Теория искусственного отбора - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Теория искусственного отбора - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс

(урок по технологии опорно-знаковых моделей В. Ф. Шаталова)

Цели урока:

образовательная: сформировать представление о принципах искусственного отбора, о естественном отборе как факторе эволюции;

развивающая: развивать мировоззренческие взгляды учащихся на проблему происхождения и эволюции жизни;

воспитательная: формировать у учащихся ценностное отношение к научному знанию.

Основные термины, понятия: искусственный отбор, естественный отбор, борьба за существование, эволюция.

Эта технология обучения, обычно называемая технологией опорно-знаковых моделей, разработана и воплощена в практику донецким учителем физики и математики В. Ф. Шаталовым в 60-80-е гг. XX в. Осуществляется в рамках традиционного классно-урочного обучения, реализуя его обычно недостаточно используемые возможности. В основе этой технологии лежат методические принципы:

1) применения зрительной опоры (ориентировочной основы действий);

2) многократного повторения;

3) обязательного поэтапного контроля.

Как последовательность методических приемов эта технология может быть представлена следующим образом.

На первом этапе крупный блок материала вводится одновременно, на одном уроке, оформленным в виде опорного конспекта.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, отражающую подлежащие усвоению единицы информации и различные связи между ними. В схему в обязательном порядке вводятся знаки и символы, направленные на конкретизацию абстрактного материала. Учитель, вводя (проговаривая) новую информацию, одновременно представляет учащимся опорный конспект, рисуя его мелом на доске (в современных условиях для этого можно использовать компьютерные средства обучения, последовательно отображая на экране каждый следующий элемент опорного конспекта по мере его проговаривания). В. Ф. Шаталов практиковал на своих уроках и отстаивал необходимость трехкратного повторения объяснения опорного конспекта.

I. Изучение нового материала

Первый этап урока представляет собой краткую (около 20 минут) лекцию, в ходе которой учитель чертит на доске (цветными мелками) опорный конспект.

Опорный конспект урока

Учащиеся на этом этапе слушают учителя и воспроизводят опорный конспект в рабочих тетрадях.

В опорном конспекте содержатся сведения:

• об искусственном отборе: о многообразии пород и сортов (в XIX в. число сортов пшеницы превышало 300, винограда — 1000), выведении новых пород и сортов (орловский рысак был выведен путем двойного скрещивания и отбора), значении искусственного отбора для сельского хозяйства;

• о борьбе за существование и ее формах, об использовании человеком сложных взаимоотношений в живой природе (севооборот, санитарная роль волков в природе, симбиоз, антибиотики);

• о естественном отборе, его сущности, творческой роли; таких факторах эволюции, как популяционные волны, изоляция, не направляющих эволюционный процесс в какую-либо определенную сторону.

На втором этапе урока идет работа с ключевыми определениями темы. Прорабатываются определения понятий “искусственный отбор”, “естественный отбор”, “борьба за существование”, “эволюция” (учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях).

Искусственный отбор — процесс выбора человеком наиболее ценных в хозяйственном отношении организмов и использование их для дальнейшего разведения.

Естественный организм приводит к изменению генофондов и получению желаемых признаков.

Ч. Дарвин выделял две формы искусственного отбора — бессознательный (при котором цель выведения новых сортов или пород не ставится) и методический (направленный на выведение сортов или пород с желаемыми признаками).

Естественный отбор — процесс выживания и размножения наиболее приспособленных к условиям обитания особей и гибель менее приспособленных.

Естественный отбор позволяет сохранять и накапливать мелкие наследственные изменения, полезные для существования в данных условиях.

Естественный отбор в природе осуществляется на основе сложных взаимоотношений организмов как друг с другом, так и с неблагоприятными условиями окружающей среды. Данные взаимоотношения представляют собой борьбу за существование.

Результатом естественного отбора является возникновение приспособленности и на этой основе многообразия видов живых организмов в природе.

Борьба за существование — совокупность многообразных и сложных взаимодействий организмов между собой и окружающими их условиями внешней среды.

Дарвин выделил три вида борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды.

Эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов.

Важно отметить, что на этом уроке достигается лишь первичное усвоение учащимися перечисленных понятий, так как работа с этим же опорным конспектом (в соответствии с технологией опорно-знаковых моделей) продолжается и на следующем уроке.

II. Закрепление изученного материала

Учащиеся, поочередно сменяя друг друга у доски, поэтапно озвучивают опорный конспект, при необходимости пользуясь помощью учителя.

III. Домашнее задание

Научиться “озвучивать” опорный конспект, свободно опираясь на него при ответе; изучить § 26 учебного пособия.