загрузка...

Окружающий мир 4 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2016 год

Часть 2. Человек и человечество

Раздел II. Человечество

Глава III. Человек и прошлое человечества

§ 10. Первобытный мир — первые шаги человечества

• Стр. 47. Вспоминаем то, что знаем

Человек, в отличие от животных, ходил на двух ногах, жил в пещере, изготовлял орудия труда, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий. Первобытный человек, как и любое животное, жил охотой и имел ловкие подвижные конечности.

• Стр. 51. Применяем новые знания

1. Эпоха первобытного мира — первая историческая эпоха (более 2 миллионов лет назад — 5 тысяч лет назад), в течение которой появились первые человеческие общества.

2. История есть цикл повторяющихся событий. Без прошлого не бывает настоящего, равно как и будущего.

3. Потому что выжить мог только сильнейший. Первобытный человек не делал зла только своим сородичам; все остальные считались врагами. Эти обычаи для нас считаются дикими.

4. Вначале кроватью, стулом, столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что ими создано.

§ 11. Древний мир — рождение первых цивилизаций

• Стр. 59. Применяем новые знания

1. Древний мир — историческая эпоха, в течение которой среди первобытных племен возникли первые цивилизации, которые передали нам свои достижения.

2. Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Западная и Средняя Азия.

Рассказ о Древней Индии:

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира — Индской Цивилизации. Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, — было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н. э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом — первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

Исконным божеством у коренных жителей Древней Индии — дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма — Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну — его хранителем, Шива — его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе в соседстве е древнейшей мировой культурой — Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо- запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры, религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

3. Люди стали объединяться; появились первые цивилизации, первые государства.

4. Главным достижением древнего мира является изобретение алфавита. Благодаря этому люди стали быстрее развиваться. Знания стало возможным накапливать путём их записи, а не запоминания отдельными людьми. Появились новые направления развития. Важность изобретения алфавита и письменности трудно переоценить. Достаточно посмотреть на народы, у которых слабо развита грамотность — как плохо обстоят у них дела со всеми остальными сферами жизни и развития.

5. Считать равными себе только представителей своей цивилизации и держать в качестве рабов чужестранцев — неверное представление о справедливости. Все люди равны.

7. В отличие от представителей первобытного мира, люди Древнего Мира не только передавали свой опыт и знания из уст в уста, но и путем письменных источников.

§ 12. Эпоха средних веков — между древностью н Новым временем

• Стр. 67. Применяем новые знания

2. Тысячу лет — с конца V до конца XV века — продолжались Средние века. В Средневековье возникли многие современные государства и города. С тех пор сохранились замечательные памятники архитектуры. Было изобретено книгопечатание. От Древнего Мира до Средних Веков культурные и технические достижения человечества постепенно совершенствовались.

а) В древности употреблялись для письма разные материалы: вырезали слова на каменных досках, потом на медных; писали на листьях или на коре растений, на коже животных, пергаменте.

Изобретателями бумаги были китайцы. Это важное открытие, замены которому нет и по сей день.

До изобретения бумаги в Китае писали на бамбуковых дощечках или на шелке.

Честь изобретения книгопечатания приписывается Иоганну Гутенбергу. Книгопечатание увеличило число книг и сделало их дешевле, доступнее для народа. А вместе с распространением книг быстрее начали распространяться и разные знания.

б) Кочевники изобрели стремена. Стремя сделало всадника устойчивым в седле и позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник обрушивал на пехотинца удар, в который вкладывал всю массу своего тела.

Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. Вначале это были кольчуги, сплетенные из колец. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. Голова защищалась шлемом с забралом. Вес снаряжения доходил до 50—60 кг.

Китайцы изобрели порох, который вначале использовался для организации фейерверков, а затем он нашел применение в военном деле.

в) Основным достижением средних веков считают использование лошади. Она стала первым помощником человека.

Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне, — ведь раньше пахали на быках.

3. Многие современные государства возникли в Средневековье — Россия, Франция, Англия, Германия и другие. Хотя в то время они были раздроблены и состояли из нескольких государств.

4. Книгопечатание и выдающиеся образцы живописи, скульптуры, архитектуры.

6. Ценность человека определялась по его сословному происхождению; развивалось неравенство людей, с чем нельзя согласиться.

7. В средние Века стало возможным передавать знания и опыт с помощью книг.

§ 13. Новое время — торжество Европы

• Стр. 73. Применяем новые знания

1. Новое время — историческая эпоха (XY — начало XX века), в течение которой стремительно развивалась европейская цивилизация.

2. В Средние века люди думали, что все должно идти по раз и навсегда заведенному порядку. В Новое время начинают цениться предприимчивость, стремление найти применение своим знаниям и талантам. Первую кругосветную экспедицию в 1519—1521 годах возглавил Магеллан. После нее стало ясно, что Земля имеет форму шара. Хотя еще в Средние века люди думали, что Земля плоская. В эту эпоху значительно изменилась карта мира. Были открыты неизвестные раньше океаны, материки, острова. В это же время люди сделали много научных открытий: узнали о микробах, электричестве, силе притяжения. Были изобретены новые лекарства, паровоз и пароход, фотоаппарат и многое другое.

3. Потому что именно в европейских странах развивались наука и культура.

4. В Новое время сложился облик многих городов — Парижа, Лондона, Вены, Санкт-Петербурга. Во многих европейских городах открылись университеты, театры, библиотеки, картинные галереи, музеи.

5. Когда капиталист эксплуатирует рабочих — с этим согласиться нельзя.

6. В Новое время стало возможно хранить и передавать информацию с помощью достижений науки и техники.

§ 14. Новейшее время — трудный шаг к единому человечеству

• Стр. 79. Применяем новые знания

1. Это историческая эпоха (XX век), в течение которой человечество перенесло тяжелые испытания и были заложены основы всемирной общечеловеческой цивилизации.

2. Новейшее время — эпоха жестоких войн и испытаний. Без осмысления того, что все люди составляют единое человечество, невозможно отойти от привычки искать врагов.

3. С одной стороны, Новейшее время — эпоха многих научных открытий, несущих пользу человечеству; разрушения колониализма и объединения различных групп стран по политическим и экономическим мотивам. С другой стороны, в это время еще больше мир раскололся на богатые и бедные страны; появилось ядерное оружие, что повлекло за собой невиданную гонку вооружений.

4. Потрясенное насилием и жестокостью, человечество стало искать пути спасения и постепенно люди пришли к выводу, что все народы равны между собой, что нет ничего важнее, чем соблюдать и уважать жизнь, права и свободы каждого человека, каждой страны, всего человечества в целом.

5. Новейшее время характеризуется всплеском научно- технической мысли. Появились многочисленные передающие устройства, не ведомые предыдущим эпохам: спутники, компьютеры, телевизоры.





загрузка...
загрузка...