Онтогенез человека - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Онтогенез человека - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Урок на тему “Онтогенез человека” проводится в форме семинара. Подготовка к уроку начинается заранее — за две недели до даты его проведения.

Учитель:

1) составляет рабочую программу семинара и представляет ее учащимся для ознакомления;

2) готовит презентацию по теме “Онтогенез человека”;

3) подбирает литературу для подготовки рефератов и сообщений;

4) ставит перед учащимися цели и задачи:

— внимательно и как можно более глубоко изучить выбранную проблему, используя дополнительную литературу;

— подготовить сообщение (реферат) по теории вопроса, проиллюстрировать его примерами (в виде презентации).

Учащиеся:

1) изучают рабочую программу семинара;

2) готовят рефераты и сообщения, используя рекомендованную учителем литературу;

3) помогают учителю в подготовке презентации по теме урока.

Рабочая программа семинара

  1. Периоды онтогенеза.
  2. Факторы, влияющие на развитие эмбриона.
  3. Влияние алкоголя на развитие плода человека.
  4. Влияние никотина на развитие плода человека.
  5. Влияние наркотиков на развитие плода человека.
  6. Рост и развитие ребенка.

Примерный список рекомендуемой литературы для подготовки рефератов и сообщений

  1. Алкоголизм — семейная болезнь. — М.: Изд-во “Опора”, 1999.
  2. Беременность и роды у женщин, употребляющих алкоголь. Фетальный алкогольный синдром: пособие для врачей. — М.: Изд-во РУДН, 2003. - С. 34.
  3. Гавалов, С. М. Критерии “табачного синдрома” у новорожденных / С. М. Гавалов, М. К. Соболева // Вопросы охраны материнства и детства. - 1991. - № 10. - С. 30-33.
  4. Гунько, Л. В. Влияние табакокурения на потомство родителей / Л. В. Гунько, К. Н. Ахмина // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2007. — № 4. — С. 84-90.
  5. Клиника интеллектуальных нарушений / сост. Л. К. Бусловская. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
  6. Олейник, А. Ю. Наркотики и беременность. Современные подходы к ведению и лечению наркозависимых женщин / А. Ю. Олейник, С. Н. Гайдуков // Русский биомедицинский журнал. — 2002. — № 5.
  7. Раут, Ч. П. Внутриутробные последствия злоупотребления наркотическими веществами. Наркология / Ч. II. Раут, А. Стефен, Б. Косовски; пер. с англ. — СПб.: БИНОМ; Невский Диалект, 2000. — С. 257-274.
  8. Фадеев, Р. А. Изучение взаимосвязи табакокурения родителей и распространенности зубочелюстных аномалий у детей / Р. А. Фадеев, Н. В. Зубкова, А. А. Золоков // Институт стоматологии. — 2007. — № 2. - С. 38.

Цели урока:

образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся об этапах индивидуального развития человека, основных стадиях эмбриогенеза; показать влияние вредных факторов(алкоголь, никотин, наркотики) на формирующийся организм;

развивающая: формировать навык систематизации информации из различных источников; закреплять умение работать в группах;

воспитательная: воспитывать ответственность за здоровье будущего поколения, готовить к осознанию новой социальной роли — роли матери и отца.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: урок-семинар.

Методы обучения: практический (самостоятельная работа), словесные.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Основные термины, понятия: онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация “Онтогенез человека”; таблицы; научно-популярные статьи с фотографиями и рисунками органов, измененных под влиянием негативных факторов, раздаточный материал (задания).

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

характеризовать закономерности индивидуального развития организмов;

обосновывать вредное влияние употребления алкоголя, наркотиков, никотина на наследственность человека;

овладеть навыками написания рефератов и сообщений, публичных выступлений.

  1. Подготовительный этап

Ø Деятельность учителя

Назначает ответственных, которые с учетом пожеланий одноклассников формируют рабочие группы (по 4-5 человек).

Группы должны быть примерно равны по силам и количественному составу; в работе должны принимать участие все учащиеся класса.

Ø Деятельность учащихся

Сформированные рабочие группы сами выбирают тему предстоящего выступления из числа предложенных учителем.

  1. Основной этап

Ø Деятельность учителя

Произносит вступительное слово, объявляет цели и задачи семинара, представляет рабочую программу. Организует фронтальную работу рабочих групп.

Задание для группы № 1

Для каждого критического периода укажите возможные патологические эффекты действия тератогенных факторов. Запишите букву (А—Д) в соответствующей строке.

Критический период

Срок эмбриогенеза

Возможные потологические эффекты действия тератогенных факторов

Дробление зиготы

1-6-е сутки


Имплантация

6-7-е сутки


Образование зародышевых листков

8-17-е сутки


Гистоорганогенез, образование плаценты

3-9-я неделя


Родоразрешение

38-40-я неделя


  1. Нарушение закладки органов и тканей (вызывает множественные или системные ВПР).

Б. Нарушение дифференцировки зародышевых листков — гаструляции (вызывает множественные врожденные пороки развития или гибель зародыша).

  1. Нехарактерное имплантирование (например, маточные трубы) или задержка имплантирования (приводит к гибели зародыша); предлежание плаценты (может вызвать осложнение родов).

Г. Отставание в росте, функциональные нарушения.

Д. Нарушение дробления (вызывает двойниковые пороки или гибель зародыша); нерасхождение хромосом при дроблении (приводит к хромосомному мозаицизму).

Задание для группы № 2

Из приведенного списка выберите процессы онтогенеза, относящиеся к эмбриональному и постэмбриональному периодам.

Периоды

Процессы

1. Эмбриональный

2. Постэмбриональный

а) полный метоморфоз;

б) достижение половой зрелости;

в) образование многоклеточного однослойного зародыша — бластулы;

г) интенсивный рост, изменение пропорций тела;

д) образование зиготы;

е) неполный метоморфоз;

ж) формирование многослойного зародыша — гаструлы;

з) участие в репродукции;

и) формирование органов и тканей;

к) стабильное функционирование в определенных условиях среды;

л) старение и естественная смерть

Отметьте в матрице выбранные ответы.

1

2



Задание для группы № 3

Заполните схему и укажите стадии онтогенеза и этапы развития организма на каждой стадии.

Ø Деятельность учащихся

Рабочие группы получают задания и выполняют их в течение 10 минут.

Ø Деятельность учителя

Читает отрывок из стихотворения Авиценны “Поэма о медицине”:

О детях, находящихся еще в утробе матери,

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснется,

Пусть мать питается не как придется,

А ест еду и влагу с пользой пьет,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

Ø Деятельность учащихся

Слушают стихотворение и обсуждают его.

Ø Деятельность учителя

Предлагает перечислить факторы, отрицательно влияющие на развитие зародыша, и представить их в виде схемы.

Ø Деятельность учащихся

Называют тератогенные факторы и составляют схему.

Ø Деятельность учителя

Предлагает представителям рабочих групп выступить с подготовленными сообщениями о влиянии алкоголя, никотина и наркотиков на развитие плода.

Ø Деятельность учащихся

Представители рабочих групп выступают с подготовленными сообщениями.

В сообщениях должен быть сделан акцент на то, что в настоящее время среди молодежи широко распространено употребление алкоголя, никотина, наркотиков. Зачастую молодое поколение не задумывается о том, что вредные привычки оказывают отрицательное воздействие не только на их здоровье, но и на здоровье будущего поколения.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся проанализировать примеры о вредном влиянии алкоголя, никотина и наркотиков из научно-популярной литературы.

Ø Деятельность учащихся

Анализируют примеры о вредном влиянии алкоголя, никотина и наркотиков.

  • Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности у 130 женщин и последующим развитием рожденных детей. Тринадцать женщин, т. е. 10 % от всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные напитки. В остальном условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим движения, врачебное наблюдение). Оказалось, что развитие всех детей, рожденных женщинами, употребляющими спиртные напитки, существенно отклонялось от нормального. Все дети имели меньший рост и вес при рождении, более слабое развитие конечностей; они медленнее росли, отставали в двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа алкогольного синдрома плода. Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить ни одного случая рождения вполне нормального ребенка женщиной, систематически употребляющей алкоголь.
  • Курение беременной женщины вызывает:

- спазм маточных сосудов с замедлением маточно-плацентарного кровотока, продолжающийся 20-30 минут после одной выкуренной сигареты;

- подавление дыхательных движений плода;

- появление в крови плода никотина и других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению ребенка с ее дефицитом;

- развитие легочной патологии как у новорожденного, так и у ребенка более старшего возраста;

- увеличение риска перинатальной смертности и синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде (когда ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает).

  • Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять-шесть минут. Но никто не знает, насколько от каждой сигареты, выкуренной беременной женщиной, сокращается жизнь ее будущего ребенка.
  • Прием наркотиков в период беременности приводит:

- к резкому возрастанию риска преждевременных родов, выкидыша, рождения мертвого плода;

- снижению веса новорожденного;

- задержке умственного развития ребенка;

- повышению риска развития синдрома внезапной смерти ребенка (при принятии опия повышается в двадцать раз).

Некоторые наркотики (опий и кокаин) наносят не только непосредственный вред развитию ребенка, но и косвенный: приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной раздражительности. Смертность новорожденных детей у женщин, принимающих наркотики, достигает 80 %.

Ø Деятельность учителя

Предлагает рассмотреть особенности роста и развития ребенка.

Ø Деятельность учащихся

Вместе с учителем рассматривают особенности роста и развития ребенка в отдельные возрастные периоды.

Рост и развитие детей идут постоянно, однако темпы роста и развития отличаются друг от друга. В одни возрастные периоды преобладает рост, в другие — развитие. Неравномерность темпов роста и развития, их волнообразность также определяют деление на возрастные периоды.

Так, до 1 года жизни у ребенка преобладает рост, а с 1 года до 3 лет — развитие. С 3 до 7 лет снова ускоряется темп роста, особенно в 6-7 лет, и замедляется темп развития; с 7 до 10-11 лет замедляется рост и ускоряется развитие. В период полового созревания (с 11-12 до 15 лет) рост и развитие резко ускоряются. Возрастные периоды ускорения роста (до 1 года, с 3 до 7 и с 11-12 до 15 лет) называют периодами вытягивания, а периоды некоторого замедления роста (с 1 до 3 лет и с 7 до 10-11 лет) — периодами округления.

Отдельные части тела растут и развиваются непропорционально, т. е. их относительные размеры изменяются. Например, размер головы с возрастом относительно уменьшается, а абсолютная и относительная длина рук и ног увеличивается. То же можно сказать и о внутренних органах.

Кроме того, в росте и развитии детей имеются также половые различия. Примерно до 10 лет мальчики и девочки растут почти одинаково. С 11-12 лет девочки растут быстрее. В период полового созревания у мальчиков (с 13-14 лет) темп роста увеличивается. В 14-15 лет рост мальчиков и девочек почти сравнивается, а с 15 лет мальчики вновь растут быстрее, и это преобладание роста у мужчин сохраняется на протяжении всей жизни. Потом темп роста замедляется и в основном заканчивается к 16-17 годам у девушек и к 18-19 — у юношей, однако замедленный рост продолжается до 22-25 лет.

Длина головы юношей составляет 12,5-13,5 %, туловища — 29,5-30,5 %, ноги — 53-54 %, руки — 45 % от общей длины тела. По темпу роста на первом месте стоит плечо, на втором — предплечье, медленнее растет кисть. Наибольшее увеличение длины туловища происходит примерно через год после наибольшего увеличения длины ног. В итоге длина тела взрослого человека больше по сравнению с длиной тела новорожденного приблизительно в 3,5 раза, высота головы — в два раза, длина туловища — в три раза, длина руки — в четыре раза, длина ноги — в пять раз.

Окружность грудной клетки с 7 лет больше у мальчиков, а с 12 лет — у девочек. К 13 годам она почти одинакова у обоих полов (у девочек немного больше), а с 14 лет окружность грудной клетки больше у мальчиков. Эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается. Ширина плеч у мальчиков с 6-7 лет начинает превышать ширину таза. Вообще говоря, ширина плеч у детей увеличивается ежегодно, особенно между 4-7 годами. Этот ежегодный прирост у мальчиков больше, чем у девочек.

Из-за расхождения темпов роста и развития нет строго пропорциональной зависимости между ростом и весом, но, как правило, в одинаковом возрасте чем больше рост, тем больше и вес. Темп увеличения веса самый большой на первом году жизни. К концу первого года вес увеличивается в три раза. Потом прибавление веса составляет в среднем 2 кг в год.

Как и рост, вес мальчиков и девочек до 10 лет примерно одинаков при небольшом его отставании у девочек. С 11-12 лет вес девочек больше связан с развитием и формированием женского организма. Это преобладание веса сохраняется у них примерно до 15 лет, а потом в связи с преобладанием роста и развития скелета и мышц вес мальчиков возрастает, и это превышение веса сохраняется в дальнейшем. Значительными также являются возрастные различия в увеличении абсолютного и относительного веса отдельных органов.

III. Дискуссия

Ø Деятельность учителя

Предлагает группам обменяться мнениями и провести дискуссию по вопросам, возникшим в ходе прослушивания сообщений и информации учителя.

Ø Деятельность учащихся

Участвуют в дискуссии, ведут дебаты по проблемным вопросам семинара.

  1. IV. Заключительный этап

Ø Деятельность учителя

Подводит итоги, выставляет оценки, анализирует работу групп но следующим критериям:

— умение правильно выбирать информацию из источника и отражать ее достоверность в сообщении;

— соблюдение научного стиля изложения;

— умение структурировать ответ;

— речевая грамотность.

Ø Деятельность учащихся

Подводят итоги семинара и делают вывод: если хотите, чтобы ваши будущие дети были здоровы, не употребляйте алкоголь и наркотики, не курите — слишком велик риск непредвиденных осложнений.