Роль человека в биосфере. Способы решения экологических проблем - ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Роль человека в биосфере. Способы решения экологических проблем - ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение развитию критического мышления.

Формируемые УУД: к. — самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей; л. — формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты: научиться приводить примеры бережного отношения к растениям и животным.

Оборудование: учебник, проектор, экран (при использовании детьми электронных презентаций), листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

1.Слово учителя

В природе все взаимосвязано. Вчера срубили лес, а завтра вес реки и озера пересохли. Сегодня перебили всех ворон, а завтра крысы наступают на города. Сегодня новая труба поднялась над городом, а завтра нельзя дышать без противогаза. Человеку всегда кажется, что природа бесконечно богата и со всеми проблемами справится сама. Но приходит день, когда без умного, доброго вмешательства человека уже не обойтись. И тогда человек должен спасти природу, может быть, даже и от самого себя.

Сегодня на уроке мы прослушаем подготовленные ребятами сообщения об исчезнувших и исчезающих животных и растениях. Поговорим о причинах их исчезновения. Попытаемся определить роль человека в этом процессе, предложить способы спасения тех, кого можно еще сохранить.

2.Сообщения учеников

(Сообщения сопровождаются компьютерными презентациями. Далее физкультминутка. Любое упражнение (см. приложение 2) по выбору учителя.)

3.Беседа

— Какие же причины вымирания животных и растений мы можем назвать?

— Виновен ли человек в этом?

Человек принял решение поправить сложившуюся ситуацию. Около ста лет тому назад был организован первый заповедник — это особо охраняемая природная территория для сохранения дикой природы нашей Родины. Сегодня в нашей стране насчитывается более 140 заповедников. А по всему миру их в десятки раз больше. На территории заповедника запрещена любая деятельность человека. А национальные парки можно посещать, предварительно получив разрешение. И гулять там можно по специально оборудованным тропам — экологическим маршрутам.

4.Творческая работа

(Работа в парах. Изготовление листовок, пропагандирующих защиту редких растений и животных.)

Требования к листовкам и рекомендации по их изготовлению

1.Листовка должна соответствовать теме защиты и охраны растений и животных.

2.Листовка должна содержать информацию о растении или животном.

3.Листовка должна привлекать внимание, т. е. должна быть красочной.

4.Листовка может содержать знаки или слова запрета.

5.Листовка может содержать рекомендации по обращению с растениями или животными.

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Выставка листовок. Можно разделить работы по принципу “Запрет — рекомендация” или “Животные — растения”.)

Домашнее задание

1.Прочитать § 27, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Провести дома разъяснительную работу о необходимости беречь живую природу; попросить родителей изготовить свою листовку, пропагандирующую защиту исчезающих растений и животных.