Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: коммуникативные (к.) — слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные (р.) — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; познавательные (п.) — выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; личностные (л.) — формировать знание основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

Планируемые результаты: понимать значение природы в жизни человека; знать определения науки биология, биологических наук; научиться составлять сравнительный рассказ о древних и современных людях; называть задачи, стоящие перед учеными- биологами; называть основные принципы и правила отношения к живой природе.

Оборудование: учебник (Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана-Граф), полоска бумаги с написанными разным цветом частями слова “биология”, магнитная или интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

(Знакомство. Учитель представляется ученикам и для создания дружеской атмосферы может рассказать о своих увлечениях.

Затем учитель просит представиться всех учеников, называя свои увлечения короткими предложениями.)

II. Работа по теме урока

1.Слово учителя

(Учитель рассказывает о кабинете для занятий: о растениях, наглядных пособиях, правилах поведения на уроке и перемене.)

Друзья, посмотрите, как много растений в кабинете. У каждого их них своя история. Вот это растение кабинету подарили выпускники школы, когда были такими же пятиклассниками, как вы. Оно вместе с ними росло и становилось умнее. Если бы оно могло говорить, вероятно, рассказало бы нам много интересного. А это растение мы подобрали на улице поздней осенью. Оно почти замерзло. Мы ухаживали за ним, лечили, и теперь оно радует нас своими цветами.

(Обязательно нужно сказать о режиме проветривания и уборки кабинета.)

Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе человеческого организма.

(После этого учитель перечисляет то, что ученики должны иметь на уроках: учебник, рабочую тетрадь, карандаши, дневник. Тетрадь и учебник необходимо обернуть обложкой. Затем проводится небольшая физкультминутка, в ходе которой можно проверить готовность учеников к уроку.)

— Встаньте, возьмите в руки учебник и поднимите его высоко над головой, вытяните шею и посмотрите на учебник. Положите его на стол.

— Возьмите в руки тетрадь, держите ее на вытянутых руках перед собой и присядьте пять раз. Положите тетрадь на парту.

— Крепко обнимите дневник и немного попрыгайте.

— А теперь возьмите ручки и карандаши в разные руки, вытянутые в разные стороны, и двигайте их, скрещивая перед собой. Такое движение выполните пять раз.

— Сядьте за парты, закройте глаза, выровняйте дыхание и сосчитайте до семи.

2.Беседа, работа по учебнику

Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на людей современных. Внешний вид, поведение, ежедневные занятия — все отличало его от нас с вами. В суровых условиях жили те люди: холод или жара, часто голод, ядовитые растения, нападение

страшных животных, болезни, темнота, неизвестность. Природа устрашала человека, но в то же время кормила его и одевала, закаляла и давала новые полезные знания.

— Откройте учебник на с. 5, рассмотрите рис. 1 и сравните людей, изображенных на двух рисунках, между собой и с человеком современным.

(Ученики поднимают руки и высказываются, а учитель, в случае необходимости, наводящими вопросами обращает внимание детей на строение головы и тела, одежду, занятия, оружие и орудия. Ученики составляют короткие сравнительные рассказы.)

— Итак, мы видим, что древние люди отличаются от нас с вами. А можем ли мы определить, кто ближе к природе: древние или современные люди? Почему вы так считаете? (Ответы детей.)

3.Игра

(Учитель называет признаки и действия. Если он говорит о современных людях, руку поднимают девочки, если о древних людях — мальчики.)

•Одеваются в шкуры животных (древние люди).

•Ездят на поезде (современные люди).

•Охотятся при помощи копья (древние люди).

•Сушат варежки на теплых печках (современные люди).

•Собирают ягоды (древние люди и современные люди).

•Жгут костры и мусорят (современные люди).

•Живут в пещерах (древние люди).

•Приручили собаку и лошадь (древние люди).

•Сажают сады и леса (современные люди).

•Ловят рыбу (древние люди и современные люди).

•Внешне похожи на обезьян (древние люди).

Молодцы! Вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи как древним, так и современным людям. Это нас сближает. Древние люди — наши далекие предки. Обнаруживая разные находки и совершая открытия, человек всегда учился, приспосабливался, копил знания. Постепенно все знания превращались в науки. Науки помогают нам жить комфортнее, проще, но мы все равно остаемся частью природы. А чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить. На уроках биологии мы с вами и будем изучать природу.

4.Составление схемы

— Вслушайтесь в слово “биология”. Оно произошло от греческих слов биос“жизнь” и логос — “учение”. Значит, биология — это... (наука о природе).

(Для наглядности во время беседы можно прикрепить на магнитную доску полоску бумаги с написанными разным цветом частями слова “биология” или вывести это слово на интерактивной доске.)

— Запишите слово “биология” в тетрадях.

Но биология имеет целую “семью” биологических наук. Давайте с ними немного познакомимся.

(Учитель записывает названия биологических наук, обращает внимание учеников на грамматику написания и рассказывает о том, что изучает каждая наука. На доске и в тетрадях появляется схема.)

БИОЛОГИЯ

Зоология Ботаника Микология Микробиология Экология

(Далее учитель просит под каждым названием нарисовать какой-нибудь объект, характеризующий данную науку. Например: зоология — рыбка, ботаника — растение, микология — гриб и т. д.)

III.Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

•Человек — часть природы.

•Человек с древних времен и до сегодняшнего дня познает окружающий его мир, природу.

•Человек создал науки.

•Чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить.

•Наука о живой природе — биология.

•Биология имеет целую семью биологических наук.

Домашнее задание

1.Прочитать § 1, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.

2.По рисункам параграфа составить рассказ на тему “Природа и человек”.