загрузка...

Окружающий мир 4 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2016 год

Часть 1. Человек и природа

Глава I. Как работает организм человека

• Стр. 8. Вспоминаем то, что знаем

1. Вода, тепло, свет.

2. Экосистема — это единство живой и неживой природы, где происходит круговорот веществ. Его поддерживают сами обитатели экосистемы.

3. Млекопитающие выкармливают своих детёнышей молоком.

4. Все органы человека взаимосвязаны, поэтому все они необходимы для жизни.

§ 1. Как устроен организм человека

• Стр. 10. Вспоминаем то, что знаем

1. Пять признаков отличают животных от других живых организмов:

а) животные являются многоклеточными организмами;

б) животные питаются другими живыми организмами, в том числе и растениями;

в) животные обладают способностью самостоятельно передвигаться;

г) у животных есть органы чувств;

д) размножение животных обычно происходит при участии двух полов.

2. У позвоночных к одному из концов позвоночника присоединяется череп, где содержится головной мозг; у них есть кровеносная система; хорошо развит опорно-двигательный аппарат (скелет-мускулы-сухожилия); число конечностей у позвоночных никогда не превышает четырёх.

4. Орган — часть тела с присущими ей определенной формой, строением и функциями. Взаимосвязанные между собой органы, выполняющие общие функции, называют системой органов. Например, кровеносная система включает сердце и сосуды; выделительная система — почки, мочеточники и мочевой пузырь.

• Стр. 13. Применяем новые знания

1. Органы опорно-двигательной системы.

2. Органы пищеварения.

3. Органы размножения.

4. Все органы, все системы организма взаимосвязаны и дополняют друг друга, все они жизненно необходимы для человека.

5. Их сходство в том, что обе системы управляют всем организмом.

6. Сердце, лёгкие, желудок, бронхи, кишечник, почки, мозг.

7. Играю в футбол — трудятся нервная система, скелет, мышцы, лёгкие, бронхи, сердце, мозг, кожа; ем конфеты и пью сок — трудятся органы вкуса, пищевод и желудок.

§ 2. Кожа — пограничник организма

• Стр.14. Вспоминаем то, что знаем

1. Покровная (кожа и ее производные).

Нервная система и органы чувств.

Опорно-двигательная (мышцы и скелет).

Кровеносная (сердечно-сосудистая) и лимфатическая.

Дыхательная.

Выделительная (мочеполовая).

Половая (репродуктивная).

Эндокринная.

Иммунная.

Пищеварительная.

2.

• Воспринимающая функция.

• Защитная функция.

• Функция теплорегуляции.

• Выделительная функция.

3. Кожные покровы.

• Стр. 15. Роль кожи в нашем организме

1. Кожа — наша природная «одежда».

2. На рисунках из учебника видно, как кожа защищает нас: от палящих солнечных лучей; от попадания краски (рисунки № 1 и № 2).

3. На рисунке № 3 на руках у Миши после работы в саду образовались мозоли. Причина — длительное давление лопаты на участок кожи.

4. На рисунке № 4 видно, что Лена, несмотря на длительное нахождение под прямыми солнечными лучами, не засохла, как некоторые растения на рисунке, благодаря свойствам кожи и работе потовых желез.

• Стр. 17. Применяем новые знания

1. Многослойность, эластичность, прочность, наличие особой смазки, с помощью сальных желез.

2. В коже много чувствительных нервных окончаний.

3. Потовые железы предохраняют нас от перегрева и избавляют от некоторых ненужных веществ, выводимых из организма вместе с потом.

4. Кожа позволяет поддерживать постоянной температуру нашего тела.

5. В жаркую погоду она не допускает перегрева организма за счет работы потовых желез; при купании кожа не дает телу переохладиться; при работе с ядовитыми веществами важно такое свойство кожи как многослойность — краски, лаки не попадают под кожу; при шитье и вязании нам помогает чувствительность кожи пальцев рук.

6. Чтобы поры сальных желез не засорялись пылью и грязью, нужно регулярно мыться с мылом и теплой водой. Чтобы кожа не теряла эластичности, ее нужно смазывать кремом. Защищать кожу от мозолей помогут перчатки при работе и удобная обувь при ходьбе.

7. Веснушки.

8. Если кожа приобрела желтоватый оттенок, врач сразу же определит проблемы с печенью. Плохая работа почек вызывает побледнение кожных покровов, кожный зуд. Покраснения, шелушения кожи вызывает аллергия.

9. Лекарства для наружного употребления могут быть опасны для внутренних органов. Степень защищенности кожи иная, нежели у внутренних органов.

§ 3. Как человек двигается

• Стр. 18. Вспоминаем то, что знаем

1. Наружный скелет — твердые части, одевающие тело животного и служащие для защиты его и для прикрепления мускулов. Они могут представлять собой наружное выделение кожи (например, хитиновый скелет членистоногих) или развиваться в самой толще кожи (например, скелет иглокожих). Скелет первого рода называют иногда накожным, в отличие от второго — кожного.

Внутренний скелет характерен для животных типа Хордовые. К внутреннему скелету изнутри крепятся мышцы и он служит для опоры и движения. Он может быть хрящевым, хряще-костным или костным. С хордой или без. Представлен внутренний скелет, как правило, черепом, позвоночником, конечностями и их поясами, которые крепят их к позвоночнику.

3. Движение — это основа всего живого на земле.

Типы передвижения животных.

а) Амебоидное движение.

Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например — лейкоцитам крови).

б) Движения при помощи жгутиков и ресничек.

Движение при помощи жгутиков и ресничек характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий; оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

в) Движение с помощью мышц.

Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Характерно для беспозвоночных и позвоночных животных.

Любое движение — это очень сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме.

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани — способность сокращаться. За счет сокращения мышц и осуществляется движение.

• Стр. 21 Применяем новые знания

1. Скелет — это каркас из костей, на которых держится наше тело. Скелет состоит из: позвоночника, ребер, костей черепа, ключицы, плечей, предплечий, кистей, бедер, голеней, стоп и таза.

2. Череп защищает головной мозг; позвоночник создает опору всему скелету; ребра защищают сердце и легкие; кости таза защищают внутренние органы; кости нижних конечностей обеспечивают прочность и подвижность ног (такую же функцию — применительно к рукам — имеют кости верхних конечностей); плечевой пояс соединяет руки с туловищем.

3. Сгибание руки в локтевом суставе зависит от двух противоположно работающих мышц.

4. Не нырять в местах, запрещенных для купания; проявлять осторожность при переходе улиц; быть внимательным к себе и друзьям в контактных спортивных играх.

5. Самые сильные мышцы низа тела — ягодицы.

Самая сильная мышца в человеческом организме — язык; также нельзя забывать о жевательной и сердечной мышцах.

6. Затекают мышцы.

7. Лучше, чтобы в работе были задействованы все мышцы человека. Поэтому, например, при сидячей работе необходимы перерывы для гимнастики и разминки.

§ 4. Путешествие бутерброде

• Стр. 22. Вспоминаем то, что знаем

1. Органы пищеварения.

2. Поглощенные организмом вещества перерабатываются в энергию, что позволяет человеку двигаться и жить.

• Стр. 24. Применяем новые знания

1. Язык; губы; зубы; слюнные железы; глотка; пищевод; печень; желчный пузырь; желудок; поджелудочная железа; кишечник. Все органы пищеварения вместе и каждый из них в отдельности участвуют в переваривании пищи, обеспечивая организм человека питанием.

2. Переваренная пища всасывается ворсинками тонкого кишечника. Всасывание является жизненно важным процессом. В результате, его питательные вещества из пищеварительного тракта попадают в кровь, а она приносит их к клеткам.

3. Пищеварительная система может удалять ненужные вещества из организма с помощью кишечника.

4. Если ядовитые вещества попадают в желудок, организм включает механизм рвоты, тем самым спасаясь от отравления.

5. Если зубы разрушены, то затрудняется механизм измельчения пищи. Плохо измельченная пища хуже усваивается организмом.

6. По своему желанию мы можем управлять языком, губами и зубами. Все остальные органы пищеварения действуют самостоятельно.

• Стр. 27. Применяем новые знания

1. В ходе пищеварения происходит превращение пищи сначала в частички, а потом в органические вещества, которые распадаются в процессе на все более и более мелкие, и в итоге способные проникать сквозь стенки клеток и переноситься кровью.

2. Правила: в пище должны присутствовать вода, минеральные соли, витамины, а также белки, жиры и углеводы.

3. Варка и жарка способствуют более легкой усвояемости пищи и напоминают ее переваривание организмом: продукты тоже подвергаются физико-химическим изменениям.

4. В таком случае круговорот веществ был бы невозможен.

§ 5. Как удаляются ненужные вещества

• Стр. 28. Проверяем то, что знаем

1. Химические превращения веществ в организме являются частью сложнейшего процесса, называемого обменом веществ. Из окружающей среды человек получает питательные вещества, воду, минеральные соли и витамины. В окружающую среду он выделяет углекислый газ, некоторое количество влаги, минеральных солей, органических веществ.

2. Углекислый газ выделяется через легкие при дыхании; вода выделяется с потом через кожу, а также через почки при мочеиспускании. Непереваренные остатки пищи удаляются органами пищеварения через кишечник.

• Стр. 29. Применяем новые знания

1. Кровеносные сосуды, почки, мочеточники, мочевой пузырь, кишечник и кожа.

2. В почках фильтруется кровь: в результате в организм поступает очищенная кровь, а все вредные или ядовитые вещества уходят вместе с мочой.

3. Питательные вещества все усваиваются организмом.

4. На рисунке № 1, где мальчик пьет воду в жаркую погоду, лишнюю воду будут выделять кожа и почки; на втором рисунке — почки.

§ 6. Для чего н как мы дышим

• Стр. 30. Проверяем то, что знаем

Самое главное отличие живых организмов от элементов неживой природы — постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Вот основные свойства живого:

а) Дыхание — процесс, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой.

б) Питание — усвоение питательных веществ, пищи живым организмом.

в) Выделение — процесс вывода ненужных или вредных для организмов продуктов жизнедеятельности.

г) Движение — изменение тела или частей тела особи в пространстве.

д) Рост — увеличение массы и размеров особи за счёт процессов биосинтеза.

е) Развитие — усовершенствование организма в течение жизни.

ж) Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на воздействия окружающей среды.

з) Размножение — воспроизведение себе подобных особей.

и) Наследственность — свойство передавать потомкам свои признаки.

2. Кислород обеспечивает дыхание большинства живых организмов на Земле.

• Стр. 33. Применяем новые знания

1. Во время вдоха межреберные мышцы поднимают ребра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. В результате объем грудной клетки увеличивается, легкие расширяются и втягивают воздух. При выдохе мышцы расслабляются, объем грудной клетки уменьшается и легкие, сокращаясь, выталкивают воздух.

2. Потому что можно простудиться.

3. При чихании прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и легкие.

4. «Когда я ем, я глух и нем»

5. Нужно надеть марлевую повязку на лицо, стараться не кашлять и не чихать в сторону товарищей.

6. Дым от сигарет попадает в легкие не только курильщика, но и окружающих, и также oтравляет их организм.

§ 7. Волшебная «восьмерка»

• Стр. 37. Применяем новые знания

1. Сердце, вены, артерии.

2. Капля крови, проходя по сосудам, описывает «восьмерку». При этом она дважды проходит через сердце, которое как бы в центре «восьмерки». Сначала кровь уходит к легким, затем снова возвращается в сердце (малый круг кровообращения). Во второй раз кровь проходит к органам и вновь возвращается в сердце (большой круг кровообращения).

3. Сердце работает как сложный мышечный «насос», сокращаясь 60 — 80 раз в минуту. А за год оно перекачивает три тысячи тонн крови.

4. Перегородка в сердце не дает смешиваться крови.

5. Артерия — крупный сосуд, при повреждении её кровь бьет струей, фонтаном, так что быстро можно потерять много крови. Из вены кровотечение происходит с небольшим давлением.

6. Нет, конечно.

Артерии — сосуды, несущие кровь от сердца. В артериях большого круга кровообращения кровь артериальная, в артериях малого круга кровообращения — венозная.

Вены — сосуды, несущие кровь к сердцу. В венах большого круга кровообращения кровь венозная, в венах малого круга кровообращения — артериальная.

7. Капилляры уже, поэтому кровь по ним движется быстрее.

§8. Что такое кровь

• Стр. 39. Применяем новые знания

1. Здоровое питание, чистая вода, чистый воздух.

2. Кровь участвует в защите организма от повреждений и инфекций, удаляет поврежденные и мертвые ткани. Она вырабатывает антитела для борьбы с различными инфекциями.

3. Капилляры расширяются от нагревания, и кровь приливает ближе к коже.

§ 9. Почему наш организм работает слаженно

• Стр. 42. Применяем новые знания

1. Нервная система состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга.

Центром нервной системы является головной мозг, находящийся в черепе. С головным связан спинной мозг, расположенный внутри позвоночника. Отходящие от него нервы пронизывают все тело.

2. Сознательное действие проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях, которые осознаются субъектом.

Бессознательные действия проявляются в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях, которые не осознаются субъектом.

3. Большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Благодаря их работе мы осознаем, что происходит, и решаем, как поступить.

4. Сон в жизни человека играет очень важную роль. По данным статистики, целую треть жизни человек проводит именно во сне. И это не удивительно, ведь именно во сне создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности нервной системы, восстанавливается функциональное состояние других органов и систем организма. Недаром почти все рекомендации по оздоровлению обязательно указывают на необходимость полноценного сна: это является средством профилактики развития множества заболеваний. Сигналы от органов чувств, поступающие в мозг во сне, сочетаются с работой мозга. Так возникают сновидения.

5. Боль — это сигнал нашему сознанию — «необходимо принять меры». При отсутствии чувства боли человек не будет знать, что именно не в порядке с организмом.

6. Ученые доказали, что выполнение человеком двух сложных дел одновременно заставляет полушария головного мозга работать раздельно и независимо друг от друга, каждое над своей задачей, что делает невозможным выполнение третьей сложной задачи одновременно с первыми двумя.

§ 10. Окна в окружающий мир

• Стр. 44. Вспоминаем то, что знаем

1. Шесть органов чувств: глаза — зрение; уши — слух; язык — вкус; нос — обоняние, запах; кожа — осязание; вестибулярный аппарат — чувство равновесия и положения в пространстве.

2. Потому что у растений отсутствуют органы чувств.

3. Какой образ жизни ведет животное, такие и органы чувств развиты лучше. Волку приходится искать добычу, и поэтому у него очень развиты обоняние и слух.

• Стр. 47. Применяем новые знания

1. Потому что они сравнили глаза с окнами. Через них мы видим из дома улицу, так и глазами мы видим окружающий мир.

3. У человека зрение, а у зверей — обоняние.

4. Надо беречь глаза от попадания посторонних предметов и травм.

5. Им не нужно поворачивать голову, чтобы видеть, что творится по бокам и спереди них, но в то же время такое зрение мешает, потому что не видно, что происходит позади.

§ 11 Многогранный мир чувств

• Стр. 48. Вспоминаем то, что знаем Когда темно.

Шесть органов чувств

Боковая линия рыб, термолокаторы, электрорецепторы.

• Стр. 51. Применяем новые знания

2. Сигналы не похожи тем, что они попадают в разные отделы головного мозга.

3. Надо рассказать, что можно очень больно упасть, удариться или что-то сломать.

4. Фрукты можно отличить с помощью зрения, вкуса и осязанием.

§ 12 Родители и дети

• Стр. 52. Вспоминаем то, что знаем

Два

У всех, как минимум, два, но у рыб и лягушки их должно быть намного больше, чем у слонов, потому что среда обитания рыб и лягушек намного агрессивней, чем у слонов.

Различие в процессе развития плода.

• Стр. 55. Применяем новые знания

1. Потому что они разные физиологически и приспособлены для обеспечения разных функций.

2. Отличаются своим отношением к потомству.

3. Такие же, как и у своих замечательных родителей — умными, сильными, добрыми, нежными, заботливыми.

4. Уважительно и вежливо.

5. Целомудренно и учтиво.

§ 13. Отчего мы иногда болеем

• Стр. 56. Вспоминаем то, что знаем Это одноклеточный микроорганизм

Организм вырабатывает антитела — бактериофаги, которые убивают микробы.

Повышенная температура, кашель, чихание, тяжелое дыхание.

• Стр. 59. Применяем новые знания

1. Болезнь нарушает защитную функцию организма, проникая в него от другого зараженного человека.

2. Врач проводит обследование больного и берет у него анализы.

4. От оспы, кори, ветрянки, дифтерии.

5. Нужно следовать правилам личной гигиены.

6. Больным в гости ходить не надо, потому что ты можешь заразить других своих знакомых.

§ 14. Наши предки — древесные жители

• Стр. 60. Вспоминаем то, что знаем

Основной отличительной особенностью млекопитающих является вскармливание детёнышей молоком.

Органы слуха.

Бедро, голень, стопа, лодыжка, пальцы, пятка.

• Стр. 63. Применяем новые знания

1. Строение рук

2. Никакие.

3. Разум.

4. Речь — это тоже набор звуков, но осмысленных, сформулированных.

5. Главное отличие человека от животных — это интеллект, способность мыслить.

6. Отличается меньшим волосяным покровом, строением позвоночника и черепа. Причина в образе жизни и прямохождении человека.

7. Разумный муравей был бы похож на человека.

8. Точно так же, как и человек. Отличия были бы только физиологические — из-за среды обитания.

§ 15. На заре человечества

• Стр. 64. Вспоминаем то, что знаем

Тарелка, книжка, пальто, рубашка, ложка, ботинки... Известно, что была Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Потому что он анализирует и продумывает свои действия. Проявляется это наличием речи, умением создавать средства производства и применять их, коллективно трудиться.

• Стр. 67. Применяем новые знания

1. Орудия труда — это средства, с помощью которых производится продукция и обрабатываются предметы.

2. Доказано, что нет.

3. Причиной стал коллективный труд.

4. Добиваться лучших результатов в охоте и развитии своего потомства.

5. Использование знаний, полученных в коллективном труде, и постоянная семья.

6. Отношение не одинаковое. Раньше чужого человека воспринимали как врага, не члена семьи.

7. Наличие разума позволило бы ему нормально учиться в школе. Конечно, после небольшого периода адаптации к современным условиям.

Приложение 1

• Стр. 68. Учимся решать жизненные задачи

Задача 1. Помощь младшим членам семьи

План действий:

• уложить сестру в кровать;

• измерить температуру;

• позвонить родителям на работу и сообщить, что сестра заболела;

• вызвать врача.

Задача 2. Помощь другу

Утром — занятие гимнастикой.

Днем:

Занятие в школе

Обед

Выполнение домашнего задания

Занятие в спортивной секции

Вечером:

Отдых

Сон





загрузка...
загрузка...