Общая характеристика синтетической теории эволюции - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Общая характеристика синтетической теории эволюции - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс

Цели урока:

образовательная: сформировать представление об особенностях основных этапов формирования представлений об эволюции живого мира, а также закрепить понятие о современной синтетической теории эволюции;

развивающая: продемонстрировать учащимся пользу критического подхода, полемики и сопоставления теорий для продуктивного развития научных представлений о мире;

воспитательная: воспитывать деловые качества, в частности, желание и умение конструктивно критиковать и адекватно воспринимать критику.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение), практический (самостоятельная работа с учебным пособием).

Основные термины, понятия: дарвинизм, антидарвинизм, неодарвинизм, микроэволюция, макроэволюция, синтетическая теория эволюции.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

называть основные положения синтетической теории эволюции.

  1. I. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради дату и тему урока.

  1. Актуализация знаний, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Ставит перед классом ряд вопросов.

  1. Всегда ли развитие органического мира рассматривалось так, как сегодня?
  2. Какие альтернативные дарвинизму точки зрения на эволюционный процесс вы знаете?
  3. Актуальны ли эти точки зрения на сегодняшний день и в какой мере?
  4. Если открываются новые факты или точки зрения на предмет рассмотрения, противоречащие теории, значит ли это, что теория ошибочна?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Выделяют наиболее важные проблемные моменты нового материала и концентрируют внимание на их изучении.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся в течение полутора-двух минут ознакомиться с разделом 1 § 32 учебного пособия. После этого выделяет основные моменты для фиксации в конспекте по программе:

  • название этапа;
  • период времени;
  • основные достижения этапа;
  • результаты развития научного знания на данном этапе;
  • ученые, которые внесли серьезный вклад в развитие эволюционного учения на данном этапе.

Ø Деятельность учащихся

Самостоятельно изучают учебный материал по учебному пособию.

Ø Деятельность учителя

Предлагает изучить разделы 2-4 § 32 учебного пособия, конспектируя ключевые моменты (отводит на работу 10-12 минут).

Ø Деятельность учащихся

Продолжают самостоятельное изучение учебного материала. Знакомятся с основными понятиями и историческими этапами развития эволюционного учения. Упражняются в ведении конспекта и самостоятельной систематизации материала.

Ø Деятельность учителя

Поэтапно комментирует основные положения синтетической теории эволюции.

Ø Деятельность учащихся

Конспектируют основные положения синтетической теории эволюции.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Поэтапно зарисовывает на доске схему. На каждом этапе предлагает нескольким учащимся озвучить свой вариант конспекта. Резюмирует, при необходимости корректирует неверно усвоенный материал.

Ø Деятельность учащихся

Поэтапно зарисовывают обобщающую схему в рабочие тетради. Озвучивают свои варианты конспекта, вносят поправки и дополнения.

Ø Деятельность учителя

После выполнения схемы возвращается к вопросам, связанным с этапом актуализации знаний (с целью более прочного усвоения и полной систематизации материала).

Схема

  1. Изменилось ли научное видение эволюционных процессов со времен Ч. Дарвина и А. Уоллеса?
  2. Какие научные и ненаучные альтернативы синтетической теории эволюции вы знаете?

Здесь важно подчеркнуть, что само исходное учение Дарвина — это еще далеко не современное представление об эволюции органического мира.

  1. Оказалась ли точка зрения Дарвина ошибочной по современным представлениям?
  2. Вредным или полезным был этап генетического антидарвинизма для развития эволюционного учения?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Подводит итог. Предлагает учащимся сообщить, что в новом материале показалось им наиболее затруднительным.

Ø Деятельность учащихся

Сообщают, какие моменты вызвали у них наибольшее затруднение.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Задает домашнее задание:

— повторить § 32 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;

— изучить записи в рабочей тетради;

— объяснить, как понимается каждое из основных положений синтетической теории эволюции;

— подготовить и записать вопросы по непонятным моментам.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в дневники домашнее задание. Формируют программу действий по самостоятельной работе с учебным материалом.