Типы размножения организмов. Бесполое размножение - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Типы размножения организмов. Бесполое размножение - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Цели урока:

образовательная: углубить и обобщить знания учащихся о размножении и индивидуальном развитии организмов; сформировать понятие о формах, особенностях и биологическом значении бесполого размножения; выработать навыки сравнения способов бесполого размножения;

развивающая: способствовать развитию логического мышления, навыков аргументированного выступления;

воспитательная: способствовать экологическому воспитанию путем демонстрации роли размножения организмов в сохранении численности видов.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины, понятия: размножение, бесполое размножение, споры, почкование, вегетативное размножение, фрагментация.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация “Типы размножения организмов. Бесполое размножение”; живые и гербарные экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом); таблицы “Вегетативное размножение отводками, черенками и корневыми отпрысками”, “Вегетативное размножение клубнями и луковицами”, “Размножение простейших”.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

знать сущность бесполого размножения;

уметь проводить сравнение способов размножения организмов.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку, сообщает тему урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.

  1. Актуализация знаний, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Дает задание учащимся: перечислите основные признаки проявления жизни.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют задание, отвечая на поставленный вопрос.

Предполагаемые ответы: дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Ø Деятельность учителя

Предлагает вспомнить сущность понятия “живой организм”.

Ø Деятельность учащихся

Раскрывают сущность понятия.

Предполагаемый ответ: живое существо, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми свойствами живого.

Ø Деятельность учителя

Напоминает учащимся, что они уже знакомы с понятием “размножение”, и предлагает вспомнить его формулировку.

Ø Деятельность учащихся

Формулируют определение понятия “размножение”.

Предполагаемый ответ: размножение — свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся вспомнить типы размножения.

Ø Деятельность учащихся

Озвучивают типы размножения.

Предполагаемые ответы: 1) бесполое размножение — делением клетки пополам; спорами; частями тела (вегетативное размножение); почкование; 2) половое размножение.

Ø Деятельность учителя

Сообщает учащимся тему урока и показывает слайд 1.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради тему урока.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Рассказывает о сущности размножения как важнейшего свойства жизни на Земле. Демонстрирует слайд 2 “Основные формы размножения”.

Ø Деятельность учащихся

Изучают слайд 2, чертят в рабочих тетрадях схему.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся ответить на вопросы.

  1. Чем отличаются эти формы размножения?
  2. Приведите примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы.

Ø Деятельность учителя

Задает учащимся вопросы: как размножаются водоросли? бактерии? простейшие (амеба, инфузория туфелька, хламидомонада, хлорелла)? цветковые и споровые растения? животные? Предлагает сделать вывод.

Ø Деятельность учащихся

Дают ответы на поставленные вопросы. Делают вывод: в основе всех способов размножения лежит деление клетки.

Ø Деятельность учителя

Подводит учащихся к тому, что уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов. Наряду с бесполым размножением очень давно возникло и половое, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалось применительно к условиям жизни различных организмов (это будет рассмотрено на следующем уроке).

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся перечислить известные им виды бесполого размножения организмов.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы: деление клетки, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение.

Ø Деятельность учителя

Демонстрирует слайд 3.

Ø Деятельность учащихся

Изучают слайд 3.

Ø Деятельность учителя

Рассказывает о том, что бесполое размножение широко распространено в природе, в основном у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Характеризует особенности бесполого размножения, демонстрируя слайд 4.

Ø Деятельность учащихся

Фиксируют в рабочих тетрадях особенности бесполого размножения.

Ø Деятельность учителя

Обращает внимание учащихся на особенности каждого вида бесполого размножения, начиная с деления. Демонстрирует слайд 5 (деление клетки амебы обыкновенной надвое).

Ø Деятельность учащихся

Изучают слайд 5. Делают пометки в рабочих тетрадях об особенностях размножения путем деления клетки.

Ø Деятельность учителя

Рассказывает об особенностях спорообразования у представителей всех групп споровых зеленых растений и грибов, используя гербарные экземпляры и демонстрируя слайд 6 презентации.

Ø Деятельность учащихся

Изучают слайд 6. Делают пометки в рабочих тетрадях об особенностях спорообразования.

Ø Деятельность учителя

Объясняет, как происходит почкование.

На материнской особи образуется вырост — почка (содержащая дочернее ядро), из которой развивается новая особь. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее. Таким способом размножаются бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории. Демонстрирует слайд 7.

Ø Деятельность учащихся

Изучают слайд 7. Отмечают в рабочих тетрадях особенности почкования у живых организмов.

Ø Деятельность учителя

Обращается к классу с вопросом:

— Что собой представляет вегетативное размножение?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ: вегетативное размножение — это увеличение числа особей данного вида растения с помощью вегетативных органов — корня, стебля, листа или видоизмененного побега.

Ø Деятельность учителя

Отмечает, что вегетативное размножение характерно для многих групп растений; новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Демонстрирует слайд 8.

Ø Деятельность учащихся

Вместе с учителем формируют гипотезу: если размножать растения вегетативным способом, то признаки материнского организма сохранятся.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Задает вопросы по изученному материалу.

  1. Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом всех живых организмов?
  2. Перечислите основные формы размножения.
  3. Что такое бесполое размножение? Какой процесс лежит в его основе?
  4. Почему при бесполом размножении дочерние организмы копируют родительские?
  5. У каких организмов встречается бесполое размножение?

Предлагает выполнить задание.

Выберите правильное утверждение:

а) в бесполом размножении участвует один или несколько родителей;

б) половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками;

в) при бесполом размножении образуется один новый организм;

г) половым способом размножаются все многоклеточные организмы;

д) почкованием могут размножаться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы;

е) спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники;

ж) специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы (1—5) устно. Выполняют задание.

Предполагаемый ответ — б, д, е, ж.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Предлагает закончить предложение:

Я сегодня на уроке...

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Хотелось бы...

Ø Деятельность учащихся

Высказывают свое мнение об уроке.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Задает домашнее задание:

— изучить § 38 учебного пособия; заполнить таблицу “Способы бесполого размножения”.

Способы бесполого размножения

Способы размножения

Примеры из растительного и животного мира

Деление клетки

Бактерии, Протисты

Спорообразование

Грибы, Растения

Почкование

Дрожжи, Гидра

Фрагментация

Нитчатые водоросли, низшие животные

Вегетативное размножение

Растения

Учитель может предложить учащимся выполнить дома (по желанию) практическое задание — размножить комнатное растение вегетативным способом. Необходимо пояснить, что для выполнения данной работы учащиеся могут использовать отсаженные в маленькие горшочки растения, образующие клубни (бегония, глоксиния), луковичные (амариллис, гемантус), корневищные (аспидистра, кливия), образующие усы (земляника, хлорофитум пучковатый), размножающиеся листом (бегония), черенками (традесканция, аралия).

Ø Деятельность учащихся

Записывают в дневники домашнее задание.