Половое размножение. Образование половых клеток - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Половое размножение. Образование половых клеток - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Цели урока:

образовательная: продолжить формирование знаний об особенностях разных форм размножения на основе конкретизации знаний о половом размножении; раскрыть сущность полового размножения; рассмотреть процесс; созревания половых клеток у мужских (сперматогенез) и женских (оогенез) организмов, отметив их наиболее характерные особенности;

развивающая: закреплять умения отстаивать свою точку) зрения, работать в содружестве с единомышленниками; развивать интеллектуальные способности, наблюдательность, активность, самостоятельность, интерес к биологическим знаниям;

воспитательная: воспитывать уважение к мнению одноклассников, бережное отношение к своему здоровью через валеологическую направленность урока.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Основные термины, понятия: половой процесс, сперматозоид, яйцеклетка, гаметогенез, сперматогенез, оогенез, овуляция.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация “Половое размножение”; таблицы “Схема мейоза”, “Строение половых клеток разных животных”; раздаточный материал (карточки-задания).

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

знать о половом размножении организмов и его биологическом

значении в эволюционном процессе;

иметь представление о гаметогенезе, сущности мейоза.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают тему урока в рабочие тетради. Каждый учащийся ставит перед собой конкретную задачу, выполнение которой будет отслеживать для себя в течение всего урока.

  1. Актуализация знаний, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Проверяет уровень усвоения изученного материала. Проводит фронтальный опрос.

  1. Что такое размножение?
  2. Дайте характеристику бесполому размножению.
  3. Какие виды бесполого размножения вам известны и у каких организмов они встречаются?
  4. Почему при бесполом размножении дочерние организмы копируют родительские?
  5. Как осуществляется вегетативное размножение растений?
  6. Каково биологическое значение бесполого размножения?
  7. Почему при всем разнообразии способов вегетативного размножения новые организмы в точности повторяют генотип материнской особи?
  8. Бесполое размножение является достаточно распространенной формой размножения в живой природе. Можно ли назвать его прогрессивной формой?
  9. Существует мнение, что вегетативное размножение проще и надежнее, чем половое. Почему же очень многие виды растений используют не только вегетативное или другие формы бесполого размножения, но также и половое?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы.

Ø Деятельность учителя

Одновременно с фронтальным опросом выдает нескольким учащимся карточки-задания для письменной работы.

Карточка-задание I

  1. Выберите один верный ответ.

Размножение — это процесс:

а) увеличения числа клеток;

б) воспроизведения себе подобных;

в) развития организмов в процессе эволюции;

г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Картофель размножается ___________, а дрожжевые грибы ___________.

  1. Saполните схему.
  2. Выберите верные утверждения.

а) В бесполом размножении участвует только одна особь.

б) Преимущество бесполого размножения — быстрое увеличение численности.

в) Мхи и папоротники размножаются почкованием.

г) При бесполом размножении потомство генетически сильно <сличается от родительских организмов.

д) Вегетативное размножение осуществляется при участии половых клеток.

  1. Составьте предложение из перечисленных слов. Лишние слова исключите.

Участвует, у, одна, две, размножении, только, особь, бесполом, половом, в, родительская.

Карточка-задание II

  1. Выберите один верный ответ.

Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

а) быстрому росту численности вида;

б) возникновению изменений у особей вида;

в) появлению внешней изменчивости;

г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Вегетативное размножение — это увеличение ___________ с помощью ___________ органов.

  1. Заполните схему.
  2. Выберите верные утверждения.

а) Спорообразование характерно для гидры.

б) Бегонии размножаются листовыми черенками.

в) Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками.

г) Для бактерий характерно вегетативное размножение.

д) Различают два типа размножения: бесполое и половое.

  1. Составьте предложение из перечисленных слов. Лишние слова исключите.

Гидра, морской, делится, размножается, пресноводный, почкованием, делением, полип.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют письменно проверочную работу по карточкам.

Ответы

Карточка-задание I

1 — а;

2 — клубнями, почкованием;

4 — а, б;

5 — В бесполом размножении участвует только одна родительская особь.

Карточка-задание II

1 — а;

2 — особей, вегетативных;

4 — б, в, д;

5 — Пресноводный полип гидра размножается почкованием.

Ø Деятельность учителя

Направляет работу учащихся. Задает дополнительные и наводящие вопросы, добиваясь полных, развернутых ответов. Анализирует и оценивает устные ответы. Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении письменных заданий.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Знакомит учащихся с особенностями полового процесса. Предлагает поставить проблемный вопрос к теме урока.

Половое размножение — это процесс размножения, в котором участвуют две родительские особи. Ему предшествует образование в организмах родителей в результате мейоза специализированных половых клеток — гамет, каждая из которых несет одинарный (гаплоидный) набор хромосом. Само размножение заключается в оплодотворении — слиянии гамет в зиготу. Зигота делится, образует специализированные ткани.

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя. Предлагают варианты проблемного вопроса.

Предполагаемый ответ: почему при половом размножении появляется генетически более разнообразное потомство?

Записывают в рабочие тетради:

  • определение полового процесса;
  • плюсы полового размножения (обогащение генетического материала; равное его распределение в популяции; перекомбинация наследственных признаков — появляется более жизнеспособное потомство);
  • минус полового размножения (энергоемкость).

Ø Деятельность учителя

Объясняет строение половых клеток (сперматозоида и яйцеклетки), раскрывает их значение в жизни организма.

Ø Деятельность учащихся

Изучают строение сперматозоида и яйцеклетки; схематично изображают части половой клетки.

Схема строения сперматозоида млекопитающего:

I — головка, II — шейка, III — хвостик; 1 — акросома, 2 — ядро, 3 — митохондрии, 4 — осевая нить хвостика

Схема строения яйцеклетки млекопитающего:

1 — цитоплазма; 2 — ядро; 3 — оболочка; 4 — фолликулярные клетки

Ø Деятельность учителя

Рассказывает об особенностях гаметогенеза — сперматогенеза и оогенеза, используя таблицу “Схема мейоза”. Дает задание: подписать схемы гаметогенеза на отдельных бланках и вклеить в тетради. Правильность подписей проверяет вместе с классом.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради определения понятий “гаметогенез”, “оогенез” и “сперматогенез”.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Проводит фронтальный опрос, задает дополнительные и наводящие вопросы (по необходимости), добиваясь от учащихся полных, развернутых ответов.

Схема мейоза

  1. Когда и у каких организмов впервые в эволюции возникло половое размножение?
  2. Что общего в процессе полового размножения всех живых организмов?
  3. Почему половое размножение способно поддерживать жизнеспособность вида в изменяющихся условиях окружающей среды?
  4. О чем свидетельствует сходство мейоза, присущего животным и человеку?
  5. Какой процесс называют гаметогенезом?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Задает вопросы.

  1. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
  2. Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по десятибалльной шкале.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы. Оценивают себя и своих товарищей по десятибалльной шкале.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Задает домашнее задание:

— изучить § 39 учебного пособия;

— опережающее задание: подготовить сообщение по теме “Онтогенез”;

— творческое задание: составить схему мейоза на альбомном листе.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в дневники домашнее задание.