Искусство, его формы - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Искусство, его формы - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем:

1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художественное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла автора. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного.

Основные функции искусства:

Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты.

Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.

Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждый последующий этап исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, библиотеках, частных коллекциях.

Стиль — это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.

Известны следующие стили искусства:

Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптур.

Барокко (в пер. «странный, причудливый, вычурный»). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

Рококо (от фр. rococo). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом.

Классицизм (от нем. klassizismus). Характерная особенность — обращение к образам и формам античного искусства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота.

Сентиментализм (от фр. sentimentalisme). Характерные особенности — внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.

Романтизм (от фр. romantisme). Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм.

Реализм (от лат. realis — действительный). Характерная особенность — правдивое, объективное отражение действительности.

Модернизм (от лат. modernus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций.

Постмодернизм — стиль, которым определяется искусство после модернизма.

Эклектика. Сочетание элементов разных стилей.

Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически (хотя и довольно условно) различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям.

Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видамискусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу.

Классификацию видов культуры, принятую в научном сообществе можно разделить по свойствам и родам.

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура).

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка).

По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика). Они основаны на пластике человеческого тела.

2. Пространственные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.

3. Временные виды искусства (поэзия, музыка, драма, эстрада). Здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.

4. Технические или синтетические виды искусства (видеографические — телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн). В них образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства.

Восприятие мира через искусство, или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от «настоящей» жизни. Такой взгляд на искусство присущ примитивному человеку. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

Через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты — секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное — прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на земле два человека, которые бы одинаково воспринимали красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут если и не противоположные, то уж точно в чем-то не совпадающие мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ — заставляющее задуматься; романтик — вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша считает эталоном красоты свою возлюбленную. В итоге определяющую роль в этом споре играет личность человека и его духовный мир.

Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в сравнении с ветром). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека — все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусство вне человека: личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого — доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей — современная идея, важная для политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в отражении интересов народа, изображении существенных сторон действительности, в понятности языка, воспитании творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости и предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства — экранное, представляющее собой продукт компьютерных и видеотехнологий.

В современном обществе идет спор о соотношении искусства с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят о том, что искусственные меры лишь на время задерживают их разрушение перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда следует помнить, что с очередным разрушенным памятником искусства от людей безвозвратно уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие до нас из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей следует выделить общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных научных и моральных ценностей, что, по словам А. С. Пушкина «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»; а также внушение определенных мыслей и чувств.

В России государство оказывает поддержку искусству, гарантируя свободу творчества. В статье 44 Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».