Обобщение и систематизация знаний по главе Экосистемы - ЭКОСИСТЕМЫ - 11 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Обобщение и систематизация знаний по главе Экосистемы - ЭКОСИСТЕМЫ - 11 класс

Цели урока:

образовательная: систематизировать и при необходимости скорректировать знания учащихся по главе “Экосистемы”;

развивающая: развивать умение концентрировать внимание при выполнении контрольных заданий;

воспитательная: содействовать будущему профессиональному самоопределению учащихся.

Тип урока: урок контроля знаний.

Метод обучения: тестирование.

Материалы и оборудование: карточки с тестовыми заданиями, листы бумаги или бланки для ответов.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку. Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию. Знакомит с целями урока и регламентом.

Ø Деятельность учащихся

Дежурные раздают карточки с тестовыми заданиями и листы бумаги или бланки для ответов.

Тестовые задания

Вариант I

  1. Выберите правильно составленную пастбищную цепь питания из организмов:

1) ястреб перепелятник; 2) дикая редька; 3) прудовик; 4) элодея; 5) капустная белянка; 6) воробей.

а) 4 → 3 → 5 → 6;

б) 2 → 5 → 6 → 1;

в) 4 → 3 → 5 → 1;

г) 2 → 3 → 6 → 1.

  1. Выберите правильно составленную детритную цепь питания из следующих компонентов:

1) разлагающиеся остатки водных растений; 2) хламидомонада;

3) трубочники; 4) плотва; 5) рогоз; 6) скопа.

а) 2 → 1 → 3 → 4;

б) 1 → 4 → 6 → 2;

в) 1 → 3 → 4 → 6;

г) 5 → 2 → 4 → 6.

  1. Проанализируйте график и дайте оценку экологического состояния водоема.

а) Уменьшение численности личинок ручейников свидетельствует о том, что с каждым годом водоем становится все более чистым;

б) в 2001 г. численность ручейников была наибольшей, экологическое состояние водоема было наиболее благополучным;

в) в водоеме не происходит никаких изменений;

г) в 2001-2002 гг. произошло увеличение численности ручейников, водоем был наиболее загрязнен.

  1. Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А—О). Какими буквами на схеме обозначены: I — консументы первого порядка; II — продуценты?

а) I - А, В, С, D; II - L;

б) I - С, D, Е, Н; II - К;

в) I - А, С, Е, F; II - В, D;

г) I - М; II - А, С, Е, F.

  1. Плотность популяции сорок составляет 80 особей/га. За период размножения (один раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,2 птенца. В популяции равное число самок и самцов. Смертность сорок постоянна, в среднем за год погибает 20 % взрослых особей (старше года). Определите, какой будет плотность популяции сорок (особей/га) через год.

а) 134;

б) 112;

в) 94;

г) 82.

  1. Найдите правильно составленную последовательность стадий вторичной сукцессии, происходящей при осушении низинного болота:

1) смешанный лес; 2) ельник; 3) сообщество влаголюбивых осок; 4) заросли ив и ольхи.

а) 3 → 4 → 1 → 2;

б) 2 → 1 → 4 → 3;

в) 4 → 1 → 2 → 3;

г) 1 → 4 → 3 → 2.

  1. Чистая первичная продукция всех продуцентов в экосистеме составляет 5000 кг. Один килограмм фитомассы содержит 800 ккал энергии. Рассчитайте максимальное количество хищников первого порядка, которые могут прокормиться в данной экосистеме, если их средняя масса 4 кг, а в 100 г их тела содержится 500 ккал энергии. Переход энергии с одного трофического уровня на другой происходит в соответствии с правилом Линдемана.
  2. Приведите два примера цепей питания, которые включают не менее четырех звеньев.
  3. Как вы думаете, почему агроценозы менее устойчивы, чем естественные экосистемы?
  4. Какие последствия для природы определенной местности может иметь вырубка леса? Почему?

Вариант II

  1. Выберите правильно составленную детритную цепь питания из компонентов:

1) хищная многоножка; 2) береза; 3) еж; 4) листовой опад; 5) личинка пяденицы; 6) мокрица (ракообразное).

а) 4 → 6 → 1 → 3;

б) 2 → 5 → 1 → 3;

в) 4 → 3 → 5 → 1;

г) 2 → 6 → 5 → 1.

  1. Выберите правильно составленную пастбищную цепь питания из следующих организмов:

1) ель; 2) бабочка зорька; 3) канюк; 4) личинка елового усача; 5) пестрый дятел; 6) бриум серебристый.

а) 1 → 4 → 3 → 2;

б) 6 → 3 → 4 → 1;

в) 2 → 1 → 5 → 3;

г) 1 → 4 → 5 → 3.

  1. Проанализируйте график и дайте оценку экологического состояния водоема.

а) Численность харовых водорослей увеличивается с 2001 г., озеро становится более чистым;

б) экологическая система озера находится в состоянии равновесия;

в) численность харовых водорослей не изменялась в период с 2000 по 2003 г.;

г) численность харовых водорослей снижается, что свидетельствует о загрязнении озера.

  1. Изображенная на схеме пищевая сеть не содержит паразитов и редуцентов и отражает трофические связи между различными видами (А—О). Какими буквами на схеме обозначены: I — хищники; II — первичные продуценты?

а) I - А, С, Е, F; II - В, О;

б) I - К, L, G, Н, М, N, О; II - В, D;

в) I - К, L, G, Н, М; II - А, С, Е, F;

г) I - В, D; II - К, L, G, Н, М, N, О.

  1. Плотность популяции зайца-беляка составляет 80 особей/га. За период размножения (один раз в году) из одного помета в среднем выживает 1,5 детеныша. В популяции равное число самок и самцов. Смертность зайцев постоянна, в среднем за год погибает 30 % взрослых особей (старше года). Определите, какой будет плотность популяции зайцев (особей/га) через год.

а) 157;

б) 89;

в) 116;

г) 208.

  1. Найдите правильно составленную последовательность стадий! сукцессии, происходящей при зарастании прибрежных песчаных дюн:

1) заросли ив с можжевельником, песчаная вишня; 2) лес из дуба и клена; 3) сухой сосновый лес; 4) сообщество прибрежных злаков.

а) 1 → 3 → 4 → 2;

б) 2 → 4 → 1 → 3;

в) 3 → 1 → 4 → 2;

г) 4 → 1 → 3 → 2.

  1. Общее количество энергии Солнца, поступающей в биогеоценоз, составляет 5 ∙ 106 кДж, в чистую первичную продукцию при этом переходит 2 %. На прирост биомассы консументы первого и второго порядков тратят по 10 % своего пищевого рациона. Какое количество энергии (кДж) тратят на дыхание консументы третьего порядка, если на прирост биомассы они расходуют 20 % и с экскрементами выделяется 10 % энергии рациона?
  2. Приведите два примера цепей питания, которые включают не менее четырех звеньев.
  3. В водоеме пищевые цепи переплетены в сложную пищевую сеть. Объясните, что произойдет, если в водоеме исчезнут все хищные рыбы.
  4. С бурным развитием сельского хозяйства связан интенсивный выпас скота. К каким отрицательным последствиям это может привести?
  5. II. Выполнение тестовых заданий

Ø Деятельность учителя

Дает сигнал к началу работы над тестовыми заданиями. Информирует учащихся о приближении конца отпущенного времени (за 20, 10, 5, 3 и 1 минуту).

Ø Деятельность учащихся

Выполняют тестовые задания.

III. Подведение итогов урока

Ø Деятельность учителя

Информирует учащихся об окончании работы.

Ø Деятельность учащихся

Сдают работы.