Обобщение и систематизация знаний по теме Многообразие живых организмов - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Обобщение и систематизация знаний по теме Многообразие живых организмов - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тип урока: урок развивающего контроля.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — применять полученные знания; л. - формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.

Планируемые результаты: научиться оценивать свои достижения.

Оборудование: учебник, короны с названиями царств живой природы, карточки с изображениями представителей царств живой природы или их характеристиками, поделки с прошлых уроков.

Предварительная подготовка к уроку: пятерых учеников учитель назначает организаторами игры, за каждым из них закрепляет одну группу живых организмов (царства Растения, Животные, Грибы, Бактерии и Вирусы) и просит подготовить ряд вопросов и заданий. Это могут быть загадки, простые кроссворды, рисунки без подписей. Для подбора заданий нужно использовать материал учебника, задания рубрики “Подведем итоги”, но ученики обязательно должны проявить творческий подход и, конечно же, свои собственные знания. За несколько дней до урока ученики показывают задания учителю, чтобы тот проверил их и внес необходимые поправки. В разных местах класса ставят пять столов, около каждого — по четыре стула для участников и стол организатора. На доске, на стенах кабинета, на полках размещаются поделки учеников.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, друзья! И вновь вы видите, что наш учебный кабинет изменился — мы находимся в настоящем музее, экспонаты которого создали вы сами на уроках по изучению многообразных форм живых организмов. И наш урок, конечно же, будет необычным.

II. Работа по теме урока

— Давайте вспомним знакомую нам игру и вновь попробуем побыть в роли ученых-систематиков.

(Пять учеников в коронах с названиями групп живой природы встают в разных местах класса (рядом с расставленными столами) так, чтобы их все хорошо видели. Всем остальным ученикам учитель раздает карточки, на которых либо изображен какой-то представитель живой природы, либо дана его характеристика. Дети должны догадаться, к какой группе относится этот объект, и подойти к человеку в соответствующей короне.)

Карточки

Вирусы

1) Самые мелкие обитатели нашей планеты.

2) Вызывают болезни: оспу, корь, грипп.

3) Рисунок: вирус бактериофаг.

4) Рисунок: листья табака, пораженные вирусом табачной мозаики.

Царство Бактерии

1) Могут иметь округлую форму, форму палочек и запятой.

2) В клетке нет ядра — прокариоты.

3) Помогают получить простоквашу, сметану, квашеную капусту.

4) Помогают растениям усваивать азот из почвы.

Царство Растения

1) Рисунок: мох, папоротник, хвойные, цветковые.

2) Всех вместе их называют флорой.

3) Осуществляют фотосинтез.

4) Их тело называют слоевищем.

Царство Животные

1) Активно передвигаются.

2) От них человек получает яйца, мед, молоко.

3) Питаются готовыми питательными веществами.

4) Участвуют в образовании мела и известняка.

Царство Грибы

1) Среди них встречаются одноклеточные и многоклеточные.

2) Их тело состоит из гифов и плодового тела.

3) Образуют симбиоз с растениями — микоризу.

4) Рисунок: плесневые грибы мукор и пеницилл.

(После сбора по царствам учитель проверяет правильность, хвалит учеников. Если есть ошибки, просит объяснить ученика, почему он выбрал это царство. Помогает ему понять ошибку. Затем организаторы занимают свои места около отдельно поставленных столов и приглашают представителей своих царств сесть вокруг стола. Организаторы дают членам группы заранее подготовленные задания. Ученики по очереди, соблюдая возможную тишину, отвечают. Через некоторое время (оно определяется делением на пять оставшегося времени ог основной части урока) учитель просит учеников организованно перейти по часовой стрелке к другому организатору и выполнить его задания. Такие переходы происходят, пока все рабочие группы не побывают у всех организаторов.)

Примерные задания

1) Кто лишний...

2) Как питаются...

3) Какова роль в природе...

4) Каково значение в жизни человека...

5) Найдите и исправьте ошибку.

6) По каким признакам (рыбу и кошку) ученые относят к одному царству.

7) Рисунок без подписей, но все части обозначены цифрами. Назвать, что обозначает каждая цифра.

(Учитель постоянно следит за ходом урока, помогает, если возникают трудности, по возможности оценивает работу организаторов. Физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

Сегодня мы сумели за короткий урок вспомнить и повторить основные группы живых организмов. Вы хорошо поработали, молодцы. Особая похвала ученикам — организаторам, которые сегодня выполняли роль учителя. Всем спасибо!

Домашнее задание

Провести наблюдение “Сутки за моим окном” (что и как меняется за окном утром, днем, вечером, ночью), записать его в тетради.