Природные сообщества - ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Природные сообщества - ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р.— самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. - анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; л. — формировать личностные представления о ценности природы.

Планируемые результаты: знать понятия пищевая цепь, природное сообщество, звенья пищевой цепи', научиться называть элементы круговорота веществ.

Оборудование: учебник; карточки для индивидуального опроса; рисунки, выполненные учениками дома; проектор; экран; магнитная доска; магнитные стрелки; картинки (растение, кузнечик, птица, микробы).

Предварительная подготовка к уроку: учитель заранее выводит на экран изображение пищевых цепочек.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Шесть человек получают карточки с заданиями. Лучше отсадить этих учеников на первые или на последние парты.)

Карточка 1

— Заполните пустые графы таблицы.

Живой организм

Фактор

Приспособление

Ласточка


Перелет в теплые страны


Поедание другими животными

Защитная окраска

Насекомое палочник


Замирает и становится похожим на веточку

Ящерица

Высокая температура среды


Карточка 2

— Заполните пустые графы таблицы.

Живой организм

Фактор

Приспособление

Оса


Жало

Дерево

Низкая температура



Приспособление к опылению

Яркие пахучие цветы


Отсутствие пищи

Спячка

Карточка 3

— Закончите предложения.

1)Для растений важным фактором является...

2)Для растений важны и факторы живой природы, например...

3)На жизнь животных оказывают сильное влияние такие факторы неживой природы, как...

4)Влияют на них и факторы живой природы: ...

(Остальные ученики устно отвечают на вопросы.)

— Расскажите о влиянии среды на организм.

— Расскажите о приспособленности организмов к среде обитания.

(Ярмарка рисунков. Ученики тихо перемещаются по классу, показывают свои рисунки и рассматривают чужие, задают вопросы. Нужно обменять свой рисунок на другой понравившийся. Для большей мобильности и тишины можно задать направление и время. Например, ученики первого ряда 2 мин общаются с учениками второго ряда, потом ученики второго ряда — с учениками третьего ряда, а ученики третьего ряда — с учениками первого ряда. Так, в ходе этой работы ученики постоянно двигаются, физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)

III. Работа по теме урока

— Что такое круговорот воды в природе? Кто сможет нам напомнить, как он происходит?

Но не только вода совершает круговороты. Все вещества на Земле постоянно перемещаются. Часто в этом им помогают живые организмы. Как же это происходит?

(По ходу рассказа учитель выстраивает на магнитной доске пищевую цепь при помощи стрелок и картинок: растение — > кузнечик — > птица — > микробы. Углекислый газ можно изобразить в виде химической формулы углекислый газ, вырезав из бумаги, прикрепить на указку и показывать круговорот углекислого газа, перемещая его с объекта на объект.)

Живой организм выдыхает углекислый газ, а растения этот газ превращают в целлюлозу, из которой строят свое тело. Растение съедает травоядное животное, и вещество, которое было углекислым газом, попадает в его тело. Затем эго вещество перемещается в тело хищника, если он съедает травоядного, а затем — в тело микроорганизмов, после гибели хищника. А микробы просто выделяют это вещество в атмосферу, откуда его вновь улавливает растение. И это есть круговорот вещества, а цепь организмов,

поедающих друг друга, называют пищевой цепью. Живые организмы, тесно связанные между собой пищевой цепью и обитающие на одной территории с определенными условиями, называют природным сообществом.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель открывает на экране пищевые цепочки, а ученики определяют, в каких сообществах их можно наблюдать.)

Водоросль — > улитка — ” щука. (Водоем.)

Трава — > кузнечик — > лягушка — > уж. (Луг.)

Кактус — > травоядное — ” насекомое — > хищное насекомое — > ящерица. (Пустыня.)

Олений мох — > олень — > полярный волк. (Тундра.)

Домашнее задание

1.Прочитать § 20, пересказать, особое внимание обратить на заучивание выделенных слов.

2.Составить пищевую цепь и назвать природное сообщество.