Движущие силы и основные результаты эволюции по Ч. Дарвину - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Движущие силы и основные результаты эволюции по Ч. Дарвину - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс

Цели урока:

образовательная: сформировать понятие о борьбе за существование, естественном отборе, возможных типах взаимоотношений между организмами;

развивающая: развивать мировоззренческие взгляды учащихся на происходящие в природе эволюционные явления;

воспитательная: формировать навыки взаимодействия в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ с объяснением).

Материалы и оборудование: иллюстрации различных форм взаимоотношений между организмами (в виде таблиц или слайдов для демонстрации через мультимедийный проектор), карточки-задания.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

называть движущие силы эволюции; характеризовать основные результаты эволюции.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради дату и тему урока.

  1. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

Предлагает троим учащимся письменно выполнить тестовое задание (с. 147). С остальными учащимися проводит фронтальный опрос.

Тестовое задание

1. Проявление одинаковых признаков у всех особей и их потомства под действием изменившегося фактора среды — это изменчивость:

а) неопределенная;

б) соотносительная;

в) групповая. (+)

Приведите пример

1. Проявление у отдельно взятой особи в пределах одного сорта, породы или вида нового признака, который не встречался у родителей, — это изменчивость:

а) соотносительная;

б) неопределенная; (+)

в) групповая.

Приведите пример

1. Изменение какого-то одного органа или части тела вслед за изменением других частей организма — это изменчивость:

а) групповая;

б) соотносительная; (+)

в) неопределенная.

Приведите пример

2. Различная окраска кур одной породы — это изменчивость:

а) неопределенная; (+)

б) соотносительная;

в) групповая

2. Отбор штаммов микроорганизмов, синтезирующих наибольшее количество необходимого соединения, — это отбор:

а) методический; (+)

б) бессознательный;

в) групповой

2. Различная окраска цветков гороха в пределах одного сорта — это изменчивость:

а) неопределенная; (+)

б) соотносительная;

в) групповая

3. Какой отбор, по мнению Дарвина, самый важный, поскольку его протекание во многом сходно с природными процессами?

а) Методический;

б) бессознательный; (+)

в) естественный

3. Что кроме изменчивости Дарвин считал важным фактором эволюции?

а) Наследственность; (+)

б) естественный отбор;

в) борьбу за существование

3. Целенаправленное выведение человеком сортов растений или пород животных — это отбор:

а) бессознательный;

б) методический; (+)

в) естественный

Вопросы

  1. Что такое изменчивость? Какие формы изменчивости вы знаете? Расскажите о каждой форме, приведите свои примеры.
  2. Что вы можете рассказать об искусственном отборе? Какие его формы вам известны?
  3. Расскажите о теории искусственного отбора. Какое значение она имеет для человека?

Ø Деятельность учащихся

Трое учащихся выполняют тестовое задание, остальные отвечают на вопросы устно.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Кратко рассказывает учащимся, что, изучив искусственный отбор, способствующий появлению и разнообразию культурных растений и домашних животных, Дарвин предположил, что в природе может происходить подобное явление. Что же этому способствует?

Во-первых, наличие неопределенной (индивидуальной) изменчивости. Примером могут послужить пчелы, которые безошибочно узнают пчел из своего и соседних ульев, а растения, выросшие из желудей одного дуба, различаются множеством мелких особенностей.

Во-вторых, Дарвин сделал вывод, что приспособленность дикорастущих и культурных форм — следствие отбора. Но этот отбор осуществляется окружающей средой, а не человеком. Подобно тому, как породы животных и сорта растений приспособлены к потребностям человека, виды приспосабливаются к определенным условиям окружающей среды.

Организмы размножаются в геометрической прогрессии, но далеко не все доживают до половозрелого возраста из-за нехватки кормовых ресурсов, болезней, врагов и т. д. Дарвин предположил, что между организмами постоянно идет борьба за существование.

Ø Деятельность учащихся

Слушают рассказ учителя. Отмечают в рабочих тетрадях ключевые моменты.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся записать в рабочие тетради определение понятия “борьба за существование”.

Борьба за существование — совокупность многообразных и сложных взаимодействий организмов между собой и окружающими их условиями внешней среды.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради определение понятия “борьба за существование”.

Ø Деятельность учителя

Описывает три вида борьбы за существование, которые выделил Ч. Дарвин (внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды).

Внутривидовая борьба — взаимоотношения между особями одного и того же вида. Эта борьба наиболее напряженная, так как организмы предъявляют сходные требования к корму, убежищам, условиям размножения и др. Примером служит конкуренция за участки гнездования у птиц или превышение допустимого числа особей жука мучного хрущика, что приводит к нарушению половых циклов и каннибализму.

Межвидовая борьба — взаимоотношения между особями разных видов.

Типичные примеры — отношения “хищник — жертва”, “паразит — хозяин” и др. В результате такой борьбы один вид может вытеснить другой. Например, американская норка, ввезенная в Беларусь, постепенно физически вытесняет европейскую норку за счет более крупных размеров и выраженной агрессивности.

Борьба с неблагоприятными условиями среды — выживание наиболее приспособленных особей, популяций и видов в изменившихся условиях неживой природы. Эта форма борьбы наиболее остро проявляется, когда какой-либо абиотический экологический фактор находится в дефиците или избытке (засуха, наводнение, пожар). К примеру, в пустынях борьба за существование у растений направлена на экономное расходование влаги. Для этого у них сформировались приспособления в виде мясистых листьев или стеблей, глубоко проникающих корней и т. п. Другой пример — миграция перелетных птиц в теплые страны при наступлении холодов.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради определения терминов “внутривидовая борьба”, “межвидовая борьба”, “борьба с неблагоприятными условиями среды”.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся вспомнить определение понятия “естественный отбор”.

Естественный отбор позволяет сохранять и накапливать мелкие наследственные изменения, полезные для существования в данных условиях.

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопрос

Предполагаемый ответ: естественный отбор — это процесс выживания и размножения наиболее приспособленных к условиям обитания особей и гибель менее приспособленных.

Ø Деятельность учителя

Объясняет основные результаты эволюции по Ч. Дарвину.

По Дарвину, результатами эволюции являются приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе.

Приспособленность — совокупность адаптаций (особенностей внешнего и внутреннего строения и поведения организмов), которые обеспечивают данному виду преимущество в выживании и оставлении потомства при определенных условиях среды.

Многообразие видов — второй важный результат эволюции. Неопределенная изменчивость и протекающий на ее основе естественный отбор приводят к многообразию взаимоотношений между организмами в природе. На основе данных взаимоотношений и формируется многообразие видов. Преимущество получают наиболее приспособленные к условиям среды и высокоорганизованные формы.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради основные результаты эволюции: приспособленность, многообразие видов.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Раздает чистые листы бумаги небольшого формата (по одному на двух-четырех учащихся). Затем показывает иллюстрации различных типов взаимоотношений между живыми организмами и озвучивает задание: в ходе обсуждения в малых группах узнать, какая из форм борьбы за существование показана на каждой иллюстрации, и записать ее под соответствующим номером на листе бумаги.

Ø Деятельность учащихся

Обсуждают иллюстрации, записывают формы борьбы за существование. Подписывают свои листки.

Предполагаемые ответы:

1, 4 — внутривидовая;

2, 5 — межвидовая;

3, 6 — борьба с неблагоприятными условиями неживой природы.

Ø Деятельность учителя

Собирает листки с ответами. Озвучивает верные ответы. Предлагает учащимся, давшим верные ответы, обосновать свое мнение.

Ø Деятельность учащихся

По вызову учителя — обосновывают свои ответы.

Ø Деятельность учителя

Задает вопросы.

  1. Верно ли утверждение, что в результате борьбы с неблагоприятными условиями среды выживают наиболее неприспособленные особи? Если нет, укажите, какие особи выживают.
  2. Основными результатами эволюции являются наследственность, многообразие видов и приспособленность. Что лишнее?
  3. Назовите факторы естественного отбора.
  4. Верно ли утверждение, что внутривидовая борьба — отношения между особями одного вида? Почему Дарвин считал эту борьбу наиболее напряженной?
  5. Укажите, что Дарвин считал движущими силами эволюции: естественный отбор, наследственность, борьбу с неблагоприятными условиями среды, многообразие видов, борьбу за существование.
  6. Примером какой борьбы является вытеснение сорными растениями культурных форм?
  7. В какие периоды острее всего проявляется борьба с неблагоприятными условиями среды? Приведите примеры.
  8. Естественный отбор производится человеком или природой? Почему?
  9. К чему приводит межвидовая борьба?

Ø Деятельность учащихся

Устно отвечают на вопросы.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Задает домашнее задание:

— изучить § 27 учебного пособия, ответить на вопросы в конце параграфа.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в дневники домашнее задание.