Происхождение жизни и ее развитие

Биология 10 класс - поурочные разработки

Происхождение жизни и ее развитие

Цель урока:

· Обуч. Сформировать у учащихся систему знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем

· Развив. Развивать навыки по выявлению и обосновыванию значений для эволюции тех ароморфозов у микроорганизмов, растений и животных, которые возникли в этот период.

· Воспит. Убедить учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.


Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.

Карточка № 36 стр. 26.

Карточка № 39 стр. 27.

Карточка № 42 стр. 28.


Основная часть (новый материал).

Эта проблема издавна интересовала человека. Было высказано большое количество гипотез о происхождении жизни на нашей планете.

1. Жизнь на Земле создана Богом.

2. Жизнь на Землю занесена извне (например с других планет).

3. Живое на планете неоднократно самозарождалось из неживого.

4. Жизнь возникла в определенный период развития Земли как следствия биохимической эволюции (гипотеза А. И. Опарина).

5. Жизнь существовала всегда.


Архейская, протерозойская и палеозойская эры.

Согласно эволюционной гипотезе А. И. Опарина, наиболее примитивные формы жизни возникли в воде. Но этому предшествовал гигантский по времени период формирования и развития нашей планеты.

Земля - атомарное газовое облако.

Земля - раскаленное уплотненное тело (более 1000 Градусов).

Охлаждение планеты.

Ливневые дожди.

Возникновение водоемов.

В воде в большом количестве растворены неорганические вещества. Поверхность Земли ещё не совсем остыла и была излишне накалена. Активно действовали вулканы, выбрасывая на поверхность большое количество органических веществ. Эти вещества включаются в различные процессы происходящие на планете. Продолжались ливневые дожди с грозами. Следовательно атмосфера была насыщена электричеством. Планету ещё не защищал слой озона (он образуется из кислорода). Благодаря этому в водной среде происходит активный синтез органических веществ из неорганических. В воде образуются сгустки (коацерваты), а это ещё неживые существа.

· Появляются хемотрофные организмы (бактерии).

· Одноклеточные водоросли (способные к фотосинтезу).

· Накопление кислорода в атмосфере.

· В палеозойскую эру жизнь на планете достигает удивительного многообразия и обилия.

· Выход на сушу позвоночных.

· Наземную часть осваивают прогрессивные группы растений.


Растения

Животные

Голосеменные

пресмыкающиеся,

Папоротники, мхи.

насекомые


паукообразные


Псилофиты

древние земноводные.

Водоросли

кистеперые и другие рыбы


Ракообразные, моллюски


Кишечнополостные, черви


Мезозой.

Эпоха пресмыкающихся. Это не только расцвет рептилий, но и:

· 3авоевывание суши голосеменными растениями.

· Появление первых млекопитающих.

· Появление покрытосеменных растений.

· Появление первых птиц.

· Биологический прогресс и вымирание первых пресмыкающихся (динозавров).

Эволюционные приобретения пресмыкающихся:

· Плотная сухая кожа, покрытая щитками.

· Сложное строение легких.

· Внутреннее оплодотворение.

· Откладывается крупное яйцо с плотными покровами.

Все это позволяет им занять господствующее положение на Земле. В результате вымирания на Земле остаются только рептилии небольших размеров(ящерицы, змеи).


Кайнозойская эра:

· Господство покрытосеменных.

· Биологический прогресс насекомых.

· Расцвет птиц и млекопитающих.

· Появление приматов и человека.


Физминутка.


Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.

Самостоятельные работы учащихся по биологии.

Карточка № 45 стр. 29.

Карточка № 43 стр. 28.

Карточка № 33 стр. 25.


Итоговый контроль. Анализ урока.