ПОЛЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ПОЛЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о поле как искусственно созданном человеком природном сообществе для выращивания культурных растений; познакомить с многообразием представителей растительного и животного мира поля и возможностью их совместного обитания; способствовать формированию умений работы с разными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с природным сообществом “Поле”; многообразием растительного и животного мира поля и их взаимодействием;

получат представление о том, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений;

научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питания в природном сообществе “Поле”

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество)

Образовательные ресурсы: иллюстрации и рисунки с изображением животных и растений поля; гербарии или рисунки культурных и сорных растений поля, гербарии или рисунки растений леса и луга

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Проводит графический диктант (см. ресурсный материал к уроку).

- Назовите ценные кормовые травы, которые растут на лугу? Почему они здесь произрастают?

- Какие ядовитые травы знаете?

- Чем животный мир луга отличается от леса?

- Почему на лугу так много насекомых?

- Какую пользу приносят человеку пчелы?

- Какие растения и животные луга подлежат охране?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Выполняют графический диктант.

- Лютик едкий, болиголов, сон-трава

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадки:

• Зимой бело, весной черно,

Летом зелено, осенью стрижено. (Поле.)

• В долг зерно возьмет –

Каравай вернет. (Поле.)

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Отгадывают загадки.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику.

Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.

Обсуждение (возможно в парах, группах).

Формулирование вариантов выводов. Обобщение

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Какие зерновые растения люди выращивают на полях и какие продукты питания из них получают?

- Прочитайте первые пять абзацев параграфа в учебнике (ч. 2, с. 55, 56) и выделите новые сведения, которые на заседании клуба не обсуждались.

- Как вы себе представляете поле?

- Отгадайте, какие культуры выращивают на поле (см. ресурсный материал к уроку).

- На какие культуры разделяют растения поля?

- Назовите несколько видов каждой группы.

- Но на полях вместе с культурными растениями вырастают и сорняки. Назовите их.

- Почему они так хорошо растут на полях?

- К чему приводит разрастание сорняков?

- Как бороться с сорняками?

- Обратите внимание на насекомых-вредителей, которые приносят вред культурным растениям (колорадский жук, морковная муха, капустная белянка, тля, жук- кузька и др.). Но среди животных поля есть и друзья культурных растений (божьи коровки, насекомоядные птицы - жаворонок, серая куропатка).

- Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 56). Какие животные обитают в поле?

- Отгадайте загадки:

• Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

• В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот.)

• Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

• Вот я хитренький какой! (Хомяк.)

- Почему все эти животные живут в поле?

- Рассмотрите иллюстрацию с изображением насекомых поля в учебнике (ч. 2, с. 57). Какие насекомые есть на полях?

- Все ли насекомые безобидны? Какие насекомые приносят вред?

- Но у растений поля есть и друзья: божья коровка поедает тлю, жаворонок и серая куропатка питаются насекомыми-вредителями. Серая куропатка - единственная птица, которая уничтожает колорадских жуков. Насекомых-вредителей и их личинки поедают грачи, чайки, вороны.

- Почему в полях живут мелкие зверьки?

- Кто строит свой домик среди колосьев?

- Она очень маленькая, весит меньше 5 граммов, как кусочек сахара.

- Под землей живут мыши-полевки, кроты.

- Кто охотится на мышей?

- Чем отличается заяц-беляк от зайца-русака?

- Почему у зайца-русака не меняется шерсть?

Организует работу в парах.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- На полях люди выращивают рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, кукурузу, гречиху. А главные продукты питания из зерновых культур - хлеб и крупы.

- Поле - это большие участки земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников.

- Поле - это тоже природное сообщество, но оно искусственно создано человеком для культурных растений.

- Растения поля разделяют на культуры: зерновые, овощные, масленичные, прядильные, кормовые.

- Зерновые: рожь, ячмень, пшеница, овес, просо, кукуруза, гречиха; овощные: капуста, свекла, картофель, горох, морковь, помидор; кормовые: люцерна, люпин; масленичные: подсолнух; прядильные: лен, хлопок.

- Сорняки - осот, лебеда, василек полевой, вьюнок, пырей, сурепка, пастушья сумка.

- Сорняки-наносят вред культурным растениям. У сорняков очень развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные соли. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света. Поэтому на полях, где много сорняков, всегда плохой урожай.

- Разрастание сорняков приводит к плохому урожаю культурных растений.

- Сельские труженики стараются избавиться от сорняков на полях и проводят прополку.

- В поле обитают мыши, кроты, зайцы, куропатки.

Отгадывают загадки.

- На полях много пищи.

- Бабочки, кузнечики, пчелы, шмели, жуки.

- Колорадский жук, тля, капустная белянка приносят вред.

- На полях низкорослые растения, мелким зверькам легче спрятаться от хищников.

- Мышь-малютка строит свой домик среди колосьев.

- На мышей охотятся ежи, совы.

- Заяц-русак живет в поле и к зиме не меняет шерстку.

- На полях мало снега.

Работа в парах. Рассматривают рисунки животных, которые обитают в поле. Один из учеников называет их, а другой рассказывает, чем они питаются. Затем одна из пар озвучивает свой ответ для всего класса

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Чем поля отличаются от лугов?

- Почему люди борются с сорняками?

- Зависит ли жизнь хищных птиц от растений поля?

- Составьте цепи питания, которые образуются на поле.

Организует работу в тетради № 2 (задания 22-24, с. 19)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

- Поле - это природное сообщество, которое искусственно создано человеком для культурных растений.

- Сорные растения наносят вред культурным растениям, поэтому полеводы проводят прополку на полях и удаляют сорные растения.

- Да, потому что хищные птицы питаются растительноядными животными. Если будет плохой урожай растений на полях, будет меньше пищи растительноядным животным, они будут умирать, а значит, будет меньше пищи и хищникам.

Составляют цепи питания:

Зерно → мыши → ежи →совы.

Картофель → колорадскийжук → куропатка →хищные птицы.

- Первым звеном в цепи питания всегда являются растения

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 55-58), рассказы из хрестоматии “Почему на полях после гороха другим растениям хорошо живется?”, “Какие грызуны живут в поле?”, “Какие птицы охраняют наш урожай на полях?”, “Почему пырей называют “огнём полей”?” (с. 113-120).

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя, поставьте значок “+” на линии в том месте, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в уроке

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Анкета

1. Я считаю, что урок был

интересным ____________ скучным.

2. Я научился

многому ____________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно ____________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто ____________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке

я доволен ____________ не доволен

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием







Ресурсный материал к уроку

Графический диктант

- Если высказывание верно, поставьте знак “+”. Если высказывание неверно, поставьте знак “-”.

1. Лес - это природное сообщество, где скапливается вода, и поэтому там растут влаголюбивые травянистые растения.

2. Луг - это природное сообщество, где растения растут ярусами.

3. Сосна, ель, береза, черника, шиповник, земляника, мох - это растения леса.

4. Колокольчик, клевер, тимофеевка, перепелка - это сообщество “Луг”.

5. Выпиши названия обитателей луга: бабочка, медведь, жук-могильщик, шмель, мышь, дятел.

Ключ:

1

2

3

4

5

-

-

+

+

бабочка, шмель, мышь

Загадки

• В поле - метелкой,

В мешке - золотом. (Овес - зерновые.)

• Топили, сушили,

Колотили, рвали,

Крутили, ткали,

На стол клали. (Лен - прядильные.)

• Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель - овощные.)

• Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (Рожь - зерновые.)

• Красный нос В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь — овощные.)

• Стоит он задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнух — масленичные.)

• В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница — зерновые.)