ЧЕЛОВЕК - ЗАЩИТНИК ПРИРОДЫ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЧЕЛОВЕК - ЗАЩИТНИК ПРИРОДЫ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края, с заповедными местами России, с растениями и животными из Красной книги России; учить называть растения и животных из Красной книги; продолжить формирование экологической культуры школьников

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края;

научатся называть растения и животных из Красной книги

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: Конституция Российской Федерации; Красная книга России

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Что запрещается делать на водоеме?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Запрещается:

1. Входить в воду разгоряченным (потным).

2. Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведенного для купания).

3. Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.

4. Купаться при высокой волне.

5. Прыгать с вышки, если вблизи от нее находятся другие пловцы.

6. Толкать товарища с вышки или с берега

Выделять существенную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- Во 2 классе вы узнали об основных правах и обязанностях гражданина страны, которые записаны в Конституции России - основном законе страны. Назовите эти права и обязанности, прочитав их еще раз (учебник “Окружающий мир. 2 класс”, ч. 2, с. 114-115)

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Все природные элементы взаимосвязаны и образуют единый организм, единый природный комплекс, который вот уже на протяжении десятков тысяч лет существует и живет по своим законам.

Далее рассказывает о влиянии человека на природу (см. ресурсный материал к уроку).

- Рассмотрите животных, изображенных на современных серебряных Монетах (с. 95). Назовите их. О чем напоминает государство своим гражданам, выпуская такие монеты?

- Сейчас с катастрофической скоростью гибнут тропические леса, половина которых уже истреблена. Через несколько десятилетий эти леса могут исчезнуть бесследно. А ведь именно там, всего на 7 % суши, встречается более половины всех видов растений и животных, живущих на нашей планете. В тропических лесах много удивительных и разнообразных лекарственных растений. Из них получают сырье для 1/4 всех производимых в мире медикаментов.

Широко применяемый аспирин изготавливают из вещества, выделяемого из листьев тропических ивовых деревьев. Местные жители используют для лечения целебные травы.

Помимо выполнения практических задач заповедники служат еще и эстетическим целям: благодаря им люди приобщаются к величественной красоте природы, отдыхают от шумной суеты и тесноты городов, воочию видят то, чего уже не найти нигде больше на планете.

Проводит динамическую минутку. С помощью цветных карточек делит класс на три группы. Организует групповую работу по методике “Мозаика”.

В заключение динамической минутки проводит беседу по прочитанным рассказам, формулируя вопросы, предложенные в конце каждого из них.

- В заповедниках ученые ведут наблюдения за всеми природными сообществами, заносят в списки Красной книги России растения и животных, которые подлежат охране. Исчезающие и редкие растения и животные в Красной книге отмечены разноцветными флажками. Красные флажки стоят около растений и животных, которые находятся на грани исчезновения. Желтым цветом отмечены организмы, численность которых восстанавливается. А зеленым - организмы, которые удалось спасти от исчезновения, но они еще малочисленны

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работают в парах, группах.

- Леса, поля, луга, болота, реки и озера - природные богатства нашей страны. Поэтому в России, как и в других странах мира, разработана государственная программа по охране природы.

- В статье 58 Конституции России записано: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”. Это касается не только взрослых, но и детей, тоже являющихся гражданами России, которые не только обязаны беречь природу, но и “имеют право на благоприятную окружающую среду” (cm.42).

Работа в парах. Рассматривают рисунки животных, изображенных на современных монетах, называют их и рассказывают, о чем напоминает государство своим гражданам, выпуская такие монеты.

- Ежегодно растет список редких и исчезающих животных и растений. Их можно спасти только специальными мерами: организацией заповедников, охраной растений

и животных в природных сообществах, запретом охоты и вырубки лесов. Так, в России повсеместно запрещена рубка дубовых рощ, охота на тигров, бобров, ограничена охота на соболя. В России создано более 100 заповедников. В них под охраной находятся все растения и животные. Благодаря этому в Баргузинском заповеднике на озере Байкал сохранен соболь. В Воронежском - спасли бобров, в Астраханском - серых гусей, пеликанов, белых цапель, нежно-розовый лотос; в Кандалакшском заповеднике - тупика, в Таймырском - овцебыка.

- Необходимо охранять этих животных, они занесены в Красную книгу России.

Работа в группах. Ученики первой группы читают рассказ в хрестоматии “Заповедники России”, второй - “Путешествие по Астраханскому заповеднику”, третьей - “Где и почему люди камни охраняют?”.

Затем школьники объединяются в новые “мозаичные” группы. В каждой такой группе находится по одному представителю из прежних групп. В “мозаичных” группах ученики по очереди рассказывают одноклассникам, что узнали нового

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Организует работу в тетради (задание 45, с. 34).

- Какие животные изображены (с. 34)? Соедините их стрелками с монетами и подпишите названия.

- Почему необходимо хорошо знать природные сообщества, чтоб охранять природу?

- Вот пример. В большом количестве добывали рыбу в устье Дуная, но ею питались и бакланы, которых, однако, признали вредной птицей, в связи с чем было принято решение уничтожать их, чтобы увеличить улов рыбы. Уничтожали, а потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье “вредных” бакланов, потому что в этих районах, в устье Дуная, среди птиц и рыб начались массовые эпидемии. Было установлено, что “вредители”, то есть бакланы, питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые заболевания.

- Каких санитаров водоемов знаете вы?

Эти примеры показывают, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире, как осторожно нужно подходить даже к проблеме “вредных” животных или растений. Природа - это сложнейшая взаимосвязанная и саморегулирующаяся система. В ней нет ничего “только вредного” и “только полезного”

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- В природе все взаимосвязано, и исчезновение одного вида повлечет за собой необратимые последствия.

- Хорошими санитарами в наших водоемах являются щуки. Они поедают больную рыбу, уменьшают распространение инфекционных заболеваний

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 94-96), рассказы из хрестоматии (с. 127-132), сказку Бориса Заходера “История гусеницы” (“Литературное чтение. 3 класс”, ч. 2, с. 80, 87, 93, 97)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Почему без знаний о природных сообществах невозможна охрана и защита природы?

- Какой ущерб могут нанести природе промышленность и сельское хозяйство?

- Заповедники и заказники той или иной страны являются ее достоянием или богатством всего человечества?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Прием “Мой город”.Подводя итог урока, класс “проектирует” на классной доске “город” из разноцветных домиков в соответствии со своим настроением: красный домик - если настроение в конце урока восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворительное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности)







Ресурсный материал к уроку

Влияние человека на природу

С развитием науки и техники на природный комплекс все больше и больше стал влиять человек. Человечество обрабатывает и интенсивно использует землю. Из недр Земли извлекаются миллиарды тонн угля, нефти и других полезных ископаемых. В засушливых районах прокладывают каналы и орошают поля, во влажных - осушают болота. Идет активное преобразование человеком природы. Там, где эта деятельность идет вразрез с законами природы, она, природа, жестоко мстит человеку: мелеют реки, образуются овраги, миллионы тонн плодородной земли уносятся пыльными бурями.

За последние 2 тысячи лет с Земли исчезло более 100 видов только млекопитающих животных, более трети из них - за последние полвека. Сейчас стали редкостью носороги, бизоны, индийский лев, большая панда, человекообразная обезьяна, некоторые виды сумчатых животных. Поэтому необходимо было взять под защиту многих животных. Так были созданы заповедники - особо охраняемые территории.

Уже в старину люди начали понимать, что необходимо защищать природу от самих себя. Благодаря мудрости наших предков некоторые земли почти в первозданном виде сохранились до сегодняшних дней. Именно тогда, много столетий назад, люди осознали, что отдельные виды растений и животных, а также неповторимые по красоте и ценности ландшафты могут исчезнуть; и только человек, своевременно и разумно вмешавшись в этот процесс, может остановить их гибель.

За последние 100 лет человек настолько изменил природу планеты, что многие виды растений и животных могут выжить лишь в заповедниках. Специально созданные условия помогли в Беловежской пуще в Белоруссии сохранить зубра, в Бадхызском заповеднике в Туркменистане - кулана, в Сихотэ-Алиньском и Лазоревском заповедниках в Приморье - тигра, пятнистого оленя и горала. Такие редкие птицы, как фламинго, белая цапля, султанка, и такие растения, как лотос, самшит, фисташка, сохранились только благодаря заповедникам.