Особенности строения клеток прокариот - КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Особенности строения клеток прокариот - КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс

Цели урока:

образовательная: сформировать понятие о строении прокариотической клетки;

развивающая: создать условия для развития у учащихся логического мышления, памяти и внимания, умения анализировать, оперировать терминами, обобщать и делать выводы;

воспитательная: сформировать правильное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядный (презентация).

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины, понятия: прокариоты, бактерии, жгутик, аэробы, анаэробы, мезосома, муреин, бактериальная хромосома, нуклеоид.

Материалы и оборудование1: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

характеризовать строение прокариотической клетки, роль бактерий в природе и жизни человека;

называть формы клеток бактерий;

объяснять особенности размножения бактерий.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с темой и планом урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.

  1. Актуализация знаний, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Ставит перед учащимися вопросы.

  1. В чем отличие прокариотической клетки от клетки эукариот?
  2. Какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Ø Деятельность учителя

Выслушивает ответы, делает поправки (если это необходимо).

III. Изучение нового материала2

Ø Деятельность учителя

Дает общую характеристику прокариотической клетке и объясняет ее строение с помощью рисунков (слайдов).

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради особенности строения прокариотической клетки.

Ø Деятельность учителя

Рассказывает о разнообразии форм клеток (шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы, изогнутые в виде запятой — вибрионы, спирально закрученные палочки — спириллы).

Тонкостенные грамотрицотельные бактерии

Толстостенные грамположительные бактерии

Менингококки


Пневмококки


Гонококки


Стрептококки


Вейлонеллы


Стафилококки


Палочки


Палочки


Вибрионы


Бациллы


Кампилобактерии

Хеликобактерии


Клостридии


Спириллы


Коринебактерии


Спирохеты


Микобактерии


Риккетсии


Бифидобактерии


Хламидии


Актиномицеты


Расположение спор: 1 — центральное, 2 — субтерминальное, 3 — терминальное.

Ø Деятельность учащихся

Зарисовывают основные формы клеток.

Ø Деятельность учителя

Поясняет, что у прокариотов, как и в любой клетке, имеются цитоплазматическая мембрана, а также клеточная стенка, состоящая из пептидогликана муреина. В зависимости от строения клеточной стенки и наличия на ней дополнительной липидной оболочки, клетки бактерий имеют различную окраску по Граму (объясняет принцип окрашивания).

Ø Деятельность учащихся

Слушают пояснение учителя, записывают новые термины в рабочие тетради.

Ø Деятельность учителя

Задает вопрос: для чего служит клеточная стенка? Сообщает, что некоторые бактерии могут иметь еще и дополнительную слизистую капсулу, которая служит для защиты, а также для формирования колоний.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ: клеточная стенка служит для защиты.

Ø Деятельность учителя

Отмечает, что бактерии могут иметь жгутики, состоящие из белка флагеллина. Жгутик может быть один, а может быть много. Задает вопрос: какова функция жгутика?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ: основной функцией жгутика является движение.

Ø Деятельность учителя

Продолжая рассмотрение внутреннего строения прокариотов, отмечает, что клетка заполнена цитоплазмой. В отличие от эукариот, в цитоплазме бактерий нет цитоскелета. Из органоидов есть только рибосомы. Функции остальных органоидов берут на себя мезосомы — многочисленные впячивания цитоплазматической мембраны внутрь клетки. На них располагаются ферменты и системы, обеспечивающие протекание разнообразных процессов метаболизма. Оформленного ядра нет. Генетический аппарат представлен одной кольцевой молекулой ДНК — бактериальной хромосомой. Область цитоплазмы, в которой расположена молекула ДНК, называется нуклеоидом. Еще в цитоплазме могут быть различные включения — пузырьки с запасными питательными веществами. Также могут присутствовать газовые вакуоли. У фотосинтезирующих цианобактерий обнаружены замкнутые мембранные структуры — хроматофоры.

Если класс усваивает материал хорошо, можно кратко рассказать о внехромосомных генетических элементах — плазмидах (более подробно о них пойдет речь в разделе “Биотехнология”),

Ø Деятельность учащихся

Слушают, записывают новые термины в рабочие тетради.

Ø Деятельность учителя

Рассматривает размножение прокариотов.

Размножаются бактерии путем прямого бинарного деления. При хороших условиях могут делиться один раз в 15-20 минут. Некоторые бактерии для перенесения неблагоприятных условий могут формировать споры.

Здесь учитель обращает внимание на различные функции грибных и растительных спор по отношению к спорам бактерий.

Ø Деятельность учащихся

Слушают пояснение учителя.

Ø Деятельность учителя

Рассматривая метаболизм, сообщает, что по отношению к использованию кислорода бактерии делятся на аэробов и анаэробов. По способу питания бывают автотрофы (фототрофы ихемотрофы) и гетеротрофы (сапротрофы, симбионты и паразиты).

В ходе объяснения метаболизма учителю следует вести беседу с опорой на уже имеющиеся знания учащихся о способах питания.

Ø Деятельность учащихся

Записывают новые термины и основные моменты в рабочие тетради. Отвечают на вопросы, анализируют и сравнивают изучаемые объекты, выдвигают предположения.

Ø Деятельность учителя

Раскрывает значение бактерий в природе (круговорот веществ, азотфиксация). Объясняет, какую пользу бактерии приносят человеку (применение в промышленности) и какой вред (болезни — дифтерия, столбняк, чума, сифилис, гонорея и др.).

Можно заранее поручить одному из учащихся подготовить доклад о бактериальных заболеваниях. Обсуждая болезни, учащиеся должны четко понимать, какие заболевания вирусные, а какие — бактериальные. Также можно обсудить принципы использования антибиотиков. На этом этапе рекомендуется провести беседу о здоровом образе жизни и методах профилактики бактериальных заболеваний.

Ø Деятельность учащихся

Слушают объяснения учителя, делают выводы о значении здорового образа жизни.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Задает учащимся вопросы об основных моментах строения и функционирования бактериальной клетки.

  1. Расскажите, в чем особенности строения клетки бактерий.
  2. Перечислите формы клеток бактерий.
  3. Назовите особенности размножения бактерий.
  4. Раскройте значение бактерий в природе и жизни человека.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке.

1 На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Задает домашнее задание:

— изучить § 20 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в дневники домашнее задание.


1 Здесь и далее — при наличии технических средств обучения.

2 В случае невозможности показа презентации учитель должен заранее подготовить рисунки, таблицы и схемы, иллюстрирующие материал по новой теме, в виде плакатов. Можно предложить эту работу учащимся (по желанию).