Видовая структура биоценоза - ЭКОСИСТЕМЫ - 11 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Видовая структура биоценоза - ЭКОСИСТЕМЫ - 11 класс

Цели урока:

образовательная: сформировать понятие о видовом богатстве и разнообразии в экосистемах, обосновать значимость биологического разнообразия как аспекта устойчивости экосистемы;

развивающая: развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

воспитательная: воспитывать бережное отношение к живым существам и экосистемам.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа с опорой на полученные ранее знания), практический (терминологический диктант).

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины, понятия: биологическое разнообразие, видовое богатство, доминантные виды.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

характеризовать видовое разнообразие биоценоза; объяснять соотношение видов по их численности.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.

  1. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

Отвечает на подготовленные вопросы учащихся по домашнему заданию. Проводит терминологический диктант.

Терминологический диктант

Термин

Формулировка

Гомойотермные животные

Животные с постоянной, устойчивой температурой тела, почти не зависящей от температуры окружающей среды

Суккуленты

Растения, имеющие специальные ткани для запаса воды и, как правило, произрастающие в местах с сильно засушливым климатом

Мутуализм

Форма симбиотических межвидовых взаимоотношений между организмами, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга

Пределы выносливости

Диапазон действия экологического фактора, ограниченный пороговыми точками, за пределами которых организмы гибнут

Анабиоз

Состояние живого организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни

Планктон

Совокупность пассивно парящих в воде и переносимых течением растений и животных

Пойкилотермные животные

Животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры внешней среды

Эврибионты

Организмы, способные существовать в широком диапазоне природных условий окружающей среды и выдерживать их значительные изменения

Паразитизм

Форма симбиотических межвидовых взаимоотношений между организмами, носящая антагонистический характер, когда один из видов использует организм другого вида в качестве среды обитания и источника пищи

Фототаксис

Двигательная реакция подвижных микроорганизмов в ответ на световой стимул

Гигрофиты

Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и почвы

Комменсализм

Форма симбиотических межвидовых взаимоотношений между организмами, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы

Условия существования

Совокупность жизненно необходимых для организма факторов

Микориза

Взаимовыгодное сосуществование корней высших растений и мицелия гриба

Лимитирующий фактор

Фактор, величина которого близка или выходит за пределы выносливости

Стенобионты

Животные и растения, способные существовать лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды

Ø Деятельность учащихся

Пишут диктант.

III. Актуализация знаний, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Задает учащимся вопросы.

  1. Что такое устойчивость?
  2. Что такое стабильность?
  3. Почему эти показатели важны для экосистем?
  4. Почему разнообразие связывают с устойчивостью и стабильностью?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

  1. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Кратко излагает информацию, поясняя новые понятия и термины.

Сопоставляя биоценозы различных географических и климатических поясов, можно выявить некоторые общие закономерности. Так, характерной чертой биоценозов северных широт является наличие небольшого числа обычных, так называемых доминантных видов, представленных большим числом особей, и большого количества малочисленных и редких видов, представленных малым числом особей. Напротив, во влажных тропиках обычно насчитывается множество видов с низким относительным обилием.

Явление доминирования особенно хорошо выражено в растительном покрове; доминанты у растений принято выделять либо по количеству фитомассы, либо по величине проективного покрытия. Так, в ельнике чернично-мшистом доминантами будут ель, черника и зеленый мох. Виды-доминанты могут играть выраженную средообразующую роль, определяя основные свойства фитоценозов (структуру, биомассу, продукцию). Такие виды называются эдификаторами. В приведенном примере типичный эдификатор — ель.

Как правило, эдификаторы определяют и общий облик фитоценоза, м ландшафт (еловый лес, ковыльная степь, осоковое болото).

Видовое разнообразие биоценоза слагается из двух компонентов:

1) видового богатства;

2) выравненности.

Видовое богатство (плотность видов) — это просто общее число видов, которое для удобства сравнения иногда выражают как отношение числа видов к площади или же числа видов к числу особей.

Ø Деятельность учащихся

Слушают объяснение учителя. Записывают основные понятия и их определения в рабочие тетради.

Ø Деятельность учителя

Раскрывает понятие “экотон”.

Еще в 1960-е гг. был замечен ряд случаев положительной корреляции стабильности экосистем с высоким видовым разнообразием (дождевой лес, коралловые рифы). Освоение человеком природных экосистем, создание искусственных биоценозов влекло за собою уменьшение видового разнообразия. Но и сегодня основным резервуаром генетического разнообразия являются природные экосистемы. Утрата тех или иных генетических ресурсов необратима. Определенную озабоченность этой проблемой наука, общественность и государство стали проявлять достаточно давно, что получило отражение в системе мер сохранения генофонда природных экосистем, выражением которых стали региональные “Красные книги” (1981, 1993 и 2005 гг.). “Красные книги” концентрируют внимание на редких, малочисленных и исчезающих видах, не затрагивая обычные виды и их местообитания. В связи с этим назрел вопрос об охране биологического разнообразия в целом, а не отдельных его компонентов.

В аспекте видового богатства биоценозов представляет интерес еще одно явление. На границе двух биоценозов всегда имеется так называемая переходная зона, называемая экотоном. Примеры экотонов — заболоченный берег озера; заросли кустарника по опушке леса. Видовой состав биоты в экотонах численно всегда богаче соседних биоценозов (так называемый краевой эффект, или эффект опушки).

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочие тетради:

1) годы издания первых “Красных книг”;

2) определение понятия “экотон” (переходная зона между двумя биоценозами).

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Проводит фронтальный опрос, уточняя степень усвоения основных понятий, изученных на уроке.

Ø Деятельность учащихся

Формулируют определения новых понятий и терминов с помощью записей в рабочих тетрадях.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Задает домашнее задание:

— изучить § 16 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;

— изучить записи в рабочей тетради;

— выписать в рабочую тетрадь примеры видов-доминантов;

— подготовить и записать вопросы по непонятным моментам.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в дневники домашнее задание.