобы дышать, нужны жабры, чтобы плыть — плавники, чтобы видеть добычу — глаза. Часть организма с особым строением и особой! функцией — это орган. Все органы важны и нужны. И только все органы вместе образуют живой организм.

2.Игра

(Учитель заранее готовит плакат с ячейками. Количество ячеек равно количеству признаков живого организма (питание, дыхание, движение, рост, развитие, раздражимость, размножение, гибель). Сначала ячейки закрыты сверху листами бумаги, которые легко крепятся и легко снимаются, можно также использовать магниты. Учитель вызывает одного ученика и просит открыть один из признаков и назвать его. Остальные приводят примеры, характеризующие этот признак. Например: движение - птица летит, рост — маленькое растение становится большим, размножение — у кошки и кота пять котят.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

•Живые организмы имеют признаки, отличающие их от объектов неживой природы: питание, дыхание, движение, рост, развитие, раздражимость, размножение.

• У живых организмов есть сразу все признаки живого.

•Орган — это часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением. Все органы вместе образуют живой организм.

Домашнее задание

Прочитать § 2, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.