Свет в жизни организмов - ОРГАНИЗМ И СРЕДА - 11 класс

Разработки уроков биологии в 10-11 классах

Свет в жизни организмов - ОРГАНИЗМ И СРЕДА - 11 класс

Цели урока:

образовательная: сформировать представление о свете и околосветовых участках электромагнитного спектра с точки зрения их воздействия на живую материю;

развивающая: способствовать формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире;

воспитательная: формировать экологическую культуру личности, установку на здоровый образ жизни; развивать эстетическое мироощущение; формировать экоцентрическое и гуманистическое мировосприятие.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: письменный тестовый контроль, словесные (лекция, объяснение, беседа с опорой на полученные ранее знания). Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины, понятия: видимый свет, ультрафиолетовое излучение, инфракрасное излучение, фотопериод, фотопериодизм, светолюбивые растения, теневыносливые растения, тенелюбивые растения.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация; карточки с тестовыми заданиями.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

характеризовать свет как абиотический фактор среды; фотопериод и фотопериодизм;

называть экологические группы растений по отношению к световому режиму.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.

Ø Деятельность учащихся

Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.

  1. II. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию. Дает нескольким учащимся (7-9) тестовые задания (на карточках) для письменного выполнения.

Тестовое задание

  1. Экологическими факторами среды называются:

а) элементы внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на организм;

б) химические вещества, которые организм использует в процессе жизнедеятельности;

в) растения или животные, которые окружают организм.

  1. Укажите неверный ответ. Следствием хищничества является:

а) уменьшение конкуренции между конкурирующими видами жертвы;

б) оздоровление популяции жертвы за счет поедания слабых, больных, травмированных особей;

в) полное уничтожение жертвы;

г)установление динамического равновесия численности жертвы и хищника.

  1. Ограничивающим (лимитирующим) называется фактор, величина которого:

а) выходит за пределы зоны нормальной жизнедеятельности;

б) выходит за пределы оптимума;

в) близка или выходит за пределы выносливости.

  1. На суше лимитирующим фактором является(-ются):

а) свет;

б) влага;

в) элементы минерального питания.

  1. Для растений суккулентов характерны:

а) мясистость и сочность стеблей и листьев, в которых запасается вода;

б) мелкие сухие листья в виде игл и колючек;

в) длинные стержневые корни.

  1. Проанализируйте график и схему.

На графике отражено различное отношение обитателей морей и океанов к солености воды. Расположите данные организмы в порядке усиления их стенобионтности.

На схеме изображены экологические ниши растений в двухмерном пространстве по двум факторам. Какие из этих трав молено считать стенобионтами по плодородию почвы (I), а какие — эврибионтами по влажности (II)?

Ø Деятельность учащихся

Задают вопросы по домашнему заданию. Выполняют тестовое задание.

III. Актуализация знаний, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся вспомнить из курса физики: что такое свет? На какие части делится спектр электромагнитного излучения? Как связаны длина волны, частота и энергия кванта?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы (кратко).

Ø Деятельность учителя

Ставит проблемный вопрос: какое значение может иметь свет в жизни организмов?

Ø Деятельность учащихся

Высказывают предположения.

  1. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Вариант I. Проводит с учащимися беседу, в ходе которой предлагает вспомнить, что является источником энергии для фотосинтеза. Затем сообщает, что значение света этим далеко не исчерпывается и его следует рассмотреть более подробно.

Вариант II. Читает краткую лекцию, построенную в ином плане, нежели материал учебного пособия.

В экологии под термином “свет” принято понимать весь диапазон излучения (в первую очередь, солнечного) в пределах длин волн от 0,05 до 3000 км.

Этот поток радиации распадается на несколько областей, отличающихся физическими свойствами и экологическим значением для живых организмов.

Ультрафиолетовые лучи по длине волны включают область от 150 до 400 нм (1 нм (нанометр) = 10-6 мм).

До поверхности земли доходят большей частью УФ-лучи с длиной волны от 300 нм. Они обладают довольно большой энергией и оказывают на организмы главным образом химическое действие, и частности, стимулируют процессы клеточного синтеза. Облучение ультрафиолетом 320-350 нм успешно используется в интенсивном животноводстве (ускоряет рост животных).

Видимый свет составляет 40-50 % солнечной энергии, достигающей Земли. Его важнейшее экологическое значение определяется тем, что свет является фактором фотосинтеза, выступая здесь в роли источника энергии.

Способность воспринимать лучистую энергию у хлорофилла и у зрительных пигментов животных очень близка, поэтому область фотосинтетически активной радиации практически совпадает с диапазоном видимой части спектра (400-700 нм). Лишь бактериохлорофилл способен поглощать свет до 900 нм.

Зеленые растения поглощают -75 % падающей на них лучистой энергии доступного спектра, но на фотосинтез используют только 1-10 % этого количества. Остальная энергия затрачивается на транспирацию и другие процессы.

Свет и биологические ритмы. Жизнь на планете всегда происходила в условиях ритмически меняющейся среды. Постоянная смена дня и ночи, регулярные сезонные изменения фотопериода (соотношения светлого и темного времени суток) и климата явились причиной того, что живые организмы выработали определенные связи ритмов своей биологической активности с суточной и сезонной цикличностью условий среды.

У большинства организмов биологические ритмы активности так или иначе синхронизированы с закономерными изменениями светового режима — фотопериодическая регуляция биоритмов. (Исключения — обитатели морских глубин, пещер, экваториальных регионов, где фотопериод не меняется по сезонам.)

Наиболее выражены суточные и сезонные ритмы биологической активности.

Суточные ритмы свойственны большинству растений и животных.

У растений они проявляются:

— в изменении интенсивности и стадийности фотосинтеза;

— изменении в испарении и всасывании воды;

— открывании и закрывании цветков;

— погружении в воду (водяные лилии и др.);

у животных:

— в дневной, ночной или сумеречной активности;

— изменениях в терморегуляции и других физиологических процессах.

Сезонные ритмы. Организмы, обитающие в условиях сезонной смены климата, характеризуются наличием сезонных экологических и физиологических изменений.

У растений это сезонный характер:

— цветения, образования семян, а также клубней и луковиц;

— вегетации (в том числе сбрасывание листьев и др.);

у животных — сезонные явления размножения, линьки, миграций, спячки и диапаузы.

Ø Деятельность учащихся

Участвуют в беседе. Записывают основные понятия и их определения в рабочие тетради. Делают вывод о том, что свет как экологический фактор имеет важнейшее значение, потому что является источником энергии для фотосинтеза.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Предлагает зачитать определения новых терминов и понятий, выписанные учащимися в рабочие тетради. Дает задание — выписать из учебного пособия (с. 18, 19) понятия “светолюбивые растения”, “теневыносливые растения”, “тенелюбивые растения”.

Ø Деятельность учащихся

Зачитывают определения терминов и понятий; выполняют задание.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся закончить фразы, которые написаны на доске и тем самым выразить свое отношение к материалу, изученному на уроке.

Ø Деятельность учащихся

Завершают фразы:

Мне было интересно...

Мы сегодня разобрались...

Я сегодня понял, что...

Мне было трудно...

Завтра я хочу на уроке...

VII. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Задает домашнее задание:

— изучить § 5 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;

— изучить записи в рабочей тетради;

— подготовить и записать вопросы по непонятным моментам.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в дневники домашнее задание.