ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. КОМПАС

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. КОМПАС

Тип урока: применение знаний на практике

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с устройством компаса и правилами работы с ним; содействовать развитию умений находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями “горизонт”, “линия горизонта”, “стороны горизонта”;

научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам; оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру

Образовательные ресурсы: цветные мелки (красный, зеленый), компасы, цветные карандаши, листы бумаги

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Назовите предметы в классе, которые находятся в северном направлении; южном; западном; восточном.

- Как определить стороны горизонта в солнечный день? Проводит графический диктант, читает предложения.

- Если предложение верное, то вы рисуете на листе бумаги зеленый кружок. Если предложение неверное - красный треугольник.

Текст диктанта:

1. Горизонт - это местность, которую мы видим вокруг себя.

2. Границу, отделяющую видимую часть поверхности Земли от невидимой, называют линией горизонта.

3. Если идти долго-долго, то можно достичь линии горизонта.

4. Дойти или доехать до линии горизонта нельзя.

5. На море или озере линия горизонта видна хуже, чем в лесу.

6. Различают четыре основные стороны горизонта.

7. Север, юг, запад, восток - промежуточные стороны горизонта.

8. В Северном полушарии солнце в 12 часов дня всегда светит с севера.

9. Если в полдень стать спиной к солнцу, то восток будет направо.

10. На карте и глобусе меридианы показывают направление север - юг, а параллели - запад - восток.

- Людей всегда влечет неизведанное, тянет в далекие уголки Земли. Но как найти дорогу в незнакомом месте? Оказывается, это не проблема, ведь вокруг нас множество помощников, зная которые можно смело исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться.

- Как определить стороны горизонта по Солнцу?

- Как определить стороны горизонта по звездам?

- А сейчас вместе с Мишей и Машей попробуем определить стороны горизонта по местным признакам в разное время года.

- Как найти путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?

- Если небо затянуто тучами, ориентироваться по Солнцу или Полярной звезде невозможно. Как быть?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

После выполнения задания проверяют свои работы и выставляют себе оценки, используя шифр, который записывается на доске:

Выделять существенную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

1

кружок

2

кружок

3

треугольник

4

кружок

5

треугольник

6

кружок

7

треугольник

8

треугольник

9

кружок

10

кружок

- Солнце восходит на востоке, заходит на западе, в полдень тень от предметов показывает на север.

- Полярная звезда показывает на север.

Называют способы определения сторон горизонта по местным признакам:

1. Мхи и лишайники чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев.

2. Муравьи сооружают свои жилища обычно к югу от ближайших деревьев, пней, кустов.

3. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

4. На южной стороне дерева, стоящего на опушке, веток всегда больше, чем на северной.

5. Кора деревьев с северной стороны грубее и темнее. Особенно это хорошо заметно на березе.

6. В сухую жаркую погоду с южной стороны стволов ели и сосны выделяется больше смолы.

7. После дождя стволы деревьев с северной стороны дольше остаются темными, влажными.

8. На северных окраинах полян трава весной более густая, чем на южных.

9. Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны.

10. Помните, что по одному местному признаку определить точно стороны горизонта невозможно. Для этого нужно использовать несколько местных признаков, только тогда вы сможете выбрать правильное направление движения

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Отгадайте загадки:

• В кармане моем - замечательный друг:

Он знает, где север, и знает, где юг. (Компас.)

• На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться. (Компас.)

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отгадывают загадки.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение*:

Есть компас и можно за кладом идти.

Но нет, не спеши, погоди!

Без знаний дорога длинна и трудна.

Как компас работает, не знаю - беда.

Друзья, помогите, скорей подскажите,

Дорогу по компасу мне объясните.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику, хрестоматии.

Практическая работа

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Если в Евразии день, на каком материке в это время ночь? Причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. День на той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу, а на противоположной стороне земного шара - ночь. Следовательно, если в Евразии - день, то ночь будет на материках, расположенных на противоположной стороне планеты.

- Обратите внимание на следующие моменты:

1) восход Солнца из-за линии горизонта и заход за линию горизонта связан с вращением Земли вокруг своей оси;

2) Земля вращается всегда в одном направлении - с запада на восток, поэтому для жителей Земли Солнце всегда восходит на востоке, а заходит на западе;

3) люди могут определять стороны горизонта на местности (ориентироваться) по положению Солнца в ясный солнечный день, а также по другим приметам природы.

- Прочитайте текст хрестоматии “Живые компасы”.

- Могут ли названные признаки помочь морякам и летчикам в определении сторон горизонта?

- Компас - это прибор для определения сторон горизонта. Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера назвали его “ведающим югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.

Первый компас был очень громоздок и не похож на сегодняшний. Он выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялась на пробке, плававшей в сосуде с водой.

Такой компас вы можете сделать дома сами.

Давайте рассмотрим современный компас.

Ни один корабль, ни один самолет, ни один геолог, прокладывающий путь к новым месторождениям полезных ископаемых, не может обойтись без компаса.

Магнитная стрелка компаса - одно из величайших изобретений человечества. С ее помощью можно ориентироваться в пространстве: на море, суше и в воздухе. Устройство компаса просто. В плоской цилиндрической коробке на остриё стальной иглы подвешена магнитная стрелка. Острый конец иглы опирается на твердый камень, обычно агат, вправленный в середину компаса. Свободно лежащая стрелка принимает определенное положение, при котором один конец, окрашенный синим, указывает на север, другой, красный, - на юг. Положение стрелки можно закрепить, прижав ее к стеклянной крышке коробки с помощью рычага.

Если компас положить на магнит, то его стрелка всегда сориентируется по направлению к полюсам магнита, как бы мы ни поворачивали коробку с компасом.

- Прочитайте рассказ “Про магнит и компас” в хрестоматии “по цепочке”.

Проводит практическую работу “Части компаса”.

- Из каких частей состоит компас?

- Что означают буквы С, Ю, 3, В?

Демонстрирует алгоритм работы с компасом.

- Определите местонахождение предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно)

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

- Ночь будет в Северной и Южной Америке.

Читают “по цепочке” текст хрестоматии “Живые компасы”. Составляют кластер-схему:

Знакомятся с устройством компаса.

Заранее подготовленный ученик рассказывает дополнительную информацию про компас.

Читают “по цепочке” рассказ “Про магнит и компас” в хрестоматии.

Выполняют практическую работу с компасом.

- Основная часть компаса - это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке - корпусе.

На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, 3, В.

Каждый ученик держит компас и повторяет правила работы с компасом:

1. Положите компас на ладонь.

2. Освободите стрелку компаса от предохранителя.

3. Поверните корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С - север.

Определяют местонахождение предметов с помощью компаса

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Практическая работа

Организует работу по учебнику, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Определите с помощью компаса стороны горизонта в нашем классе.

- Рассмотрите рисунок (с. 40). Расскажите, в какой стороне горизонта расположены предметы.

- Определите, в каком направлении от вашей парты находится стол учителя.

- К какой стороне горизонта обращена дверь классной комнаты?

- Какие виды ориентирования вы знаете?

- Какое ориентирование будет самым точным? Почему?

- Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?

- В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?

- Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?

- Мох растёт с ... стороны?

Организует самостоятельную работу в тетради (задания 22, 23), демонстрирует порядок работы с прибором.

- Прочитайте текст и повторите правила работы с компасом (задание 22)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Определяют с помощью компаса стороны горизонта в классной комнате.

-...северной...

Задание 22: рассматривают рисунок компаса и записывают названия основных частей прибора: конец стрелки компаса, направленный на север, закрашивают синим цветом, а конец стрелки, направленный на юг, - красным цветом.

Задание 23: работают в парах самостоятельно

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Изготовить компас (рисунок самодельного компаса можно найти в хрестоматии, с. 29). Выполнить в тетради для самостоятельной работы задания 20, 21, 24. Прочитать статью учебника (с. 38-41). Прочитать рассказы из хрестоматии (с. 28-32)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

В задании 24 указан список литературы, которую по данной теме нашла Маша. Ученики могут к заключительному уроку составить свои списки дополнительной литературы, которую они прочитали по теме, и подготовить краткое сообщение о том, что нового узнали из книг и журналов

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие существуют способы ориентирования?

- Для чего предназначен компас?

- Как работают с компасом?

- По каким местным признакам можно определить стороны горизонта?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Способы ориентирования: по Солнцу, по компасу, по местным природным признакам.

- На планете действует сильное магнитное поле Земли. Эта сила и притягивает к себе намагниченную стрелку компаса, и она сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость










* URL: http://lit-dety.ru/uroki-2/orientirovanie-na-mestnosti.htrnl/